По всей Европе уже несколько месяцев протестуют фермеры - из-за климатических законов и последствий войны в Украине. К протестующим с прошлого года фермерам Польши, Германии и Франции в этом году присоединились их коллеги в Бельгии, Италии, Греции, Литве, Латвии и еще нескольких странах. Они действуют одинаковыми методами - блокируют улицы городов и шоссе тракторами; причины для недовольства тоже схожи - рост цен на дизельное топливо, планы правительств сократить субсидии, климатическая политика ЕС. Есть и политическое измерение - протестующих поддерживают крайне правые партии в расчете на их голоса на июньских выборах в Европарламент.
Природа протестов – разная
У нынешней волны недовольства несколько причин, связанных как с локальными проблемами в каждой из стран, так и с общей политикой Европейского союза. Министр сельского хозяйства Польши Чеслав Секерский заявил, что протесты фермеров против наплыва товаров из Украины оправданы, поскольку это, по мнению фермеров, несправедливо снижает цены.
«Это должна была быть форма помощи Украине. Поляки оказали ее очень много и от всей души. Мы ведем двусторонние переговоры с Украиной о том, что мы хотим установить определенные квоты, объемы, которые мы будем контролировать. Если определенного товара будет многовато, то будет запрет», - сказал он.
В Германии, например, где массовые акции начались еще в декабре, триггером для выступлений стало намерение правительства сократить сельскохозяйственные субсидии. В 2024 году фермеров собирались лишить скидок на дизельное топливо. Сейчас на каждый литр дизельного топлива, стоимость которого в январе составляла около 1,72 евро, правительство возвращает фермерам 21 евроцент. По подсчетам министерства сельского хозяйства Германии, каждое хозяйство, пользующееся этой схемой, экономит около 2900 евро в год, а годовые расходы бюджета достигают 440 миллионов евро.
Во Франции протестующие недовольны падением доходов и нечестной, по их мнению, конкуренцией с производителями из других стран. Испанские фермеры продолжают блокировать движение по трассам. Акции протеста проходят в Каталонии, Мадриде, Наварре, Риохе и других регионах. К фермерам также присоединились перевозчики грузов, которые ранее объявили о бессрочной забастовке.
Аграрии сообщили, что митинги будут проходить в течение ближайших недель, пока правительство не обратит внимание на решение проблем в сельском хозяйстве страны. В Центральной и Восточной Европе положение фермеров изменила война в Украине. После начала полномасштабного вторжения в 2022 году Евросоюз отменил пошлины и квоты на украинский экспорт для поддержки сельхозпроизводителей. Тогда же вступило в силу соглашение об упрощении грузовых перевозок между ЕС и Украиной. Это решение спровоцировало приток дешевой украинской продукции прежде всего в соседние страны, в ответ там начались протесты, наиболее массовые - в Польше.
Часть недовольства европейских фермеров связана с «Зеленой сделкой», амбициозным проектом ЕС по достижению климатической нейтральности, и со стратегией «От фермы до вилки», которая должна сделать продовольственную систему ЕС экологически чистой. Она предусматривает сокращение использования пестицидов и удобрений на 50%; выделение большего количества земель для несельскохозяйственного использования (например, оставлять их под паром или сажать непродуктивные деревья); к 2030-му четверть сельского хозяйства должна стать органическим.
Власти вынуждены идти на уступки
Протестующие уже начали добиваться своего. Власти Франции, Германии и Польши, чтобы не терять поддержку фермеров, пошли на уступки, в Евросоюзе тоже готовы смягчить действующую политику.
На национальном уровне на протесты раньше всех отреагировали в Германии. 4 января немецкие законодатели смягчили план по сокращению расходов бюджета, который так разозлил фермеров. Правительство решило сохранить освобождение от налога на транспортные средства для сельскохозяйственной техники, а налоговые льготы для дизельного топлива отменить поэтапно.
Во Франции власти тоже дали заднюю. Премьер-министр Габриэль Атталь заявил, что правительство готово дополнительно выделить более 400 миллионов евро на поддержку отрасли. В Румынии коалиционное правительство заявило, что достигло соглашения с фермерами и перевозчиками после того, как пошло на уступки - увеличило субсидии на дизельное топливо и ускорило выплаты.
Руководство Евросоюза тоже решило пойти навстречу требованиям фермеров. 31 января Еврокомиссия предложила ввести ограничения в соглашение о беспошлинной торговле с Украиной. Для нескольких категорий сельскохозяйственной продукции (яйца, мясо птицы и сахар) предусмотрена возможность «экстренного торможения» - если импорт этих продуктов значительно превысит средние объемы 2022 и 2023 годов, пошлины будут вновь введены.
Мнение политологов
Игорь Рейтерович:
- У каждого из протестов фермеров в Европе – разная природа. И не все они повлияют на Украину. Нашу страну там вспоминают, потому что это очень удобный политический повод прикрыть свои требования. Во Франции, Испании, Германии у фермеров совсем другие требования. Понятно, что со странами Центральной и Восточной Европы Киеву этот вопрос нужно будет проговаривать отдельно. А по большому счету Украина ничего не нарушала. Это все прописано в Соглашении об ассоциации с Евросоюзом и решении Еврокомиссии. И польским фермерам это нужно решать как-то цивилизованно. А не вскрывать опломбированные фуры и высыпать наше зерно. Которое нашим фермерам обходится очень дорого. Известно же, что они сами разминируют поля, чтобы снять урожай. Ну и там, конечно, часто есть «тень Москвы», как, например, в польских протестах.
Олег Саакян:
- Несмотря ни на что, угрозы целостности Евросоюза эти акции протеста не несут. В большей мере это подогревается российским влиянием. В Москве хотят, чтобы эти акции превратились в шторм для ЕС. Но риски этого небольшие, поскольку у Евросоюза есть четкая программа урегулирования подобных кризисов. Вряд ли кардинально будем пересмотрено Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, где приписаны все квоты на украинскую сельхозпродукцию. Отдельные страны могут попытаться это сделать. Да и сам этот вопрос в Европе – крайне политизирован. Например, та же Польша получает в 2,8 раза больше российского зерна, чем украинского, но почему-то не блокирует российские фуры. Это игра Москвы.