Если работа с детьми – твое призвание, то возможности найдутся. После эвакуации из Мариуполя Ольга Прохорова переехала в Каменское. Здесь продолжила дело, начатое еще дома – открыла центр "СвітлоГрай" для подготовки детей к школе. Методы использует непривычные, но оригинальные, а с ребятами, уехавшими из обстреливаемых городов, занимаются сказкотерапией - она помогает восстановиться эмоционально.
О необычном подходе к работе и об особенностях бизнеса во время войны, о трудностях с отработкой гранта Ольга рассказала Коротко про.
В шаблонах государственных школ было тесно
Педагогическая деятельность Ольги началась в Мариуполе, 26 лет проработала учительницей младших классов. Говорит, старалась не только учить детей, но и организовывать праздники, чтобы ребята могли проявить себя и чувствовали себя более свободно.
- Мне было тесно в шаблонах государственных школ - со временем наступило выгорание. Летом сделала перерыв, а с осени устроилась в центр внешкольной работы - там я проводила творческие занятия для ребят.
Свое дело решила открыть после пандемии – в 2020-м.
- В моем центре интерактивных развлечений, который по совету дочери назвала LightPlay (я изначально хотела, чтобы центр назывался по-украински «Світлоґрай»), была подготовка к школе, чтение, группа продленного дня, - рассказывает Ольга.
Очень скоро начали приходить дети, которые засиделись дома из-за коронавируса, соскучились по общению.
- На занятиях мы с детьми “рисовали” светом при помощи интерактивной панели, также у нас был интерактивный пол, специальные ультрафиолетовые краски, после которых рисунки светились в темноте. Детям здесь очень нравилось. LightPlay просуществовал полтора года, а после началась большая война…
Утро 24 февраля 2022 года Ольге запомнилось тем, что ей нужно было ехать к врачу, а в городе царила паника, транспорт почти перестал ходить. Затем еще продолжала работать первые две недели, старалась отвлекать ребят от окружающего кошмара. От обстрелов они прятались на цокольном этаже, открывая двери всем, кому это было нужно.
Играя со светом, дети учатся читать
После 8 марта в Мариуполе уже не было ни света, ни тепла, ни воды. 17 марта Ольге удалось выбраться с семьей по “зеленому коридору”. Перед выездом она раздала своим ученикам игрушки - забрать с собой оборудование, которое впоследствии сгорело вместо с квартирой, не удалось.
- Очень повезло, что машина осталась целой. Собрали вещи и поехали, не зная, что ждет нас впереди. Тогда казалось, что в других городах Украины происходит то же, что и в Мариуполе. Хотелось ехать все дальше и дальше. Возможно, так бы и было, но в Каменском нас ждала знакомая, которая предложила квартиру.
До города семья добиралась 10 дней - в мирное время дорога из Мариуполя до этого города заняла бы часа три.
- Мне понравился город Каменское, хотя раньше я даже не знала, что есть такой город. Местные приняли нас нормально. В сравнении с Мариуполем здесь было намного спокойнее.
Надо было начинать жизнь с нуля. На первое время Ольга устроилась педагогом в муниципальный кружок, но ее не оставляла мысль создать в новом городе свое пространство, как это было в Мариуполе.
В ноябре 2023 года благодаря новому гранту, с которым помог Ресурсный центр ГУРТ, Ольга начала свое дело. На полученные деньги, почти 240 тысяч гривен, приобрела интерактивное оборудование. На этот раз Ольга назвала центр по-украински - “СвітлоГрай”.
- Главная идея “СвітлоГрая” - игры со светом и интерактивным оборудованием - это одновременно обучение и игра. На полученные средства купила интерактивную доску, новую мебель, песочницы… Приобрела франшизу SMARTUM (Академия развития интеллекта ребенка). Здесь используют новую методику обучения чтению: дети могут не знать букв, а уже через два месяца свободно читают по слогам. У нас есть рисование светом, световые песочницы. Выученную цифру или букву ребенок пишет в интерактивной песочнице или на планшете - буквы будет видно в темноте, - делится особенностями работы Ольга Прохорова.
Говорит, что на обучение чтению, курс по которому длится два месяца, дети бегут с удовольствием. Был случай, когда 6-летняя девочка хотела учиться дальше, но родители сказали: “Нет денег”. Тогда девочка разбила свою копилку – и несколько занятий прошла за свои средства.
- Также у нас работает группа продленного дня для школьников, сказкотерапия для малышей, подготовка к школе (одна группа), раз в неделю проводим субботнюю вечеринку. Мини-садик, когда к нам на 3 часа приводили малышей, и мы их развивали, к сожалению, здесь не набрался: в Каменском есть бюджетные садики с хорошими укрытиями.
Ольга рассказывает об интересном упражнении, которое помогает детям преодолеть страх сцены.
- Мы проводили занятие “Звезда”. Сначала медитировали, а потом ходили по красной дорожке. Нужно было пройтись и сказать “Я звезда”, а остальные аплодировали. Такие упражнения помогают ребятам перестать бояться выступлений.
Сказкотерапия – у сказки должен быть хороший конец
Проект Ольги - социальный. Помимо местных, сюда приходят детки переселенцев, ребята из многодетных семей и дети с особенностями развития. По словам Ольги, переселенцы отличаются от ребят, которые не столкнулись лицом к лицу с войной. Поначалу у многих из них оставался страх взрывов и громких звуков.
- Чтобы отвлечь таких детей от травмирующих воспоминаний, к нам приходит волонтер, проводит занятия по сказкотерапии. Младшим детям часто показываем сказочных персонажей через калейдоскоп на стене.
На сказкотерапии – своеобразном мини-психологическом тренинге - дети сами пишут сказку или перерабатывают уже существующую. Главное, чтоб у нее был хороший конец - это помогает пережить негативные эмоции, ужасы войны.
Сегодня “СвітлоГрай” посещают 40-50 человек от 2 до 10 лет. Для внутренне перемещенных лиц, детей с особенностями развития и ребят из многодетных семей действует скидка.
Группа набирается, а потом дети уезжают из Каменского
Благодаря неравнодушным людям удалось привезти игрушки и материалы, необходимые для работы центра. Также Ольге помогли родные и друзья из Бердянска и Мариуполя - передали несколько мешков всего развивающего, что нашли. Но впереди еще много дел.
- Я рада, что нашла в себе силы продолжить свою деятельность в новом городе. Но нам есть к чему стремиться. К сожалению, большая интерактивная панель сгорела вместе с квартирой. Интерактивный пол никто не взялся перевозить: россияне забирали все подозрительное.
Помимо этого, центр столкнулся с нехваткой места.
- Я бы очень хотела, чтобы мы могли заниматься с детьми в отдельном помещении: пока есть только одна комната в другом учреждении - 35 метров, в Мариуполе было просторнее - 88 метров. Также там был световой пол, который я тут не могу пока поставить. Если бы у нас было больше места, мы могли бы параллельно организовывать садик и группы скорочтения и продленного дня. Надеюсь, когда-то и эта мечта сбудется - кабинет станет больше, и тогда можно будет установить световой пол, подготовив еще одну заявку на грант, - делится планами Ольга. – Не хватает оборудования, поэтому не могу установить подходящее затемнение, нет подходящих штор, чтобы были видны светящиеся буквы. День прибывает - и мы меньше рисуем: нет таких тяжелых штор.
Но при этом не все так радужно, как хотелось бы. Дети, конечно, приходят, но потом уезжают - кто за границу, кто на запад Украины. Пару месяцев не могла набрать мини-садик и подготовку к школе. Переделала свой график: со школьниками делаю задания, чтобы как-то зарабатывать. Чтение - какое-то подспорье. Сейчас у нас 2 группы, а в том году было одновременно 4-5 групп. К сожалению, многие уезжают.
Уехать самой дальше от войны у Ольги не получится – есть обязательства гранта.
- Сначала была такая эйфория, что все хорошо, тут нет взрывов, жилье есть, грант. Но при получении гранта я подписала соглашение на 3 года, и теперь должна оставаться здесь, отрабатывать полученные средства и показывать свою работу. Продать или оставить бизнес я не могу. Если захочу уехать или закрыться, нужно полностью вернуть сумму, которую мне дали.
Вместо постскриптума
Несмотря на все сложности, Ольга говорит, что видит себя только в сфере преподавания. В разное время жизни пробовала разное, но все равно возвращалась к работе с детьми.
- Всю жизнь я учу детей, им это очень нравится, родители довольны. Хочется быть полезной, вкладываться в молодое поколение. Пока дети маленькие, им нужно дать как можно больше хорошего, они - наше будущее.