Самые известные достижения французов – любовь и кулинария – слились в роскошно снятом и выверенном в малейших деталях фильме « Вкус страсти ». Чтобы описать его – нужны эпитеты типа «гурманский», «эпикурейский», «эстетский», «изысканный», «шедевр» и т. п. Не зря на Каннском фестивале Чань Ан Гунг получил награду за лучшую режиссуру, а сам фильм будет представлять Францию на "Оскаре".
Высокая кухня – как основа жизни
Сюжет, на первый взгляд, прост. 1885 год. Эжени (Жюльет Бинош) уже 20 лет работает кухаркой у известного гурмана Додена Буффана (Бенуа Мажимель), прозванного «Наполеоном кулинарного искусства». Вместе с Эжени он готовит изысканные пиры для своих друзей.
Доден и Эжени давно переросли отношения между работодателем и подчиненной. Особая духовная связь между ними породила не только романтику, но и чрезвычайные блюда, которые производят впечатление даже известных шеф-поваров. Доден не раз предлагать Эжене выйти за него замуж, но та больше всего ценит свободу и каждый раз отказывает. Чтобы впечатлить любимую, когда она внезапно заболела, Доден начинает готовить именно для нее. Экспериментатор в еде, он нашел свою музу, которая не только вдохновляет, но помогает воплощать кулинарные шедевры в жизнь. И он хочет, чтобы это продолжалось вечно.
В этой истории не будет положительных героев и злодеев, не будет никаких преступлений или необдуманных поступков. Это плавное повествование о ежедневном течении жизни, добрых людях, возможности наслаждаться каждым моментом, проживать во всю и радость, и горе, и любовь, и дружбу – и все это под патронатом божества, имя которому haute cousine. "Счастье - это продолжать желать того, что у нас уже есть" - в этой эпикурейской цитате Додена Буффана весь смысл его жизни.
В первой трети фильма мы не услышим никаких более или менее осмысленных диалогов. Лишь некоторые отдельные фразы, возгласы, причмокивание и т.д. Потому что, едва гости начинают интересную беседу – как приносят новую перемену блюд. И тут уже не до разговоров, потому что это палтус, тушеный в сливочно-лимонном соусе или консоме из нескольких видов рыб, или каре теленка на овощной подушке.
Похоже, именно таким образом режиссер хотел подчеркнуть, что еда – такой же способ общения, как и слова. Недаром героиня Жюльет Бинош отвечает гостям на вопрос, почему она не присоединилась к ним за столом, фразой «я общаюсь с вами с помощью моих блюд».
Поскольку французская кухня невозможна без вина, его здесь много – с названиями, которые трудно воспроизвести неофитам. Но можно использовать как афоризм цитату Додина: «Вино – это духовная составляющая пищи. Мясо и овощи – составляющая материальная».
В кулинарно-любовном смысле фильм хочется сравнить с другой картиной с Жюльет Бинош – романтическим «Шоколадом». Но в отличие от эмоциональных скачков «Шоколада», в «Вкусе страсти» любовь можно назвать спелым плодом, который полон сладкого сока и не будет иметь резкого привкуса. Интересный нюанс: Жюльет Бинош и Бенуа Мажимель когда-то были партнерами, у них даже есть общая дочь – поэтому актерам не нужно было придумывать многолетнюю духовную и телесную близость, просто вспомнить ту любовь, которая у них уже была. И эта любовь тоже очень теплая и спокойная, без надрыва, с полной свободой действий для каждого и с уважением к другой стороне. Впрочем, от этого не менее сильная, а наоборот – будто закаленная в мартене кухонной плиты, когда твой замысел понимают с полуслова, когда не только думаешь, но и дышишь в унисон. И когда твоя жизнь без другого может превратиться в ничто. И где тогда искать спасение, как не в искусстве кулинарии.
Мы едим глазами
Главный герой картины, без сомнения, – еда. Через ее призму показаны и отношения персонажей, и их судьбы, и их профессиональные достижения, а также смысл их жизни. Да что там говорить – в титрах отдельно выделена категория что-то вроде художников-постановщиков кухни – и их количество больше, чем занятых актеров.
Более того. Гастрономическим консультантом пригласили звездного шефа Пьера Гарньера, которого называют создателем новой французской кухни. Гарньер получил и эпизодическую роль – играет шеф-повара восточного принца.
На еду работают и другие художники-постановщики, подбирая соответствующую посуду – от блестящих медных сковородок и сотейников до дорогих фарфоровых тарелок и хрустальных бокалов. Чугунная сковорода, в которой шкворчат в фермерском домике фаршированные птички-овсянки, выглядит не менее привлекательно, чем разукрашенное цветами огромное фарфоровое блюдо с волованом с мороженым и меренгой. Солнечные лучи из окна падают на бокал с вином и раскрашивают его в разные оттенки красного или золотого. Отблеск огня из камина передает вкус вина, как более насыщенный, а вечерние сумерки под раскидистым деревом приглушают и дают вину необходимый привкус отдыха после тяжелого дня у раскаленной плиты.
Крупный план сочной груши, сваренной в сахарном сиропе, сменяется крупным планом обнаженной Жюльетт Бинош, чьи формы выглядят так же сочно и заманчиво. Более того, даже нарезка овощей, переноска кастрюль, процеживание бульонов подается как отдельный вид искусства. (Как моют и чистят эту гору посуды, нам, правда, не показали, но это грязная работа – ей не место в высокой кухне.)
И нюансы, нюансы – которые крайне важны для восприятия: почему нельзя есть круассан перед мороженым, почему одно блюдо иногда важнее богатого стола, почему даже 14-летняя девочка должна пить вино, чтобы почувствовать настоящий вкус мяса, и так далее.
Во-первых, это просто красиво
Внимание и уважение к деталям, с которыми художники воспроизводили эпоху, заслуживает высокой похвалы. Каждая безделушка на кухне или в спальне играет свою роль – не покидает ощущение того, что ты перенесся в машине времени в конец XIX века. То ли платье – из настоящего льна, никакой блестящей и непомятой современной синтетики, то ли удачно подобранная мебель (вряд ли, конечно, антиквариат, но выглядит, как настоящая, хотя, кто знает, ведь съемки проходили в нескольких замках), массивная резная дверь, тяжелые чугунные заслонки на плитах, открытый камин, в котором закипает котел, все это подчеркивает правдивость рассказчиков истории.
Еще один персонаж – лето. И хотя Додену нравится осень с ее богатствами урожая, Эжени больше всего любит лето. И она признается любимому, что она всегда останется летом. Значительная часть картины посвящена еще и этому времени года. Насыщенная зелень овощей и плодовых деревьев, лужайки цветов, тенистые парки, игра солнечных лучей на зеленых деревьях и поверхности пруда. Легкие женские платья, грохот горлиц, пикники на природе, солнце и тепло… Чувство лета передано настолько реально, что забываешь о февраль за окном.
И это тепло, даже несмотря на драматические моменты, все равно остается в тебе, напоминая о том, что лето приходит даже после самых тяжелых зим. И снова будет солнце, мир и покой в душе.
Как и положено хорошему блюду или хорошему вину, «Вкус страсти» оставляет после себя интересное послевкусие. Основную ноту мы испытываем при просмотре, но еще долго будет оставаться щемящее и немного терпкое чувство светлой грусти.
Бонус: благодаря фильму можно узнать, почему у французских шефов такие необычные головные уборы, как запечь торт, чтобы мороженое внутри не растаяло и что такое – это потофе, которым Доден мечтает удивить принца.
Страна: Франция
Режиссер: Чань Ан Гунг
В главных ролях: Жюльет Бинош («Английский пациент», «Париж, я люблю тебя»), Бенуа Мажимель («Рыцари неба»), Галатеа Беллуджи, Эммануэль Саланже, Патрик Диассумсао, Фредерик Фисбах, Бонни Шаньо-Равуар
Продолжительность: 02:15