Нардеп и член комитета по безопасности Фриз объяснила, что не так с законопроектом о мобилизации

Новый правительственный законопроект о мобилизации содержит противоречивые формы и нуждается в доработке.

Новый правительственный законопроект о мобилизации содержит противоречивые формы и нуждается в доработке. Об этом заявила член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирина Фриз ("Европейская солидарность") в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".

- Новый законопроект, который вчера зарегистрировал в Верховной Раде Кабмин, также [как и предыдущий] содержит целый перечень противоречивых норм, нуждающихся в доработке, начиная с полномочий ТЦК, - сказала Фриз.

По словам Фриз, наиболее спорными вопросами законопроекта являются механизм демобилизации, ограничение прав уклоняющихся, электронные повестки и невозможность назначать на государственную службу человека до 60 лет, если он не прошел базовую общую военную подготовку или военную службу.

О мобилизации

- С одной стороны, нам показывают 36 месяцев, хотя я уверена, что 24 месяца в зоне боевых действий, особенно для тех, кто находится там с самого начала масштабной агрессии, это максимально исчерпывающий срок для возможности демобилизоваться. Решение о демобилизации будет являться отдельным решением ставки Верховного главнокомандующего. Если таким образом будет зарегулирован вопрос демобилизации, он может быть вообще нереализованным. Я бы назвала это законодательным мошенничеством. В первую очередь потому, что ставка главнокомандующего не имеет полномочий и функционала устанавливать сроки демобилизации или принимать решения по этому поводу. Это некорректно, – отметила народный депутат.

Об ограничении прав уклоняющихся

– В чем здесь проблема? Прежде всего, не понятно, в каком объеме будут предложены меры влияния: будет ли это лишь ограничение выезда за границу, или право управлять транспортом, или наложение ареста на средства гражданина. В законопроекте также не предусмотрены механизмы снятия таких ограничений. То есть, любая норма, если она вводится в законодательство, должна четко предусматривать механизмы реализации положений, которые предлагают авторы. В этом случае не предусмотрены механизмы снятия этих временных ограничений, их срока, объема. И соответственно это может привести к встречным искам граждан, которые будут защищать свои права, - рассказала Фриз.

О государственной службе

- В частности, законопроект предлагает, что на государственную службу лицо до 60 лет не может быть назначено, если оно не прошло базовую всеобщую военную подготовку или военную службу. А это - прямое нарушение предписаний Основного закона и есть ограничение прав гражданина... Тогда возникает вопрос: если человек определил, что он проходит базовую общую военную подготовку или базовую военную службу в 24 года, то почему он сейчас не может работать на государственной службе? То есть, мы таким образом отсекаем молодежь от государственной службы, заставляя сначала пройти базовую военную подготовку или военную службу и только после этого предоставляем ей возможность поступления на государственную службу, - считает Фриз.

Об электронных повестках

– Их будут отправлять гражданам в электронный кабинет, который должны зарегистрировать все. Мы вводим обязанность гражданина, но мы не даем возможности реализовать эту обязанность....В случае невыполнения требования в течение 10 дней ТЦК имеет право подавать на него в суд сначала на админнарушение, а если админка не урегулируется, то дальше наступает и уголовная ответственность. Человек в течение этих дней может просто не иметь доступа в интернет или по каким-либо другим обстоятельствам не может проверить свой электронный кабинет. То есть, это абсолютное превышение полномочий ТЦК. И еще раз возвращаемся к тому, что любая вводимая норма должна предусматривать ее реализацию. В этом случае реализация нормы невозможна в том виде, в каком предлагает законопроект. Поэтому ее нужно либо переписывать, либо уточнять, либо расширять, либо пока откладывать, – считает Фриз.