Нырнуть в другое измерение, или Музеетерапия: почему люди во время войны охотно ходят на выставки

Особой популярностью пользуется народное декоративно-прикладное искусство.

facebook.com/DecArtMuseum

Тяжело на сердце, опускаются руки? А попробуйте сходить в музей! Час ярких впечатлений лечит и укрепляет силы не хуже всех таблеток.

Война сказалась на жизни наших хранилищ искусства и истории, но не прекратила ее, напротив, дала новые толчки и направления. Как работают киевские музеи, чем привлекают посетителей, интересовалась журналистка Коротко про.

Оживают звери Примаченко

Национальный музей украинского народного декоративного искусства возобновил свою работу в конце мая 2022 года.

– Постоянной экспозиции у нас, как и в других музеях, нет. Все ценные экспонаты в безопасности, спрятаны. Но в фойе мы оборудовали выставочный зал и начали организовывать временные тематические выставки. В прошлом году таких было более тридцати, и постоянный поток посетителей свидетельствует, что это верный путь, – делится директор музея Людмила Строкова.

Сейчас в доме по улице Лаврской, 9, действуют три выставки. Это "Глаза цветов", посвященная 140-летию со дня рождения Анны Собачко-Шостак - известной украинской мастерицы декоративной росписи, которая создавала фантастические растительные узоры и была наставницей Марии Примаченко. "Отражение" - выбойки, пряничные доски, терракотовые изразцы. И уникальное мультимедийное шоу “Примаченко. Год дракона”, где оживает 21 волшебный зверь на картинах народной художницы.

– В зале также экспонируются 13 оригиналов Марии Примаченко. Сначала мы выставили четыре картины, но люди жаловались – мало! Поэтому добавили еще девять, – рассказывает Людмила Строкова.

Задуматься над идентичностью

По словам директора, в музей приходят люди всех возрастов.

– Обычно к нам приводят классами школьников, есть пенсионеры, но большинство посетителей – это средний возраст и молодежь. Молодежи приходит даже больше, чем до войны. Я объясняю это так: люди стали больше задумываться над тем, что такое украинская идентичность. Ибо границы и язык – это одна составляющая, а культурное наследие – вторая и очень важная. Это духовность наших предков, родство с ними. Поэтому украинцы и начали особенно интересоваться народно-прикладным декоративным искусством.

По словам директора, многое зависит не только от темы выставки, но и ее продвижения.

- "Год дракона" мы открывали 12 января, посещение было бесплатным. Народу столько пришло, что думала - музей разнесут, на улице своей очереди ждали. Анимация картин Примаченко проходит под музыку группы “ДахаБраха”. Многие молодые люди почему-то решили, что в музее будут петь "живые" музыканты. Перед показом я вышла, сказала, что "ДахаБраха" были бы с нами, но сейчас они выступают за границей. Если кто-то разочарован, может уйти. Ни один человек не вышел из зала! Смотрели, снимали на мобильные телефоны, а потом благодарили за чудесное шоу. Это было в пятницу, а на выходные еще очень многие пришли. Особенно мило видеть, как мамы с маленькими детьми приходят. Дети танцуют под музыку, смотрят мультики, а мамы тоже расслабляются, улыбаются, общаются между собой.

"Не думали, что будет такая активная жизнь"

Так же, как и театр, на который сегодня безумный спрос, музей – это эпизод позитива. Кратковременное ныряние в другое измерение с другими красками и философским содержанием.

– Мы со своими сотрудниками говорили, что по-настоящему живем на работе, отвлекаемся от того, что снаружи, – продолжает Людмила Строкова. – А когда выходим с работы, снова начинается война, потому что читаешь новости и душа болит. Чтобы в такое время выжить, ментально все это выдержать, очень нужны счастливые мгновения. Мы никогда не думали, что у нас, музейщиков, будет такая активная жизнь во время войны. В декабре прошлого года, когда нужно было ставить елки и делать три выставки, думала, что мои девушки побьют меня из-за перегрузки. Мужчин в музее нет, самим пришлось тяжелые картины вешать, все тяжелое таскать. Просто падали с ног, но выдержали и улыбались.

Сейчас в музее переживают, что... закончатся альбомы, буклеты, открытки, закладки для продажи.

- Музейная литература о наших коллекциях всегда имела спрос, но такого, как последние полтора года, честно, не было. Посмотрят выставку Примаченко – покупают все о ней, “Глаза цветов” – о Собачко-Шостак. Это уникальная мастерица, и мы хотим сейчас распространить ее на том же уровне, что Примаченко и Билокур. А кто на "Отражении" побывал, интересуется техникой выбоек (печать орнаментов на холсте с помощью специальных резных форм. - Ред.), потому что о ней мало кто знает.

Реабилитация мастер-классами

Еще в музее говорят, что за последние два года сделали множество новых программ для мастер-классов. Петриковская роспись, керамика, вытинанки, вырыванки, те же выбойки – все идет в дело.

– Приходят дети, приходят взрослые. Наши девушки проводят интерактивные экскурсии, а затем учат, как это на практике. Минувшим летом и осенью Лаврский заповедник организовал программу культурной реабилитации для военных, – вспоминает Людмила Строкова. – Приводили и к нам на мастер-классы. Больно было смотреть, как суровые мужчины, которые еще вчера на "нуле" держали автомат, делают сумочку с выбойкой или какое-то украшение. И не потому, что нужно, а потому что отрада. Лица у них были такие увлеченно-сосредоточены – как у детей.

Одни из самых активных посетителей – это переселенцы с юга и востока страны. Музей дружит с центром поддержки "ЯМариуполь". Директор рассказала о группе женщин, которые тоже пришли на мастер-класс.

– Сидят, мастерят что-то и тихо вспоминают, как оно все в Мариуполе было. Наши девушки не сдержались – плакать начали, удивляются, как такое можно спокойно произносить. А я говорю: думаете, они отгоревали? Они уже не могут каждый раз плакать. Так мы плачем их слезами...

Внезапно и грозно наступила история

Как бы ни относились в Украине к Михаилу Булгакову, а поклонники музея писателя на Андреевском спуске, 13, от него не отвернулись.

- У нас по-прежнему хватает посетителей, особенно по выходным, - говорит директор музея Людмила Губианури. – Мы сделали новую выставку, и это заинтересовало, появилась свежая аудитория.

Выставка называется "...И внезапно, и грозно наступила история...".

– Она в русле деколонизации, когда на вопросы вокруг фигуры Булгакова ищем ответы через ту эпоху, в которую Булгаков жил. Это так называемые украинские соревнования 1917 – 1921 годов. Посетители погружаются в два мира – мир дома семьи Булгаковых и в происходящее в это время за окнами. Говорят, очень мощно получилось.

Людмилы Губианури также говорит, что из-за посетителей очень много переселенцев.

– Также приходят жители Днепра и Харькова. Эти люди говорят, что приезжают в Киев, потому что Киев кажется им не таким опасным, как родной город. Они здесь отдыхают, ходят в кафе, музеи.

Иностранцев, ранее бывших чуть ли не завсегдатаями Булгаковского дома, конечно, немного, но с начала года уже провели несколько экскурсий на английском и французском языках. Традиционных журфиксов – музыкальных вечеров по 13-м числам каждого месяца – как проект сейчас не проводим, но камерные концерты проходят.

- Сейчас подготовили показ нового кинофильма, - говорит директор.

Судьба музея до сих пор не известна. Институт Национальной памяти не оставляет усилий, чтобы убрать с Андреевского спуска и памятник писателю, и музей. Но сотрудники противятся. Глава Музея истории города Киева, филиалом которого является Булгаковский дом, Диана Попова занимает принципиальную позицию. История не вытинанка – ножницами не вырежешь куски, чтобы все красиво было.

- Да, Булгаков не понимал независимости Украины, но в то время такое видение было у многих. Об этом свидетельствуют и воспоминания гетмана Скоропадского и Владимира Винниченко. Люди не понимали, как это может быть, поэтому хотели федерации или чего-нибудь другого. Об этом Булгаков и писал. Он засвидетельствовал свое время. Нравится оно или нет, но это свидетельство, – считает Людмила Губианури.

PRO жизнь, про веру, про любовь

В Музее истории города Киева нас заверили, что дела у них тоже идут хорошо, даже очень хорошо.

– В прошлом году мы стали самой посещаемой площадкой в ​​стране – приняли более 120 000 посетителей, – делится директор Диана Попова. – Каждый день у нас люди. Раньше были сезонные "провалы" – во время летних отпусков, а сейчас таких нет, все в Киеве, все работают, приезжают переселенцы, открывают для себя столицу и ее историю. Жаль, что из-за войны мы не можем показать им столько экспонатов, как показывали до войны.

Самая ценная часть коллекции музея спрятана, но это компенсируется актуальными выставками.

– Сейчас у нас одновременно работают пять проектов. Последний был открыт 23 февраля. Это выставка "Земные пути Небесной сотни", приуроченная к 10-летию Революции Достоинства. Перед этим открыли мультимедийную выставку "Голоса", где собраны свидетельства украинцев, ставших беженцами в результате российской агрессии. Фонд Рината Ахметова собирал их с 2014 года, а артинсталляции подготовили организаторы GOGOLFEST. Интересный проект, который на языке плакатов со всего мира рассказывает о героической обороне Мариуполя.

Очень сильное впечатление производит экспозиция “PRO ЖИЗНЬ. Слова. Письма. Заметки». Это реальные истории людей, стоявших на пороге смерти во время Украинской революции 1917-1921 годов, Второй мировой войны, во время диссидентского движения и сейчас из-за этой войны. Это истории, написанные ими в письмах, записи в дневниках, сейчас – в СМС. Формы в течение многих лет менялись, но не менялся смысл – про жизнь, про веру, про любовь.