О городах Покровск и Константиновка в Донецкой области журналисты Коротко про рассказывали уже не раз. Именно эти населенные пункты – самые крупные в этой части региона – сейчас принимают на себя основные удары российской армии.
Ежедневно в города летят ракеты, ФАБы, КАБы, и если раньше российская пропаганда сообщала, что они летят по «центрам принятия решений» (на поверку оказавшимися жилыми домами, больницами, детсадами, школами…), то сейчас уже никто ничего не объясняет. Города просто стирают с лица земли.
Пока и Константиновка, и Покровск держат удары, но их превращение в очередные пустыри на месте городов, разбитых в щепки, может быть очень быстрым, если ВСУ не получит помощь от стран-союзников.
Константиновка: из рынков уцелел только один – Хитрый
Во вторник, 23 апреля, россияне обстреляли Константиновку (приблизительно 15 км от линии фронта) управляемыми авиабомбами, разгромив дома и ранив несколько мирных жителей, которых экстренно отправили в Днепр, в знаменитую больницу имени Мечникова. Были повреждены автомобили, линии электропередач, дома не только в Константиновке, но и в прилегающих к городу селах – Белой Горе, Дилеевке, Ступочках, Предтечино и т.д.
- По нам бьют с особой жестокостью, наверное, потому что с 2014 года Константиновка не сдается. Да, тут находятся украинские военные, но Россия целится именно в жилые дома, убивает детей – и все это под предлогом «освобождения», - делится житель города, пенсионер Алексей Степанович. – Нам перебили водовод, к счастью, не весь – на другом конце города вода есть.
Пенсионер вместе с супругой летом 2022 года выехал из города в более безопасный, как им показалось, Покровск. Там жили друзья – старики скооперировались в одном доме, помогая друг другу. Но покровские друзья не выдержали войну и умерли практически один за другим – и константиновцы вернулись домой.
- Мы живем возле железнодорожного вокзала, и чуть ли не каждый день мелькает мысль – может, уехать далеко-далеко, чтобы не слышать и не видеть всего этого? Но как бросить дом, могилы близких, оставить кошку, которую мы не сможем взять с собой? Мы решили, что если уж придет час умирать – то лучше это сделать в родных стенах, - объяснил Алексей Степанович.
Интересно, что, по словам собеседника, так думают достаточно много жителей Константиновки, особенно пожилых. Единственный повод для них переехать в безопасное место – если их дом будет окончательно разрушен.
- И стреляют, стреляют, и даже в церковь, похоже, метят, и в рынки – наш Хитрый рынок просто чудом еще более-менее цел. У многих не выдерживают нервы. Моя соседка – молодая женщина, лет 35 – по интернету разговаривает с психиатром. Он ее консультирует, потому что у нее уже не хватает нервов так жить. А уехать не может – мужа недавно похоронила. На кладбище не попасть – страшно, вот она дома сидит и мучается. Страшно, что с людьми творится, - сокрушается Анатолий Степанович.
Когда-то стекольный завод в Константиновке прославился тем, что сварил из рубинового стекла все пять звезд московского Кремля. Сейчас местные жители при слове «Кремль» недовольно морщатся, а вспоминая стекольный завод, огорченно вздыхают - завод-то был неплох.
- С каждым прилетом бомбы мы чувствуем, как рвутся последние нити с Россией. Я вот не ожидал, что в Авдеевке останутся люди, которые будут радоваться «освободителям». Уж за десять лет-то было понятно, кто есть кто! У нас в Константиновке таких людей однозначно нет. Все уже хлебнули горя: у кого дом разрушен, у кого сын или брат воюет или погиб. Знаю, что нас будут защищать до последнего – Константиновка наша все-таки крупный жд/узел, - рассуждает житель города.
Покровск: не жизнь, а сплошной «день сурка»
Местные жители, которые не покинули город (Покровск расположен на расстоянии около 30 км от передовой), рассказывают, что ситуация с каждым днем ухудшается. Сутки без света, походы за питьевой и технической водой через полгорода под обстрелами – печальная обыденность когда-то шумного города-райцентра.
- Воду возят машинами, нужно бежать с баклажками и ведрами на насосные станции или котельные. Электроэнергии вчера не было почти 12 часов – много аварий, ремонтники выезжали, но быстро не починишь же все! Зато по дорогам ездят уборочные машины, сметают пыль. С одной стороны, это как возвращение в мирную жизнь, с другой – кажется не совсем уместным, - рассказывает жительница города Лилия Казмирчук. – Еще наши жители пытаются восстанавливать свои дома после обстрелов, но вот это трудно понять: зачем это делать, если в любой момент новый обстрел может стереть восстановленный дом в труху? Нет никаких гарантий. Хотя мы понимаем, что жить же где-то людям надо…
Многие покровчане и жители близлежащих городов уже воспользовались помощью государства и эвакуировались в Ровенскую и Днепропетровскую области, где оформили статус временных переселенцев.
- Мы из Мирнограда, бывшего Димитрова, который почти вплотную примыкает к Покровску. После того как были прилеты в дома на соседней улице, я с ребенком уехала в Покровск к родителям, а оттуда эвакуационным поездом в Днепр. Муж остался, он работает на шахте, - рассказала Ульяна Килиматова. – Под Днепром в селах очень много наших переселенцев, ехать на запад Украины не все могут, хотят оставаться поближе к дому.
По словам молодой женщины, ночевки в подвалах и жизнь с «тревожным чемоданчиком, пристегнутым к руке», превратили жизнь покровчан в один сплошной «день сурка». Добыча воды-еды, работа, сон – под практически постоянный вой воздушной тревоги.
В этой вакханалии войны продолжают работать магазины, доставка продуктов, салоны красоты и станции техобслуживания авто. Конечно, по усеченному графику, по звонку – но работают.
- И все равно в городе чувствуется упадническое настроение: дома разбомблены, постоянно курсируют слухи, что Покровск вот-вот возьмут, а до этого захватят Карловку с водохранилищем и перекроют воду всему Донбассу. У кого частные дома и огороды – боятся сажать что-то, потому что везде осколки, поля могут быть заминированы, - огорченно говорит жительница Покровска.
Два города Донецкой области – два символа сопротивления российской агрессии. Разные по «характеру», но одинаковые по пережитым испытаниям и неясному будущему. Станут ли они очередными безлюдными марьинками и бахмутами – или украинская армия сможет стереть в порошок тех, кто кидает бомбы на украинских детей?