В мировом рейтинге самых счастливых стран Украина сейчас находится на 105-м месте из 155. Понятно: в стране война, уровень всеобщего благополучия летит кувырком. Но психологи напоминают, что даже в таких условиях можно быть счастливым. И этому умению нужно тщательно учиться. Об уроках счастья, их важности для каждого из нас, а также несколько правил жизни от самой счастливой нации в мире читайте в материале Коротко про.
Уметь слушать себя
Бесспорный факт: каждый человек хочет быть счастливым. Но стремиться – это полдела. Надо уметь быть счастливым. К сожалению, большинство населения Земли таких умений не имеет. Не обучены. Но постепенно ситуация меняется. Во многих странах мира начинают учить быть счастливым со школьной скамьи. И Украина не исключение.
Во львовской частной Школе Свободных и Неравнодушных начинается урок счастья. В просторной и светлой аудитории учащиеся 4-го класса по очереди выражают благодарность за что-то важное для них же. Например, родителям – за поддержку, однокласснику – за хорошую шутку и хорошее настроение, учителю урока счастья – за интересную дисциплину. Каждая такая благодарность создает невидимую, но морально ощутимую цепочку благодарности.
- После мы кратко обсуждаем сказанное и услышанное, - рассказывает Коротко про учитель урока счастья Петр Ситек. – На таких уроках дети учатся прислушиваться к своим чувствам, лучше понять, что такое счастье, и находить его в простых вещах.
Многие взрослые, читающие этот материал, умеют выражать свои чувства, заботиться о собственном ментальном здоровье? На уроках счастья в этой школе как раз учат этим умениям. А еще учителя объясняют ученикам, как правильно разрешать споры, дружить и понимать других, уважать людей и т.д. И, конечно, объясняют, что такое счастье. Оказывается, это не только покупка нового iPhone или новое путешествие.
– Вообще счастье определяется как набор положительных и отрицательных эмоций и всеобщего благополучия, – объясняет Петр. – А наука о счастье базируется на определенных исследованиях, в том числе и о себе. Но эти исследования ни к чему, если не уметь их применять в привычной жизни. И как раз на уроках счастья учащиеся учатся находить его в простых вещах.
Вот так дети узнают больше о себе и еще развивают навык быть счастливым здесь и сейчас.
Урок не прогуливают
В Школе Свободных и Неравнодушных урок счастья вписан в расписание учащихся с подготовительного и до 5-го класса включительно, также есть курс в средних классах. Раз в неделю школьники учатся быть счастливыми. Есть домашнее задание: каждый день внедрять изученный навык. А вот оценок нет, зато учащиеся получают веселые наклейки в сундук достижений за сложившийся навык. Говорят, уроки не прогуливают, более того, в восторге и от дисциплины, и от учителя.
В восторге от 24-летнего педагога Петра Ситека осталось и жюри премии Global Teacher Prize Ukraine. В прошлом году львовский учитель счастья стал победителем этого конкурса и получил один миллион гривен на реализацию образовательного курса «Счастье» в государственных школах. Разработка проекта уже на финише.
- После школы лишь части учащихся пригодятся знания о синусах-косинусах и гипотенузах, а вот быть счастливым хочет каждый и каждый день, - объясняет важность своих уроков Петр Ситек. – И все же математика с геометрией 5 раз в неделю, а уроков счастья у большинства украинских школ вообще нет.
При этом учитель уверен, что на каждом занятии, будь то алгебра или география, можно найти время, чтобы создать ту же «цепь благодарности» или несколько минут помедитировать.
Кстати, в Международный день счастья, 20 марта, Петр Ситек провел открытый урок образовательного курса «Счастье» в Ирпенском лицее №3. Это заведение пострадало во время оккупации и сейчас восстанавливается при поддержке общественного союза «Освіторія». На занятии ученики узнали, как важно ставить цели в жизни и на что опираться, чтобы их достичь. Одним из упражнений урока была «машина времени». Петр Ситек предложил учащимся мысленно перенестись на 5-10 лет вперед и представить себя в этот период. Важно сфокусироваться именно на будущем, отбросить лишние мысли о настоящем, о том, что в Украине война, а из Сахары на нас летит пылевая буря. Попытайтесь!
Медитация и лесотерапия
Уроки счастья есть во многих школах мира. Конечно, впереди страны Скандинавии, входящие в пятерку тех, где проживают самые счастливые люди. В той же Дании с 1993 года в школах успешно преподают урок эмпатии, коротко говоря, сопереживания. А если подробнее, то эмпатия – это умение понимать чувства, психологическое состояние другого человека. Датские педагоги уверены, что эмпатия помогает прислушиваться и к своим чувствам, строить отношения, добиваться успеха в жизни. Такие уроки проходят в диалогах. Один час в неделю датские школьники обсуждают какие-то определенные собственные проблемы, словесно выражают свои чувства, пытаются найти решение.
На другом конце света у Индии есть свои уроки счастья. Учащиеся государственных школ Дели от дошкольного возраста до 14 лет ежедневно имеют 45 минут, чтобы понять, что же такое счастье и как наслаждаться им. На таких занятиях дети также много общаются, обсуждают какую-нибудь тему, а еще обязательно медитируют.
А вот в школах самой счастливой в седьмой раз подряд страны мира, Финляндии, такого урока счастья нет. Но у финнов сам образ жизни тесно переплетен со всеми навыками, которым учат на таких занятиях.
Вот несколько уроков, которым стоит поучиться у счастливейшей нации мира.
1. Откройте свою sisu. Вот это странное слово sisu – это важная особенность финского национального характера, одно из национальных слов-символов Финляндии. Представьте сочетание выдержки, стойкости, упорства и настойчивости, а также мужества и смелости. Это и есть sisu. То есть, несмотря ни на что, запланированное должно быть сделано. Если финн хочет прокатиться на велосипеде по городу, то даже самая сильная снежная метель его не остановит.
2. Лесотерапия. Связь с природой важна для психического здоровья человека. Да, известно, что даже небольшое количество времени, проведенного на природе, уменьшает стресс и очищает разум. В Финляндии леса занимают 75 процентов территории страны, и все имеют право пользоваться ими. Это не значит, что можно брать топор и рубить драгоценные породы деревьев на продажу. Речь идет именно о прогулках по лесам, у озер и рек без каких-либо ограничений, даже если территория находится в частной собственности. Финны гуляют много и в течение всего года, несмотря на суровую местную погоду.
3. Лучше иметь достаточно, чем желать большего. На первый взгляд противоречивое выражение, ведь оно перечеркивает любые амбиции. Но психологи объясняют, что, живя только с планами и мечтами, человек теряет себя сегодня, теряет свою гармонию и баланс. Не надо ждать лета, похудения на 10 килограммов или того времени, когда вырастут дети, чтобы жить счастливо. Начинайте здесь и сейчас!
4. Счастливое детство. Финны уверены, что из счастливых детей вырастают счастливые взрослые. Да, в стране сильная социальная система гарантирует достаточно высокий уровень обучения в школе, безопасности и здравоохранения. Но все это теряет свою силу в том случае, если в кругу семьи ребенка оскорбляют, не уважают, не прислушиваются к его мнению.
5. Обними темноту. У каждого из нас бывают темные, то есть трудные дни. Но утраты, разочарование, сильные отрицательные эмоции – это часть человеческой жизни. Их нельзя игнорировать, лучше научиться укрощать. И такое принятие негативных эмоций как части жизни окажет положительное влияние на ваше собственное счастье.
Это интересно
Учебная программа «Счастье» Петра Ситека создана на основе самого популярного курса Йельского университета – The Science of Well-Being («Наука быть счастливыми»). Он сфокусирован на двух главных задачах: помочь школьникам осознать, что такое счастье, и научить воплощать эти знания в повседневной жизни. Программа Ситека готовит к этому школьных педагогов: к концу курса более 60 его коллег станут учителями счастья.