Местные выборы 31 марта в Турции завершились настоящей сенсацией. На этих выборах избирали 1393 мэра, в том числе глав административных центров 81 провинции и членов советов провинций и муниципалитетов. И на них правящая Партия справедливости и развития президента Реджепа Эрдогана потерпела ошеломляющее поражение от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). Произошло что-то подобное впервые за последние 20 лет.
Партия Эрдогана получила только 24 поста мэров городов, по сравнению с 39 в 2019 году. А оппозиционная НРП лидирует в гонке в 35 провинциях, по сравнению с 21 на последних выборах. В Стамбуле победил главный соперник Эрдогана - Экрем Имамоглу, что делает его потенциальным соперником нынешнего президента Турции на выборах 2028 года. В столице Турции – Анкаре свой пост сохранил и действующий мэр Анкары Мансур Яваш, также один из лидеров оппозиционной РНП.
В целом, результаты этих выборов стали очень тревожным звонком для самого Эрдогана. Это свидетельство того, что турки устали от его 20-летнего правления. Подробности Коротко про рассказал директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Турки «голосовали» кошельком
- Почему Эрдоган проиграл местные выборы?
- Из-за экономики. Главным фактором, который способствовал поражению правящей партии, стал глубокий экономический кризис в стране. Инфляция в стране превышает 65%, а национальная валюта лира за последние пять лет потеряла 80% стоимости. Это ключевые проблемы, из-за которых проиграла партия Эрдогана. Местные выборы – это не про геополитику, это о кошельке. И люди голосуют исходя из ситуации со своим кошельком.
Поэтому правительство Турции при президенте Эрдогане часто обвиняют в неспособности понять, насколько тяжело сейчас приходится обычным гражданам. А оппозиция во время предвыборной кампании как раз много и говорила о проблеме растущей стоимости жизни.
- Каких последствий стоит ожидать от этого проигрыша партии власти?
- Серьезных – никаких. До выборов президента еще 4 года. Эрдоган, конечно, будет пытаться как-то улучшить ситуацию в стране. Хотя проигрыш на этих выборах популярности ему не принесет.
Оппозиционеры могут стать кандидатами в президенты Турции
- Можно ли говорить по результатам этих выборов, что сейчас формируется пул кандидатов на смену Эрдогана на президентских выборах 2028 года?
- Действительно, эра Эрдогана заканчивается. И нынешние победители муниципальных выборов от оппозиции действительно могут стать кандидатами в президенты в 2028 году. Мэр Стамбула Экрем Имамоглу очень харизматичный лидер и может принять участие в выборах президента. 52-летний Имамоглу - мэр Стамбула с 2019 года. Он пытался баллотироваться на пост президента на всеобщих выборах в Турции в 2023 году, но правительство Эрдогана запретило ему выдвигаться.
Президентом может стать хозяин "Байрактара"
- По закону, Эрдоган уже не сможет принимать участие в президентских выборах 2028 года. Будет ли он как-то пытаться изменить ситуацию, чтобы опять выставляться на выборы президента, как, например, российский президент?
- Он же сам сказал, что не будет принимать участия в выборах. Что его полномочия заканчиваются в 2028 году, в год президентских выборов.
- Недавно The Wall Street Journal назвала совладельца компании «Байрактар» Сельчука Байрактара (зятя Эрдогана) одним из возможных преемников в должности президента Турции. Поиски преемника начались, и это будет наследственная передача власти?
- Он не просто родственник, он известный в Турции политик. Байрактар женат на одной из дочерей действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, и повсюду в стране у него есть поклонники. По данным опросов, Сельчук Байрактар является одним из самых популярных общественных деятелей страны. То есть это будет не наследственная передача власти, а избирательный процесс. Но если Эрдоган решит сделать его своим и преемником, то он использует все возможности для этого.
- Какие шансы у Байрактара стать в будущем президентом Турции?
- Он вполне может составит конкуренцию мэру Стамбула Экрему Имамоглу, так как тоже является харизматичным политиком.
Политика в отношении Украины не поменяется
- Проигрыш на местных выборах может как-то изменить внутреннюю и главное – внешнюю политику Эрдогана?
- Внешнюю – никак. Что касается внутренней, то он уже сам отметил, что готов в ближайшее время исправлять ошибки, если они были допущены, и дополнить свою политику, если в ней "чего-то не хватает". Возможно, будут сворачиваться непопулярные реформы.
- Как турецкая оппозиция относится к войне в Украине, кого поддерживает? Стоит ли ожидать изменения позиции в отношении Украины?
- Нет, внешняя политика в отношении Украины останется той же. Там много «леваков», которые симпатизируют России. Турецкий истеблишмент пользуется политикой: «мы сотрудничаем там, где нам выгодно». Что и видно сейчас, когда Турция одновременно сотрудничает и с Россией, и с Украиной.