Лубинец насчитал в законопроекте о мобилизации пять норм, противоречащих Конституции

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец определил противоречивые нормы в новом законопроекте о мобилизации.

РЕЙТЕР

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец определил противоречивые нормы в новом законопроекте о мобилизации. Лубинец заверил, что уже встречался с министром обороны Рустемом Умеровым и тот готов реагировать на замечания. Соответствующее письмо с замечаниями также направили в профильный Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки.

Выезд мужчин за границу

- Нормативный казус есть в вопросе порядка выезда за границу мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, состоящих на военном учете или исключенных из него в установленном порядке. Здесь вопрос в отметках: формулировка «снять» и «исключить» из военного учета (которое указывается в военном билете) на практике становится проблемой, требующей урегулирования.

В законопроекте говорится и о том, что военное командование может устанавливать временное ограничение права гражданина Украины на выезд из страны. Однако согласно требованиям статьи 17 Конституции Украины, ВСУ и другие военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан. Так что эти предлагаемые изменения противоречат Конституции Украины.

Электронный кабинет призывника

- Кроме того, в законопроекте предлагают предусмотреть обязанность регистрировать электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста за невыполнение которого последние несут определенную Законом юридическую ответственность. Однако такое положение законопроекта не соответствует положениям Конституции Украины, Закона Украины «О защите персональных данных», правовым позициям Конституционного Суда Украины относительно официального толкования права на личную и семейную жизнь. Такая обязанность должна быть исключена из законопроекта. Целесообразнее закрепить в нем право, то есть возможность регистрировать электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста.

Проверка документов представителями ТЦК

- Вопросы предоставления права представителям ТЦК и СП осуществлять проверку военно-учетных документов граждан в возрасте от 18 до 60 лет также противоречат Конституции. Такую проверку могут проводить только работники Национальной полиции, а также персонала Государственной пограничной службы Украины. Согласно ст. 17 Конституции Украины Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан.

Лишение отсрочки аспирантов

- В изменениях указано и лишение права на освобождение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период аспирантов, получающих уровень образования за счет физических или юридических лиц на условиях контракта. При этом всем другим категориям соискателей образования в этих условиях право на освобождение от призыва сохраняется. Это противоречит требованиям ст. 24 Конституции Украины относительно равенства прав граждан и недопущения их дискриминации по определенным признакам.

Альтернативная (невоенная) служба

- Что касается альтернативной (невоенной) службы, то действующая редакция Закона Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» в настоящее время не предусматривает возможности и порядка направления на альтернативную службу граждан, подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации на особый период. Однако есть единичные случаи направления граждан на военную службу, религиозные убеждения которых не допускают исполнения воинской обязанности, что противоречит гарантированному им ст. 35 Конституции Украины право на свободу совести.

Также омбудсмен считает нецелесообразной норму о том, что призыв на военную службу во время мобилизации может осуществляться независимо от места их пребывания на военном учете, например, во время выезда на выходные к родителям или пребывания в санатории. При таком подходе часто нарушается право граждан на освобождение от призыва, поскольку они не носят необходимые документы.