Отдохнув на выходных, Комитет ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки снова принялся разгребать поправки к законопроекту о новых правилах мобилизации. А их, напомним, было подано почти 4200. В эфире телемарафона заместитель председателя комитета Егор Чернев пожаловался, что некоторые депутаты "натыкали", а еще и приходят на заседание, чтобы протянуть свои популистические правки. И это тормозит работу.
Народный депутат Марьяна Безугла резко раскритиковала работу комитета, назвав ее "хаосом", обвинила коллег в затягивании. А в обществе уже заговорили и о кризисе в парламенте, поэтому он не может принять признанный первоочередным закон.
Мнениями о происходящем с Коротко про поделились депутаты и политологи.
В окопах ждут конкретики
Больше всего ждут новый закон в окопах. Там безразличны к спорам и кулуарным интригам. Законопроект включает демобилизацию, и до безумия уставшие бойцы на “нуле” хотят знать, когда им дадут замену.
– Я убежден, что нужно разделить мобилизацию и демобилизацию. Стратегически договориться на политическом уровне между всеми политическими фракциями, что мы будем делать с мобилизацией, чтобы она была естественна, чтобы люди следовали принципу рекрутинга, как в третьей штурмовой. Но, в первую очередь, необходимо решить проблемы демобилизации. Когда люди брали в руки оружие 24 февраля 2022 года, никто им не говорил, что годами не смогут вернуться в семью, - говорит народный депутат от "Слуг народа" Александр Качура.
Он вспоминает, как недавно приезжал к военным.
- Это были ребята из Сумщины – из территориальной обороны. Они рассказали, что оружие у них есть, продукты есть. Единственное, говорит один боец, у него две маленькие дочери. За два года он видел их всего 15 дней. У него нет понимания, когда увидит снова, ему нечего сказать жене. Мы должны дать военным это понимание. Еще до принятия закона руководители фракций должны выйти на совместную пресс-конференцию и сказать: есть такое видение, нам нужно еще немного времени, чтобы его оформить. Люди, по крайней мере, получат конкретику.
Александр Качура уверяет, что парламентского кризиса нет. Но считает, что руководители фракций должны лучше работать со своими депутатами, подталкивая их.
- Если кто думает, что может не ходить на комитеты, отдыхать или работать по два часа в день, то парламентский кризис назреет и очень быстро разрешится. Военные соберут всех и заблокируют зал на ночь, на несколько дней, неделю, пока не будут ответы на их вопросы. Мне очень не хочется, чтобы это произошло.
Лучше десять, чем один монстроподобный
Отрицает кризис и депутат от "Европейской солидарности" Алексей Гончаренко, однако он убежден, что законотворцы изначально пошли неверным путем.
- Я еще с декабря говорил, что один монстроподобный документ на 84 страницы, куда пытаются вставить все-все-все, – это ошибка. С точки зрения и политики, и законотворческой техники, с таким законопроектом очень тяжело работать. Многие усилия и время можно было бы сэкономить, если бы подготовили 10 – 12 законопроектов по каждому важному вопросу и рассматривали их поочередно по уровню значимости.
Алексей Гончаренко приводит пример закона о демобилизации военнослужащих срочной службы.
– Это был законопроект на одну страницу и был принят за два дня. А с таким объемным документом приходится много и сложно работать. С одной стороны, он безотлагателен, принимать нужно, с другой - нельзя принять за несколько дней, чтобы это действительно был закон, а не обман. Мы не знаем, в каком виде законопроект будет внесен в сессионный зал, поэтому я не могу прогнозировать, как быстро он будет принят даже после того, как профильный комитет разработает все правки.
Имели примеры более оперативной работы
Для многих остается загадкой, почему к рассмотрению поправок к законопроекту о мобилизации Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки приступил только через три недели после того, как истек срок их подачи. Вроде бы речь шла о предварительных обсуждениях, однако Марьяна Безугла пишет, что 12 марта весь предыдущий концепт обрушился, и пришлось заново рассматривать каждую правку.
Если учесть, что после первого заседания комитета два последующих были отменены и рассмотрение возобновили только 15 марта, действительно, создается впечатление, что наши избранники немного тянут кота за хвост. Хотя речь идет, напомним, о правительственном законопроекте, да еще и во второй редакции, поэтому между двумя ветвями власти должны были пройти консультации, сверки, согласования.
– Ожидаемое качество законопроекта не всегда соответствует тому тексту, который приходит из Кабмина, – отмечает политтехнолог Тарас Загородний. – Хотя мы имели примеры более оперативной работы депутатов. Когда речь шла о рынке земли, то все очень быстро происходило.
В то же время эксперт отмечает, что проблемы поднимаются слишком чувствительны, чтобы решиться на резкие решения.
- Мобилизация – это не только фронт. Это организация экономики, тыловой жизни, вопрос бронирования и наполнения бюджета. Очевидно, есть желание обойти сложные вопросы, есть колебания при принятии популярных или непопулярных решений. Здесь многие интересы пересекаются. У нас большинство законов принималось в мирное время из расчета, что военный никогда не пригодится. А когда он вошел в практику, то не все можно сразу рассчитать. Парламент работает, и это уже хорошо. Кризис был бы, если бы не работал.
Должны искать баланс
«Рассматривать такую мучительную для общества тему и быть «на слуху» можно очень долго. Ходить на эфиры... При сохранении и развитии указанных тенденций, считаю, комитет надо перезапускать: устроить конкурс на голову и членов...” – категорически “режет правду” Марьяна Безугла.
– Безугла пишет о кризисе в комитете, потому что не влияет на решение, – отмечает председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. – Основная проблема, тормозящая работу, – это действительно более 4000 поправок. Около 1000 уже проработаны, к концу марта, думаю, депутаты справятся с остальными. Кризисные тенденции в Верховной Раде, в частности, внутри "Слуг народа", но не по этому законопроекту. Здесь работа идет достаточно нормально. Есть резерв голосов, а значит, и шансы на принятие.
Большинство поправок касаются конституционных прав, на нарушение которых указывал, в частности, наш омбудсмен Дмитрий Лубинец, права на отсрочку от мобилизации из-за ухода за родственником с инвалидностью, временных ограничений прав военнообязанных, которые не являются по вызову в ТЦК и СП. Мнение некоторых экспертов таково, если все новое, что на грани нарушений прав, уберут, то и смысла в новом законе уже не будет.
– Комитет будет искать баланс, часть правок примут, часть отклонят. Во время военного положения определенные ограничения прав и свобод допускаются, – напоминает Владимир Фесенко. - Депутатам нужно найти "золотую середину" между эффективностью закона и законным порядком. Чтобы действовали правовые механизмы, а не субъективизм ТЦК и СП. Дискуссии вокруг этого законопроекта идут с самого начала. Даже поклонники массовой мобилизации считают документ не очень удачным, а критики любой не будут воспринимать.
По оптимистическим прогнозам, принять законопроект №10449 депутаты смогут в первой половине апреля.