На этой неделе депутаты намерены наконец приступить ко второму рассмотрению законопроекта № 10449 – о новом порядке мобилизации. По договоренности на первом чтении инициированный Кабмином документ был принят одним мановением руки, "разбор полетов" обещали ко второму.
По ориентировочным подсчетам, в законопроект подано более 4200 правок от партий, фракций и отдельных наших избранников. Так что баталии будут интересны. Какие положения вызвали больше всего споров - в Коротко про.
1. Демобилизация: сколько кому воевать?
По ныне действующему закону военные, мобилизованные с 24 февраля 2022 года, должны служить до окончания военного положения, если не имеют оснований для увольнения (здоровье, семейные проблемы). Но уже на втором году войны стало очевидно, что силы людей не вечны и они сами не бессмертны.
Принятый в первом чтении законопроект предполагает, что демобилизация может быть объявлена через 36 месяцев непрерывной службы. По крайней мере, военные получат право на написание таких рапортов, а вот когда просьбы об отставке будут удовлетворены, будет решать Ставка Верховного Главнокомандующего.
Народный депутат от «Европейской солидарности» Владимир Вятрович заявил, что вместе с девятью коллегами подал 34 поправки в законопроект. В частности, отменяющую норму "в сроки по решению Ставки", так как они могут быть бесконечными.
"Мобилизация не может быть рабством до смерти, тяжелого ранения или до конца войны, у людей есть предел физических и моральных сил", - убежден народный депутат.
Споры, очевидно, развернутся и через срок "36 месяцев". Большинство наших депутатов убеждены, что столько должны держаться только те, кто служит в тылу или службах обеспечения. Для тех, кто выполняет боевые задания на линии столкновения, срок следует сократить как минимум до 18 месяцев, как максимум – до 12.
В эфире телемарафона заместитель председателя Комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Егор Чернев сказал, что "Здесь мы будем полагаться на позицию Генерального штаба. Потому что именно Генеральный штаб понимает всю картину театра боевых действий..." В то же время отметил, что позиция комитета такова, что должно быть распределение сроков по характеру военной службы.
2. Меры воздействия
Еще одна болезненная тема, и очень болезненная. В первой редакции законопроекта Кабмин предлагал делегировать право вводить т.н. меры влияния ТЦК и СП, во второй – разрешил военнослужащим обращаться в суд для наложения санкций на условных уклонистов – тех, кто не явился по вызову. Наказания заключаются во временном блокировании всех банковских счетов и активов, запрете на выезд за границу и пользование автомобилем.
О настойчивом блокировании этой нормы уже заявили депутаты от “Батькивщины”, “Европейской солидарности".
Владимир Вятрович назвал такой подход "примером копирования тоталитарной России" и предлагает усиливать наказание в рамках Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса, но не придумывать новых.
"Только обсуждение этих нововведений привело к тому, что граждане сняли со счетов в январе 27 миллиардов гривен – рекордный показатель с февраля 2022 года", - напомнил Вятрович.
Судя по недавнему брифингу члена парламентского комитета по вопросам нацбезопасности Федора Вениславского, пока депутаты согласны допустить только одно ограничение - на право управления транспортными средствами.
3. Инвалидность и уход за людьми с инвалидностью
Летом этого года Верховная Рада уже вносила изменения в действующий закон о мобилизации. В частности, ограничила круг лиц, которым отсрочка предоставляется в связи с уходом за женой с инвалидностью, родителями или родителями жены. Исключен уход за лицом с инвалидностью III группы, в отношении других действует условие, что такие лица с инвалидностью не имеют других трудоспособных лиц, обязанных в соответствии с законом их содержать.
По просьбе правозащитников и представителей общественных организаций ряд депутатов внесли правки, возвращающие прежнюю норму. То есть снова расширяет круг лиц, которые могут получить освобождение от мобилизации.
Глава фракции "Слуги народа" Давид Арахамия даже пообещал, что этот вопрос будет урегулирован и, похоже, не в пользу позиции Минобороны.
“Хочу повторить еще раз для тех, кто снова разгоняет предательство: вопрос об I, II и III группах людей с инвалидностью будет урегулирован. В действующем законодательстве предусмотрен один смотритель на одного человека с инвалидностью по его выбору. Только так. И речь не о «постоянном уходе», а просто об уходе... Эту правку мы будем отстаивать», - написал он в своем Телеграм-канале. Правда, не конкретизировал, о каком выборе идет речь и предлагают ли его ввести. Потому пока выбора нет.
4. Аспирантов уравняют в правах
Также Арахамия обещает отстоять права аспирантов вне зависимости от формы обучения. Законопроект от Кабмина оставлял право на отсрочку от призыва только для обучающихся в аспирантуре за бюджетные средства. Тех, кто платит за свой путь в науку сам или готовится к защите кандидатской диссертации на средства предприятия или благотворителей, разрешалось призывать в армию.
Эта норма, в частности, была раскритикована Уполномоченным Верховной Рады по правам человека Дмитрием Лубинцем, сославшимся на требования ст. 24 Конституции Украины относительно равенства прав граждан и недопущения их дискриминации по определенным признакам.
5. Электронный кабинет призывника
«Есть некоторые предложения, которые уже и так были учтены комитетом (по нацбезопасности и обороне. – Авт.). В частности, это касается обязанности открытия электронного кабинета военнообязанного. Комитет предлагает и соглашается с НАПК, чтобы это было не обязанностью, а правом», – заявила народный депутат от «ЕС» Ирина Фриз.
Речь идет о личной странице военнообязанного в электронном реестре "Оберег". По задумке Минобороны, кроме персональной информации, туда должны посылаться вызовы в ТЦК и СП. Не увидел – сам виноват.
Идея вызвала критику еще при рассмотрении первого варианта законопроекта от Кабмина, поскольку нет такого закона, который обязывал бы человека покупать и пользоваться электронными гаджетами.
Возражение против электронных кабинетов содержится в поправках многих народных депутатов. В частности, команда Юлии Тимошенко обещает приложить усилия, чтобы при "никаких условиях не были узаконены антиконституционные нормы".
6. Пригоден – непригоден
Идея исключить понятие "ограниченно пригодный" обсуждалась с осени прошлого года и находила больше сторонников, чем критиков. В частности, за "пригодных" и "непригодных" высказывался бывший главнокомандующий Валерий Залужный.
Эта норма законопроекта уже обсуждалась как факт, но похоже, что в Раде мнение несколько изменилось.
В недавнем телеэфире депутат от «СН» Егор Чернев отметил, что "возникают вопросы", окончательной позиции в этом вопросе еще нет, потому что "предложения конкретного, уже финального, от Министерства обороны и Министерства здравоохранения мы пока не видели".
7. Осужденные: служить – не служить
Интересно, что для определенной категории лиц по законопроекту Кабмина условия мобилизации смягчались. В частности, говорилось, что осужденные на условном сроке могут призываться добровольно. Сейчас риторика депутатов несколько изменилась – народный депутат от СН Федор Вениславский недавно заявил, что осужденные, получившие наказание без реального отбывания его в местах пенитенциарной системы, могут быть мобилизованы на общих началах. По сути, в действующем законодательстве так оно и есть.
В свою очередь, Минюст обещает добавить депутатам работы с законопроектом, который позволит мобилизацию – здесь уж точно только добровольную – для отбывающих наказание в колониях. За исключением осужденных, совершивших преступления против основ нацбезопасности и половых свобод.
Комментарии
В таком виде документ вреден
Георгий Мазурашу, народный депутат от "Слуг народа":
– Более 4000 правок – это не рекорд. Было и 20 000 в нашей каденции. В среднем на одного депутата приходится по 10 правок. Есть, конечно, обвиняющие депутатов в том, что они спамят важный законопроект. Но для такого большого документа и такого большого количества изменений, которые хотят ввести, это нормально.
Георгий Мазурашу отмечает, что у него самого где-то 250 поправок, и это еще все не считал, потому что подписал ряд предложений от своих коллег.
- Я подавал правки, которыми отразил свое видение процесса мобилизации, изложенного в альтернативном законопроекте. Также подал правки, получаемые от организаций людей с инвалидностью, спортивных обществ. Все правки по сути, технических, где правят "и" на "да", нет. Я говорил и говорю еще раз: в таком виде, как есть, законопроект вреден для сфер, которые предлагается дорегулировать – для армии и экономики.
Если выхолостят, какой будет смысл?
Олег Жданов, военный эксперт:
- Верховная Рада, похоже, устроила итальянскую забастовку. Если президент говорит, что этот законопроект неотложный, то почему его рассматривают почти полгода? Когда в 1994 году принимали Конституцию, Леонид Кучма закрыл депутатов в Раде и до пяти утра не выпускал, пока не проголосовали. А сегодня война, сегодня фронт без людей!
Олег Жданов считает, что, когда депутаты слишком выхолощат законопроект, в нем просто уже не будет смысла.
- Я сразу говорил, что не нужно отдельного нового закона, не нужно ломать систему во время войны. Чтобы оптимизировать мобилизацию, достаточно было внести изменения в уже действующий закон. А так депутаты то куда-то на места едут, то еще чем-то заняты. Такое впечатление, что больше думают о следующих выборах, чем о неотложных проблемах страны. И может быть, что негде будет выборы проводить.
Стараются уменьшить общественный стресс
Олег Постернак, политтехнолог:
– Депутаты несут большую политическую ответственность, когда будут голосовать за этот законопроект во втором чтении. И понимают, что их подписи могут изучать под микроскопом. Для тех, кто хочет продолжать политическую карьеру, это ответственное голосование.
Поэтому максимально стараются, делают все возможное, чтобы снизить общественный стресс и тревогу по поводу введения в действие некоторых норм, показать, что защищают права граждан страны. Ну и, конечно, не упускают возможности удачно попиариться на теме "справедливой мобилизации".
История вопроса
Первый законопроект, над которым несколько месяцев работали Генштаб и Минобороны, поступил в Раду в конце декабря прошлого года. 11 января он был возвращен на доработку.
Доработанный вариант Кабмин представил депутатам 30 января. В первом чтении он проголосован 7 февраля без обсуждения в сессионном зале. Все дискуссии депутаты отложили до второго чтения. По оптимистическим прогнозам, после внесения правок закон может быть принят до конца марта.