«Дело Шило»: нестыковки, «друзья» и враги

Есть ли перспективы у дела, созданного на скорую руку, в суде.

В последние дни идет много обсуждений «дела Шило», которому НАБУ и САП инкриминируют организацию коррупционных схем в "Укрзалізниці". Пишут об этом много, но вопросов возникает еще больше. А ответы на них не всегда лежат на поверхности.

Мы пообщались со многими правоохранителями и юристами, чтобы разобраться. И в процессе узнали немало новых деталей, которых не было в СМИ – и в отношении самого Артема Шило, и в этом деле.

Как стать врагом №1

Прежде всего, на что обращаешь внимание, – это количество влиятельных врагов, появившихся у Шило за то время, пока он возглавлял Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ (или, как его называют, - ГУ«И»).

Среди них: российский игорный бизнес, которому Шило мешал зарабатывать деньги в Украине, украинские олигархи, чьи схемы регулярно разоблачала СБУ, и, наконец, российские олигархи, которые с началом полномасштабной войны начали резко терять свои украинские активы. В интернете можно найти много вбросов и даже проследить, как были срежиссированы эти волны.

Коломойский, Фирташ и Ко

Итак, по очереди. Наиболее влиятельные олигархи Валерий Коломойский и Дмитрий Фирташ получили подозрения по материалам уже упомянутого ГУ«И» СБУ.

Сейчас Коломойский сидит в СИЗО потому, что подчиненные Артема Шило задокументировали внесение наличных на банковские счета и нанесение убытков 5,8 млрд грн с последующей легализацией этих денег.

А по делу Фирташа установили, что его DF Group без оплаты потребляла природный газ, принадлежавший государству. Ущерб от этого достиг 4,2 млрд грн. В результате: 16 чиновников, включая самого олигарха, получили подозрения, а 20 газораспределительных предприятий возвращены в собственность государства. А это 70% украинского рынка. Все они сейчас находятся в управлении "Нафтогаза".

Также управление Артема Шило расследовало дело о присвоении нефтепродуктов Курченко со стороны бывшего нардепа Сергея Пашинского. Следствие установило, что это нанесло ущерб государству почти на 1 млрд грн. Сейчас шестерым лицам объявлены подозрения, некоторые из фигурантов находятся под стражей, арестованы объекты, с помощью которых в будущем можно будет компенсировать нанесенный государству ущерб.

Резонансные кейсы и оглашение подозрений в государственной измене нардепам ОПЗЖ Нестору Шуфричу и Александру Пономареву, которые сотрудничали с РФ, тоже были реализованы подразделением Артема Шило.

Санкции и российские олигархи

А еще наши источники вспоминают, что с начала войны Шило проводил активную дерусификацию нашей экономики. Проще говоря – разыскивал и обосновывал связи с российскими олигархами в стратегических украинских компаниях. А результатом этих дел становилось введение санкций и конфискация имущества и активов в пользу Украины.

В настоящее время Высший антикоррупционный суд взыскал в доход государства самые большие активы российских олигархов на территории Украины. А это больше 23 млрд грн. И сумма точно не финальная, потому что некоторые дела находятся на других процессуальных этапах.

Кто зажег российские НПЗ

Но самое интересное, что нам удалось выяснить: источники говорят, что атаки дронов на российские НПЗ, регулярно устраиваемые СБУ, - это была идея Шило.

Многие из наших источников указывают на то, что именно он контактировал с производителями дронов и координировал эти спецоперации СБУ с представителями других Сил обороны.

«Это была его идея и наработка: от оценки потенциала каждого отдельного завода до наработки целей и взаимодействия с производителями беспилотников. Он встречался с производителями, чтобы дроны были именно с такими характеристиками, которые нужны СБУ для этих специфических задач. В целом, за ним и его сотрудниками был целый комплекс задач – от аналитики и определения целей до общей координации атак и их материально-технического обеспечения», – отмечает наш источник.

И как оказалось, уничтожать нефтяной потенциал России - это было очень своевременно и метко. Сегодня российские НПЗ горят, выведены из строя от 15% до 25% годового объема первичной нефтепереработки, РФ ограничивает экспорт топлива. Ущерб от этих ударов – миллиарды долларов. Количество поврежденных мощностей России перевалило за десяток.

И по интересному стечению обстоятельств – после того как активно начало раздаваться недовольство некоторых партнеров от того, что СБУ настолько эффективно атакует российские НПЗ, тут же появляется «дело Шило», и его отправляют под стражу на 2 месяца. Совпадение?

Нестыковки по делу

Не менее интересно было проанализировать судебное заседание, на котором Артему Шило выбирали меру пресечения, и доказательную базу, которую представило НАБУ.

Мы пообщались с юристами, и они обратили внимание на некоторые нюансы, свидетельствующие: дело имеет сомнительные перспективы.

Во-первых, НАБУ не предоставило независимой экспертизы нанесенного ущерба. Да, публично они озвучивают хорошие цифры, но эти «убытки» определены самим НАБУ, а оно является заинтересованным органом расследования. В то время как подобные экономические преступления требуют независимой экспертизы – это все же статья 191 Уголовного кодекса (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением).

Однако похоже, что "набушники" хотели очень быстро «организовать» закрытие Шило, поэтому времени на экспертизы не было.

Второе, что бросилось в глаза на суде: в записанных и представленных материалах нет ни переписок, ни общения самого Артема Шило. Зато очевидно, что есть один человек, провоцирующий других на разговоры, называя разные высокие фамилии.

И, судя по всему, этот человек является агентом под прикрытием. Здесь невольно вспоминается знаменитый «агент НАБУ Шевченко» и дело Свинарчуков о поставках оборонным предприятиям продукции по завышенным ценам. Тогда НАБУ выдавало письма, что у липовой фирмы «Оптимумспецдеталь» нет признаков фиктивности. Но соответствующий детектив тогда не сел за решетку, а получил повышение.

В случае с Шило вся линия обвинения строится именно на этих провокационных разговорах подставного агента. Фамилию называет только он. Все остальное – интерпретации и громкие заголовки.

Еще одна важная деталь: Артема Шило упрекают, что он подписал письмо СБУ к "Укрзалізниці", что компания-участник тендера имеет российский след. Было бы странно не замечать того, что она действительно имеет этот след. Ибо он очевиден прямо из названия. И кстати, такие письма СБУ рекомендательны. Спецслужба рассылает их как предупреждение, при малейшем намеке, что россияне могут снова проникнуть в стратегические предприятия. Так что "Укрзалізниця" могла и не реагировать на эту рекомендацию.

И напоследок: суд определил альтернативной мерой пресечения для Шило залог в 30 млн грн. А это значит, что судья не считает озвученные НАБУ цифры обоснованными.

Так что вполне возможно, что это дело развалится в суде так же быстро, как было сформировано.