Под угрозой полноценного блэкаута: каковы последствия уничтожения Трипольской ТЭС

Энергетики говорят, что масштабы разрушений ужасающие и деньгами это не оценить.

t.me/nvua_official

Во время ночного удара России была полностью разрушена Трипольская ТЭС. Как это могло произойти, когда еще летом 2023-го в «Центрэнерго» уверяли, что Трипольская ТЭС обустроена физической защитой от обстрелов на 100%, какой план реализует враг и какие последствия ожидают потребителей?

«Масштабы разрушений ужасающие»

Как сообщили в «Центрэнерго», в ночь на 11 апреля РФ атаковала Трипольскую ТЭС в Киевской области, и в результате удара она полностью разрушена.

«Масштабы разрушений ужасающие, – отметил председатель наблюдательного совета ПАО «Центрэнерго» Андрей Гота. - Деньгами это не оценить. Это для нас самый большой вызов за всю историю предприятия».

Учитывая, что 22 марта 2024 года РФ полностью уничтожила Змиевскую ТЭС в Харьковской области, а 25 июля 2022 года российские войска оккупировали Углегорскую ТЭС на Донетчине, «Центрэнерго» потеряло 100% генерации. А пока писался материал, Россия ударила КАБами по Сумской ТЭЦ.

О последствиях атаки минувшей ночью сообщили и в "Укрэнерго". Как отмечается на странице компании в фейсбуке, вражескими ракетами повреждены подстанции «Укрэнерго» и объекты генерации в Одесской, Харьковской, Запорожской, Львовской, Киевской областях. С 6:31 в Харьковской области введены графики аварийных отключений.

«У врага есть план»

– Обстрелами были полностью разрушены энергетические мощности «Центрэнерго», – отметил в комментарии Коротко про глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Это значит, что мы потеряли серьезные энергетические мощности в Киеве и Киевской области, а также в Житомирской, Черниговской и Черкасской областях. Также мы потеряли еще и маневровые мощности, то есть теперь мы не сможем покрывать пиковые нагрузки по электроэнергии утром и вечером. Если не удастся балансировать поставки в пиковые часы с помощью импорта, указанные выше регионы будут сидеть без света.

Поэтому, говорит эксперт, вопрос повышения тарифов уже не настолько актуален, как вопрос, как вообще обеспечить потребителей электроэнергией. По факту, как мы видим, защитить генерирующие мощности и все подстанции невозможно.

– Удивляться нечему, с точки зрения врага, это даже было ожидаемо, – отметил в разговоре с Коротко про энергетический эксперт Юрий Корольчук. - Считаю, что по ГЭС больше не будут наносить удары, потому что оставшиеся мощности уже не способны обеспечить все потребности потребителя. Учитывая, что происходит, у врага нет цели уничтожить все. Есть какой-то другой план. На мой взгляд, он заключается в том, чтобы из-за существенного снижения мощности маневренной генерации заставить активнее использовать АЭС.

Фактически, продолжает эксперт, у власти сейчас два пути. Первый – беречь АЭС и отключать промышленных и бытовых потребителей так, как нужно. Второй – нагружать большей работой АЭС, маневрировать ими – то есть разгонять и уменьшать мощности каждый день. Это может обернуться очень плохими последствиями для блоков.

«Отключения неизбежны»

По словам Юрия Корольчука, мощности Трипольской ТЭС несколько преувеличиваются.

– Сейчас СМИ пишут, что ее мощность составляла 3600 МВт. Но там по электроэнергии даже проектная мощность была 1800 МВт, и она не использовалась по полной. Максимально работали на 1000 МВт, а то и меньше. Хотя, конечно, и 1000 – это очень большой объем, закрывавший потребности Киевской области, часть Черкасской, часть Житомирской, то есть немало. По Трипольской ТЭС ситуация сложная, но все же надеюсь, что это предварительная оценка и действительно уничтожено не все. Из общего объема около 500 МВт потребуется долгосрочный ремонт, а примерно 500 МВт можно восстановить до осени, - отметил эксперт.

Если посмотреть вместе с предыдущими атаками, ситуация, конечно, ухудшилась, говорит Юрий Корольчук. Так что зимой Украину ждет немалый дефицит.

- Вообще сейчас вышло в ремонт из того, что использовалось реально, около 4,5 тыс. МВт вместе с ДнепроГЭСом, а вместе с Трипольской ТЭС – 5,5 тыс. МВт, - приводит эксперт конкретные цифры. – К зиме реально восстановить 2,5 тыс. МВт, а 3 тысячи к зиме не восстановят. Учитывая дефицит прошедшей зимы, в целом выходим на дефицит следующей зимой около 4 тыс. МВт. Зимой вся Украина потребляет 14 МВт, а у нас будет 10 МВт. Понятно, что при таких обстоятельствах отключения неизбежны.

Что касается повышения тарифов, то, по мнению Юрия Корольчука, в любом случае оно произошло бы, даже без привязки к ракетным ударам. Повышение необходимо для самой энергосистемы, но для ремонтов оно ничего не даст.

Кстати

Так ведь говорили, что все «защищено»?

В августе прошлого года в «Центрэнерго» уверяли, что Змиевская ТЭС оснащена средствами физзащиты от обстрелов на 70%, а Трипольская – вообще на 100%.

Однако если вчитаться в прошлогоднее сообщение «Центрэнерго», оказывается, что все было совсем не так, как в заглавиях СМИ. Тогда в компании заявили, что «физическая защита критически важных элементов ТЭС от падения обломков ракет, косвенных атак БПЛА и других повреждений выполняется путем устройства искусственных защитных сооружений вокруг них». Как видим, о защите от прямого попадания даже не упоминалось.

Однако, говорит Олег Попенко, на такую ​​защиту потратили миллиарды. Поэтому вопросы соответствия стоимости «устройства» и его качества остаются.

– Только 9 млрд грн выделили для защиты "Центрэнерго". Это и есть Трипольская, Змиевская и Углегорская ТЭС, - отметил Попенко в комментарии Коротко про. – В целом же на защиту объектов критической инфраструктуры было выделено 50 млрд гривен. По факту, как мы видим, объекты разрушены, и Украине грозит полноценный блэкаут.

Если почитать заголовки СМИ, действительно кажется, что на защиту пошли безумные деньги, соглашается Корольчук. Но, во-первых, их пошло гораздо меньше, во-вторых, какую защиту они могли оказать?

– Для ТЭС невозможно сделать «саркофаги», как для ЧАЭС, нельзя даже представить, сколько времени и денег могло бы на это уйти, – подытожил эксперт. – Действительно, заявления по защите были, и сейчас руководство «ловят за язык». Но по-моему, они что могли, то и сделали. По сути, они могли сделать только «пассивную защиту», то есть положить мешки с камнями и поставить бетонные блоки. Логично было бы защищать генерирующие мощности ПВО, но пока это нереально.