Опасны ли расплодившиеся из-за войны волки – мнения зоологов и охотников

Большую опасность несет, по мнению специалистов, увеличение количества лис – из-за бешенства.

gloss.ua

Война повлияла на численность хищников в лесах и степях Украины. Из-за запрета охоты на зверя количество волков, лис, шакалов и других животных увеличилось, по мнению некоторых зоологов, чуть ли не в два раза. Как отметили Коротко про эксперты, например, до войны каждый год в начале охотничьего сезона в лесах вынюхивали добычу до десяти тысяч волков. К концу сезона охотники снижали эту цифру. Сейчас же численность зверя никак не регулируется, что настораживает и даже пугает жителей Полесья, Карпат и других мест.

На собак нападают, людей боятся

- Были случаи, когда в соседних селах волки раздирали собак и коз во дворе,- отмечают Коротко про жители сел в Волынской области примерно в 20 км от Беларуси. – Хорошо, что на ребенка или взрослого не напали. Но и Сирка, которого ты со щенка выращивал и прикипел к нему душой, тоже жалко…

Если раньше увидеть волка в лесу считалось редкостью, то сейчас местные всерьез опасаются встречи с ними. В горных регионах жители уже даже не реагируют на вечерний вой, доносящийся из леса – привыкли. Стараются далеко не ходить.

Охотники называют несколько причин увеличения количества хищников в лесах. Это, по их мнению, не только запрет на отстрел в связи с войной, но и якобы их миграция из соседних Польши и Беларуси. Как считают сотрудники Украинского общества охотников и рыбаков, тишина в пограничных лесах Украины по нраву волчицам, которые с выводком как раз начинают искать новое место жительства. Тот же запрет отстрела влияет и на популяцию бобров, зайцев и другого мелкого зверья, которое является естественным кормовым объектом для серых зубастых хищников.

Такая же ситуация наблюдается и в других областях, где волков, шакалов и лис, которых, конечно, тоже стало больше, не раз фиксировали фотоловушки. Люди беспокоятся, как бы зверь не начал наведываться в села.

Впрочем, экологи и зоологи считают, что увеличение количества волков в лесах едва ли может стать угрозой для людей. А вот рост популяции лис и шакалов – вполне.

- Волк боится человека, причем любого размера – даже ребенка, - объясняет эколог Игорь Антахович. – Он может пойти в села только в самые лютые зимы, когда много снега, и он не может добыть себе пропитание в лесу. Тогда они действительно шли к сельским хозяйствам и «резали» скот, как тогда говорили. Но случаи нападений на людей были даже тогда очень редкими. Для волка это всегда вынужденная мера. Сейчас, когда зимы очень теплые, мне не верится, что волки будут спускаться к людям.

Домашние собаки, по мнению зоологов, могут представлять интерес для тех неопытных молодых волков, которые еще не научились охотиться на косуль или других копытных. Либо – для старых и больных, травмированных или попавших в капкан. Их обычно «выгоняют» из стаи, и им приходится либо подъедать, что не съели сородичи, либо искать легкое пропитание. Собака для них – более легкая добыча, чем резвая лань или олень. Также такие волки могут обосновываться вблизи бобровых поселений – поймать бобра тоже несложно, по сравнению с косулей. А их в пограничье также стало намного больше.

Волков-мигрантов у нас нет

Охотники настаивают на отстреле лесных хищников. Экологи – категорически против.

- Мы расширяем свое жизненное пространство за их счет, но вмешиваться в экосистему нельзя, - отмечает Игорь Антахович. - На Западе, в Америке или Европе, уничтожение любого животного в единичных случаях разрешено только тогда, когда есть угроза жизни человека. Например, если собака нападает, тогда полицейский имеет право ее застрелить.

По мнению эколога, волчицы с волчатами едва ли будут «переезжать» в Украину из Беларуси или Польши.

- Такое может быть, но очень редко, - сомневается Игорь Антахович. – Сейчас вряд ли, так как в связи с войной у нас на границах установлены физические барьеры. Они ищут новые места перед тем, как воспроизвести на свет потомство. Беременная волчица находит место, которое бы гарантировало ей и волчатам безопасность, пока они не станут самостоятельными. Меняет только в том случае, если чувствует опасность, например, если нору обнаружили охотники. Тогда может искать другое убежище. Но это сложно – у нее шесть-восемь щенят на выкармливании, а тут ей надо найти место, обустроить его, перетащить их всех… Также она должна защищать их и от волков, даже от их отца – в голодные годы бывают случаи каннибализма.

Мнение эколога поддерживает и ученый-териолог (зоолог, специализирующийся на млекопитающихся. – Авт.), основатель парка «Междуреченская пуща» в Черниговской области Андрей Сагайдак. Он также говорит, что волки – это животные, которые редко меняют территорию. Поэтому вряд ли они будут менять европейскую или даже пусть белорусскую прописку на украинский лес.

- По сравнению с Беларусью, у нас примерно одинаковая численность волков, а в Польше - намного меньше, поэтому скорее они от нас могут идти в польские леса, - отмечает Андрей Сагайдак. - Охотники противоречат сами себе. Волки расселяются по свободным территориям, поэтому нелогично, чтобы из Польши они шли к нам. Каждая стая – это семья со своей территорией, которой она держится. А насчет опасности – эту тему слишком раздувают. Мол, «караул, волки из Чернобыля пошли на Киев, скоро нас всех съедят». Не стоит слишком волноваться.

- Тем не менее, покусанных нет, как практически и не может быть, чтобы волки переносили бешенство – по статистике, это единичные случаи, которые могут произойти раз в пару лет, - продолжает Андрей Сагайдак. - Люди заражаются в 90% случаев от котов и собак – своих домашних любимцев. В природе бешенством могут болеть все теплокровные животные. Но среди хищников чаще всего это лисы.

Несмотря на то, что и волки, и лисы принадлежат к одному семейству – псовым, бешенством в основном заражаются лисы. Причиной тому является образ жизни. Лисы, по словам эколога Игоря Антаховича, едят все, что найдут, и с удовольствием питаются даже на сельских и городских мусорках.

- Лиса – это падальщик, - объясняет Игорь Антахович. – А гибнут обычно какие животные? Больные, в том числе и бешенством. И лисы могут ими питаться. А волк труп никогда есть не будет. Но основной рацион лис – это грызуны. Зайца ей очень тяжело поймать. Волк и лиса - совсем разные животные, хоть и одного рода.

Также, по сравнению с волками, лисы быстрее приспосабливаются к местам, где живет человек. Серые предпочитают держаться подальше от людей и питаются копытными, зайцами.

Гроза охотничьих угодий

Для охотников волк не представляет материального интереса, как и лисы и другой пушной зверь – в последние годы мех не пользуется спросом. Волк – это трофей, а ратуют за разрешение на отстрел исключительно из-за спортивного интереса. Стрелять же сейчас можно разве что в тире, если говорить о гражданских… Оскаленную голову волка потом вешают в прихожей где-то в охотничьем домике или своей баньке, или, как минимум, хвастают снимками перед друзьями. Интерес охотничьих организаций также упирается в деньги – те самые карточки на отстрел не бесплатные.

Пока люди страшатся вероятного нашествия волков, экологи и зоологи говорят, что отстрел этого зверя может привести к ухудшению качества популяции остальных лесных жителей. Как отмечает Игорь Антахович, волк обычно догоняет ослабленных животных, таким образом, являясь санитаром леса. Если волков слишком мало, популяция начнет страдать, будет больше больных животных.

Как считают зоологи, волки могут создавать проблемы, скорее, для владельцев охотничьих угодий, которые разводят копытных для охоты. Хищники, естественно, платить за это удовольствие не будут, и поголовье может сократиться без пополнения копилки хозяев. А людям, говорят эксперты, волноваться пока не стоит – в села зубастые хищники спускаться не любители, тем более в теплую зиму, когда и в лесу можно легко прокормиться.