Изобретатель, инженер и переселенец из Славянска Дмитрий Мамонов разработал колесно-гусеничные электроноши, на которых можно эвакуировать раненых защитников с поля боя, а также осуществлять подвоз воды, еды и боеприпасов, а при необходимости они превратятся и в дрон-камикадзе. Сейчас Дмитрий работает над изготовлением электронош вместе со студентами-волонтерами в КПИ им. Игоря Сикорского.
Подробнее о разработке Коротко про рассказал проректор по научной работе КПИ им. Игоря Сикорского Виталий Пасечник.
Уменьшить риск для эвакогрупп
- Электроноши – это дистанционно управляемое электромеханическое устройство, которое предназначено для того, чтобы транспортировать с поля боя раненых. По габаритам они как обычные ноши, но на электрическом приводе и управляются дистанционно. Вместе с тем их можно использовать и для транспортировки грузов. К примеру, на передовую они могут доставлять еду и боеприпасы. А с поля боя может эвакуироваться раненый боец, – рассказывает наш собеседник.
При необходимости - не проблема нагрузить эти ноши 100 кг взрывчатки и превратить их в дрон-камикадзе, который приедет на позиции врага и уничтожит их. Но главное в этом проекте – эвакуация.
– В чем основная идея этого проекта? Сегодня эвакуация осуществляется эвакогруппами по 4 или 8 человек, если на дальнее расстояние. Они, условно говоря, на брезенте несут человека, и сразу целая группа может стать мишенью для врага. Чтобы такого не случилось, раненого можно положить на электроноши, и один медик сможет на определенной дистанции его перемещать. Это, во-первых, легче физически, а во-вторых, меньше личного состава подвергается опасности, - объясняет Виталий Пасечник.
Эти ноши официально не утверждены в Министерстве обороны Украины, поэтому государство не отвечает за их производство. Устройство собирают волонтеры.
- Эти электроноши – разработка изобретателя Дмитрия Мамонова, сначала он сам их производил и передавал в ВСУ. Но потребность в их большем количестве привела к тому, что мы в КПИ собрали группу студентов, которые эту конструкцию делают, собирают, тестируют и скоро планируем передать в ВСУ, - рассказывает наш собеседник.
Изделие испытано в реальных условиях, отзывы положительные
Электроноши уже прошли испытания. Фидбек есть: военные говорят, ноши показали себя отлично.
- Дальность транспортировки раненого около 5-6 км, столько ноши могут проехать от переднего края до места, где будет ждать медицинская машина с врачами. Потому что она находится не "на нуле", а на расстоянии 3-5 км в более безопасном месте. И к этому месту раненого воина следует доставить. С помощью электронош это можно сделать легче и безопаснее, - объясняет Виталий Пасечник.
Паспортная грузоподъемность электронош – 120 кг. Это соответствует среднему весу воина со снаряжением.
– Однако электроноши могут перемещать и больший вес, правда, при этом уменьшится расстояние транспортировки. Они хорошо работают не только на ровной местности, но и по бездорожью или горкам. Изделие колесно-гусеничное, гусеницы там недорогие, но надежные и хорошо работают по бездорожью. Правда, всему есть предел, ведь есть местность, где и танк может погрязнуть, - добавляет Виталий Пасечник.
50 тысяч гривен - цена материалов для одних электронош
Цена электронош состоит из двух частей: стоимости комплектующих и стоимости работы.
– Стоимость комплектующих примерно 50 тысяч гривен. А поскольку студенты делают это бесплатно, то фактически это и есть вся их стоимость. Для масштабирования данной конструкции в условиях производства цена вырастет, ведь появятся затраты на заработную плату. В таком случае стоимость может увеличиться примерно вдвое. Сейчас студенты делают, но темпы намного ниже, чем те, что могли бы быть реализованы в условиях промышленного предприятия. Студенты днем учатся, а для волонтерства могут выделить всего 2-3 часа в день и поработать на выходных. Но это отнюдь не 8 часов в день, будь это полноценный работник, – говорит Виталий Пасечник.
40-50 человеко-часов на одни электроноши
Сколько времени нужно, чтобы сложить одни электроноши? Немало. Процесс непростой.
- Сложно сразу освоить технологию и разобраться, как и что делать. Наиболее опытный в этом - Дмитрий Мамонов. И вот он оценивает трудоемкость одних электронош примерно в 40-50 человеко-часов, – отмечает наш собеседник.
Можно ли сделать так, чтобы электроноши массово производились? Да. Но для этого нужны определенные условия.
- Прежде всего нужно, чтобы это изделие стало законным в ВСУ и его заказывало государство. Сейчас все работает так: волонтеры у Дмитрия заказывают, он их производит, и изделие передается. По сути, это волонтерство. Существует очередь на несколько месяцев вперед. Уже все расписано по тем ношам, которые делают студенты, мы уже знаем, кто их получит. Потребность большая, – говорит Виталий Пасечник.