В селе Леляки Полтавской области продолжается круглосуточный стрим за аистом Грицьком. За ним и его "женой" Одаркой следят ученые Национального природного парка "Пирятинский", который расположен вокруг села. Видеоматериал о жизни аистов нужен и ученым, и студентам кафедры экологии и зоологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко для изучения поведения птиц, и интересен многим другим украинцам.
Посмотреть, как живет аист, могут все желающие: гнездо доступно для круглосуточного наблюдения на ютуб-канале «Аист Грицько». 19 марта Грицько вернулся в Украину - в прямом эфире можно увидеть, как птица охраняет свое гнездо и ждет возвращения "законной жены". Подробности об аисте и его семейной жизни Коротко про рассказал кандидат биологических наук Подобайло Анатолий Витальевич.
«Несмотря на войну, установили гнездо – иначе бы птица не вернулась»
- Анатолий Витальевич, давно у вас живет аист Грицько?
– Довольно давно. По крайней мере, мы знаем, что в этом гнезде он выводит птенцов с 2019 года. В другом месте у него было еще одно гнездо. Когда оно упало, аисты переселились на то, с которого сейчас ведется стрим.
– Как давно вы ведете видеонаблюдение за птицей?
- Стрим мы планировали начать в 2022 году, уже закупили оборудование, но оно не успело доехать: началась война. Несмотря на это, гнездо обновили. В 2021 году у нас была реконструкция линии электропередач: электрики убрали провода – в гнезде оставались птенцы. Они выросли и улетели, а осенью, из-за того что электрических проводов уже не было, гнездо расшаталось и упало.
Мы обратились к местному фермеру, попросили его помочь. Он поддержал нашу идею, сделал платформу, проплатил камеру, и с 2022 года, несмотря на великую войну, мы установили гнездо. Если бы его не поставили, Грицько на пустое место не вернулся бы. А так ему было куда возвращаться – он загнездился. А уже через год, когда наши войска освободили Харьковскую область, мы откопали нашу камеру и в 2023 году установили ее на то место, откуда сегодня продолжается стрим. Таким образом, уже 2 года наблюдаем за птицами вживую.
- То есть в любой момент можно увидеть, что делает аист?
– Да. Одна из задач стрима – образовательная: наш научный куратор – Киевский национальный университет имени Шевченко. Его студенты собирают материал об аистах, в том числе по этому гнезду. Ведь для этого и нужен национальный парк, чтобы беречь природу, изучать ее и работать на природе.
- А кто дал аисту такое имя – Грицько?
- Я: у моей тети раньше был кот, его звали Грицько. Привык к этому прозвищу – так и осталось. Грицько – значит Грицько.
- Почему для стрима вы выбрали именно аиста Грицька и его гнездо? У вас ведь так много птиц.
- Поскольку он гнездился посреди села, к нему можно было провести кабель и подключиться к дому работника парка – разумеется, мы его выбрали. Ну и к тому же он наш, родной.
– Кстати, почему у Грицька в гнезде столько полиэтиленовых пакетиков? К чему они ему?
– Это, во-первых, наша особенность, как мы относимся к нашей природе: везде разбрасываем этот пластик и плохо убираем. Если посмотреть на гнезда в других европейских странах, там чисто и аккуратно. А с другой стороны, аист использует пакетики в качестве строительного материала. Полиэтилен переплетается с ветками – природа приспосабливается даже к такому мусору.
- Известно, сколько лет Грицьку?
– 5 лет он у нас гнездится, плюс 2-3 года он не был половозрелым – сумма этих чисел – его минимальный возраст. Если он 2-3 года гнездился в другом месте, значит, ему сейчас 9-10 лет. Как говорится, мужчина в самом расцвете сил.
"Первыми возвращаются самцы, занимают свои гнезда, охраняют их от конкурентов"
- А как "жена" Грицька - Одарка? Пишут, она еще не вернулась из Африки.
– Да, и это нормально для аистов, у них такие особенности. Первыми возвращаются самцы, занимают свои гнезда, охраняют их от конкурентов, а уже через несколько дней прилетают самки. Как правило, они возвращаются к своим самцам, возрождают семью и продолжают род.
– Правда, что аисты находят пару на всю жизнь или это миф?
- Все-таки это больше миф, но вероятность того, что самка вернется к своему партнеру, значительно выше, чем найдется другая самка. Но если кто-то из пары погиб, аисты, конечно, переформатируются.
- Вы считали, сколько детей было у Грицька и Одарки?
- В прошлом году – 5 птенцов, причем мы их закольцевали, и когда они вернутся, мы их узнаем, в 2021 году – пятеро, в 2022 году – четверо. Наш Грицько в этом смысле рекордсмен парка: как правило, семья аистов воспитывает двух-трех детей. Раньше, когда Грицько и Одарка были еще молоды и неопытны, у них было по одному-два птенца.
- Как будет с птенцами в этом году, пока неясно?
– Конечно. Каждый год по-разному. У нас с продовольственными ресурсами нормально. А вообще, количество птенцов у аистов зависит от того, самка прилетела из Африки упитанная или нет. В голоде она там проводила время или в сытости. Если в сытости, то достаточно энергетических ресурсов, чтобы отложить много яиц. Если недостаточно ела – яиц будет меньше.
В среднем в прошлом году в национальном парке приходилось 2,5 яйца на гнездо. Всего у нас 80 гнезд, плюс-минус, из них "успешными" были 69 гнезд, то есть аисты вывели птенцов и поставили их на крыло.
– Сколько всего в вашем парке аистов?
- 80 гнезд – 80 пар для заселения. Выходит, 176 птенцов наш парк выпустил в жизнь.
– А как птицы реагируют на войну? Если возвращаются, то, пожалуй, как-то приспособились? Или у вас сейчас тихо?
- Если посмотреть на происходящее, с точки зрения аиста, то для них что комбайн, что танк – все равно. Конечно, взрывы – это опасно, но в наших краях, слава Богу, тихо.