Аншлаг на премьере драмы « Как там Катя », – лучше всего демонстрирует высокие ожидания от этого фильма.
Зал на 670 мест был заполнен, люди стояли и в проходах. Кстати, в тот день в Киеве трижды звучала воздушная тревога – и просто чудо, что отбой раздался перед началом фильма и была возможность пообщаться с творческой группой и посмотреть кино.
Дебютная работа режиссера Кристины Тинькевич побывала на более чем 30 международных фестивалях, получая награды и одобрительные отзывы. В частности, на кинофестивале в Локарно (Швейцария), где в июле 2022 года состоялась международная премьера картины, фильм получил две награды: специальный приз жюри Ciné+ (это промокампания фильма на 25 тыс. швейцарских франков на одноименном французском телеканале во время проката в кинотеатрах Франции), а в номинации «Лучшая актерская работа» отметили исполнительницу главной роли Анастасию Карпенко.
Съемки фильма начались еще в доковидный период, поэтому постоянно срывались - то из-за карантина, то из-за полномасштабного вторжения, и закончили картину только в первой половине 2022 года. Вышел своеобразный бонус для зрителя – вспомнить, какой была жизнь в 2019-м.
Где предел нравственных ориентиров
Идея картины зародилась у Кристины Тинькевич, когда она прочитала в газете о враче скорой, приехавшей на выезд к мужчине, который ее когда-то изнасиловал. Сначала эта идея трансформировалась в короткометражку «Солатиум», где врач узнает в пациенте мужчину, который пьяным сбил ее ребенка и избежал ответственности благодаря связям. Врач не дает пациенту необходимое лекарство, и тот умирает. Но как не раз рассказывала режиссер, 11 минут было очень мало, чтобы показать весь эмоциональный спектр переживаний. Поэтому взялась за полный метр и многое переделала.
Синопсис картины звучит коротко – социальная драма о враче скорой помощи, которая ищет справедливости в мире, чтобы победить систему. На самом деле история гораздо глубже.
Аня – мать-одиночка, которая живет в старой «трешке» вместе с дочерью-подростком Катей, сестрой и больной матерью. Мать страдает деменцией, поэтому за ней постоянно нужен присмотр. Пока Аня работает на трех работах, мечтая купить квартиру в новостройке для себя и дочери, сестра вынуждена ухаживать за матерью, хотя тоже хочет пожить для себя.
Кроме работы и воспитания ребенка, у Ани нет других радостей жизни – коротенькие вечерние встречи с женатым любовником не считаются. Поэтому живет женщина мечтой о лучшем будущем для себя, а особенно для дочери.
Для дочери, которую перед школой сбивает на бешеной скорости мажорка. И Аня попадает в ад. Лекарства для дочери в реанимации стоят невероятных денег, главврач разводит руками – бесплатных лекарств для пациентов нет. Из банка постоянно звонят по телефону из-за просрочки за кредит и угрожают отобрать квартиру.
Адвокат подозреваемой предлагает Ане деньги, чтобы закрыть это дело. И женщина предстает перед выбором: добиться справедливости или попытаться на эти деньги спасти будущее. А еще - остаться человеком или унять жажду мести.
И хоть это дико звучит – но такая история может случиться с кем угодно в Украине. Каждый может столкнуться с продажными следователями, подкупленными свидетелями, человеческим безразличием и черствостью. И, возможно, каждый был в ситуации, когда ты остаешься один на один со своей бедой, когда ты сам вынужден бороться против сил, которые намного превышают твои.
«Такие драмы влияют на эмоциональный интеллект»
В подобной истории очень легко и соблазнительно впасть в пафос. Сделать из героини – персонажа древнегреческой трагедии, которая заламывает руки и произносит длинные речи о своей беде и жестокости несправедливого мира. Однако Кристина Тинькевич пошла другим путем.
Диалогов в фильме не так что и много – знаете, только намечено стежками, чтобы обозначить канву сюжета. Неистовых монологов или рыданий нет совсем. Полотно фильма нарисовано широкими мазками: то крупным планом бездонные глаза героини, то контраст теплого летнего вечера на берегу Днепра и ледяного горя в сердце. И ощущение, будто на тебя упало небо: так велика беда - и рядом обычные обыватели со своими мелкими проблемами и потребностями.
Весь трагизм, материнская боль, тупик ситуации передает игра Анастасии Карпенко. Вся эта гамма переживаний происходит в душе героини, а отражается только в ее глазах. Недаром Анастасия Карпенко в интервью Коротко рассказывала, что «Как там Катя» – один из самых любимых ее проектов. По словам актрисы, эта история – общечеловеческая, болезненная, но настоящая. Она о нашей жизни – и это всегда актуально.
- По-моему, драмы влияют на наш эмоциональный интеллект, - говорит Анастасия.
И действительно: в течение фильма то только и делаешь, что ставишь себя на место то одного персонажа, то другого. Понимаешь, что нет здесь закоренелых злодеев, что у каждого есть какая-то мотивация, которую – чисто по-человечески – можно понять и даже примерить на себя.
В этом тоже заслуга режиссера. Она не идет легким проторенным путем, показывая дидактическую историю, в которой ставит на персонаже клеймо: «это негодяй», а «вот – хороший человек». Нет, зрителю придется решать эту непростую нравственную задачу самостоятельно.
Приближает картину к зрителю и работа художника-постановщика и художника-костюмера. Квартира, где живет героиня, еще хранит остатки былой роскоши (где-то годов с 70-х), но сейчас и эта мебель, и обои, и посуда, и даже кафель на кухне больше ассоциируются с бедностью и безнадегой. Герои фильма ходят в такой же одежде, как и люди на улицах – ни хуже, ни лучше – что еще раз подчеркивает жизненность картины.
Нота бене
И еще. Просто важно: в картине нигде это не проговаривается, но ситуации подталкивают к мысли - насколько необходимо знать свои права и обязанности, прописанные в законах и соглашениях. С лупой читать договор с банка, понимать, чем отличается свидетель от потерпевшего и отличается ли вообще – все эти юридические тонкости, а точнее их незнание или игнорирование, могут сыграть с нами очень плохую шутку.
Небольшой спойлер, но это, чтобы вы не пропустили. Обратите внимание на фразу в начале фильма, когда Катя спрашивает, наденет ли мама белое платье на вечеринку по случаю их новоселья. А также на пистолет, который забрали врачи скорой у одного из пациентов.
Кстати
Права на показ украинской драмы "Как там Катя" приобрел стриминговый сервис HBO Europe. Украинский фильм будет доступен пользователям каналов и сервисов под брендами HBO, HBO MAX и MAX.
Точная дата релиза на НПО пока не называется, но известно, что фильм должен появиться на платформе после национального проката.
Команда фильма
Режиссер: Кристина Тинькевич
Сценарий: Сергей Касторных
Художник-постановщик: Влад Дудко
Продюсеры: Ольга Матат, Влад Дудко
Главный саундтрек «Хованки» в исполнении группы Tember Blanche
В ролях: Анастасия Карпенко ("Перевізниця"), Елена Хохлаткина ("Памфир") Екатерина Козлова (сериал "Женский врач"), Татьяна Круликовская ("Щедрик"), Алексей Череватенко (сериал "Участковый с ДВРЗ"), Виктор Жданов ("Я работаю на кладбище»).
Продолжительность: 01:41