Катастрофа военно-транспортного Ил-76 в Корочанском районе Белгородской области РФ заставляет внимательнее присмотреться к этим самолетам. Машина на самом деле с репутацией, с долгой историей и шлейфом тянущихся за ней рекордов, войн и трагедий.
Полвека в небе
«Ил-76» – воздушный старожил. Работа над его созданием началась еще в 1966 году, а первый раз он поднялся в небо 25 марта 1971 года. С тех пор, несмотря на проведение 22 усовершенствований и модификаций, в его конструкции принципиально ничего не изменилось. Изначально задуманный как транспортник для нужд элитных в СССР ВДВ проект «Ил-76» изо всех сил пытались «выгнать в небо» побыстрее. Шла «холодная война» и перед потенциальными противниками из НАТО нужно было показать всю мощь советского военпрома.
Получилось так – первый полет, презентация в этом же году на авиасалоне в Ле Бурже и доработка еще целых 4 года. В эксплуатацию лайнер был принят лишь в 1975 году. А пик использования самолета пришелся на середину 80-х годов прошлого века, когда он стал основной машиной военно-транспортной авиации. Было собрано 958 самолетов. Их использовали в 24 странах.
Во многих государствах они используются и сегодня, хоть и в единичных случаях. Больше всего на балансе в военных структурах их остается в ВКС РФ, где на вооружении стоит около 120 таких самолетов («около» поскольку несколько бортов враг уже потерял в войне против Украины. Сколько точно - засекречено).
Что врагу «плохо», то нам «хорошо»
Ил-76, учитывая его возраст, давно устарел, как морально, так и в возможностях выполнять актуальные боевые функции. Времена из пропагандистского фильма «В зоне особого внимания» (его хорошо помнят люди старшего поколения) безвозвратно ушли в историю. Тогда в фильме воздушная армада Ил-76 выбрасывала на территорию противника целые дивизии десантников. С неба сыпались сотни вооруженных до зубов бравых парней, за ними на парашютах летели БМП и танки.
В условиях современной войны (при мощной защите неба ПВО) такое попросту невозможно. Доказательство - в войне с Украиной Россия ни разу не использовала ИЛ-76 для переброски вооруженных формирований в тыл нашей территории. Когда функция десантирования закрыта по определению, остается лишь транспортная нагрузка. Как оказалось и здесь все не идеально.
Во-первый, Ил-76 не может выполнять межконтинентальное воздушное сообщение. Не долетит, топлива не хватит. В условиях нынешней глобальной милитаризации это безусловный минус.
Во-вторых, его конструкция крайне неудачна для переброски вооружения и габаритной военной техники. Особенности строения кабины не позволяют перевозить вертолеты, ЗРК (зенитно-ракетные комплексы), тяжелые танки и многое другое без полной разборки.
Парадоксальная ситуация – по грузоподьемности «горбатый» вполне способен взять на борт практически все, а фактически только технику ВДВ, что на сегодняшний день потеряло свою актуальность. Другого же военно-транспортного самолета с такой грузоподьемностью у Кремля попросту нет.
Внешне – сильно отличается от аналогов
В кодификации НАТО Ил-76 обозначен как "Candid" (откровенный, искренний, прямой – англ.). Можно предположить, при выборе названия учитывалась не самая высокая маневренность как для самолета, главное предназначение которого высадка десанта. В советские времена из-за необычного профиля в народе его называли «горбатым». Внешний вид первого в СССР военно-транспортного самолета с турбореактивным двигателем действительно отличается от большинства аналогов. Общие же тактико-технические характеристики у него таковы:
- Экипаж: 6-9 человек;
- Размах крыльев: 50,5 м;
- Максимальная взлетная масса: 190 т;
- Максимальная нагрузка: 48 т;
- Максимальное количество десантников на борту: 126 чел;
- Масса пустого самолета: 40-60 т;
- Тип двигателя: четыре турбореактивных двигателя;
- Максимальная скорость: 850 км/ч;
- Дальность полета: с грузом 20 т – 7200 км, 40 т-4200 км;
- Практический потолок: 12 км.
- Вооружение: две пушки ГШ-23, установленные в кормовой части;
- Приблизительная стоимость: 27 млн. долларов.