В парламент передан новый переработанный вариант закона о мобилизации. В отличие от предыдущего в нем более детально прописан четкий алгоритм призыва и прохождения медкомиссии, основания для отсрочки, наказание для уклонистов, правила пересечения границы, электронные повестки и многое другое. Понятно, что сама по себе мобилизация – это всего лишь часть необходимой доукомплектации и усиления ВСУ. Кроме свежих солдат, армия требует новых танков, ракет, дронов и другой техники. Вооруженные силы нуждаются в дополнительном финансировании и модернизации материально-технической базы. Но мобилизационные мероприятия - это один из самых актуальных вопросов. Журналист Коротко про узнавал у военных экспертов, насколько этот закон сможет решить проблемы призыва и помочь нашей армии на фронте.
Мобилизация необходима, но она априори не понравится людям
Сергей Грабский, военный эксперт:
- Поможет ли этот закон армии – поможет. Нам категорически не хватает людей на фронте. ВСУ, Залужному нужно, чтобы в строю был полный комплект на 127 человек пехотной роты. И любой человек, который во время войны будет ставить под сомнение необходимость мобилизации, – преступник. Понравится ли это людям, обществу? Нет. Мобилизация будет принуждением. Этот закон априори не может устроить их, потому что никто не хочет идти умирать на фронт. Я был на войне и не на одной, поверьте - это страшно.
Солдата нужно мотивировать, чтобы не было "500-х"
Дмитрий Попов, военный психолог, подполковник запаса:
- Этот закон однозначно может вызвать социальное недовольство. Он направлен на пополнение нашей армии любыми способами. С одной стороны, во время войны – это правильно. Например, такие ограничения для уклонистов, как возможность управлять транспортным средством или ограничение в пользовании банковскими средствами. В одном месте закона это прописано. А как этого добиться – нет объяснений. А все это будет вызывать определенное недовольство в обществе. Или такой спорный момент: пришла повестка в электронный кабинет, а вы ее не увидели. Но должны нести ответственность за неявку в военкомат.
Этот закон позволит пополнить нашу армию мобилизованными. Вопрос будет только в качестве их профессиональной подготовки. Они просто могут быть неподготовленными воевать. Многие комбриги уже сейчас жалуются, что к ним от территориальных центров комплектования (ТЦК) приходит такое пополнение, которое они не могут послать в бой, так как оно абсолютно не подготовлено и не мотивировано. И они со времени становятся либо "300" (ранеными), либо "500" (отказниками).
То есть их нужно чем-то мотивировать. И тут нам не грех использовать опыт России – экономическое стимулирование военных. Причем не такое, как у нас – только зарплата в 100 тысяч гривен на военного на линии фронта. Это должна быть возможность получения кредита ипотеки в мирное время, возможность поступления в вузы и пр. У Кремля предусмотрен целый пакет «плюшек» для бурята и тувинца, чтобы идти на войну в Украине. И не нужно говорить, что у нас нет для этого средств. Во-первых, мы получаем многомиллиардное финансирование от наших западных союзников. А во-вторых, посмотрите, какие сумасшедшие деньги получают высокопоставленные чиновники. Речь ведь о миллионах идет! То есть деньги для наших военных есть, было бы желание их найти.
В законопроекте есть неплохие пункты, но как они будут работать?
Иван Ступак, военно-политический обозреватель Украинского института будущего:
- Насколько он поможет, еще рано говорить. Этот законопроект еще не прошел даже первого чтения. А что дойдет до конца и финального голосования – неизвестно. Депутаты еще не внесли свои поправки. Его могут капитально переиграть. Мы еще не видели вывода юристов. Это может быть как в анекдоте с кораблем – начинали строить крейсер, а закончили подводной лодкой.
Сейчас в этом законопроекте есть неплохие пункты. Например, по четким выплатам военным. Но есть и другие, сомнительные позиции. Вот, например, военные медицинские комиссии должны отчитываться перед военкоматами. А как это соответствует врачебной тайне? То есть этот законопроект по-прежнему еще очень «сырой». Но до конца этого месяца его должны принять. Фронт не может ждать, ему нужно пополнение.
Петр Черник, военный аналитик, полковник запаса:
- Чтобы понять эффект от этого закона, нужно как минимум полгода. Но на этот путь нужно становиться, и мы это уже сделали и пройдем эту дорогу. Пока что на поверку не видно формальных недостатков этого закона. Сейчас в нем нет необдуманных пунктов. Пока все они имеют свою целесообразность и обоснование. Вопрос в том, как они сработают в реальности.