Издание The Economist рассказало о глобальных экономических трендах на 2024 год. Мы обсудили эти направления с экономистами и выяснили, как глобальные тренды могут сказаться на Украине.
Замедление мировой экономики
В 2024 году мировая экономика продолжит замедляться. Максим Орыщак, аналитик компании «Центр биржевых технологий», считает, что рост мирового ВВП составит 2,2-2,4% против 2,6% в 2023 году, и такое охлаждение будет обусловлено несколькими причинами.
- Высокие процентные ставки в мире, особенно в развитых странах, сохранятся и продолжат сдерживать кредитную активность, а высокая инфляция из-за геополитических нарушений логистики будет сдерживать снижение процентных ставок, - пояснил Орыщак в комментарии «Коротко Про». - Охлаждение мировой экономики будет сдерживать рост украинского ВВП. Он может оказаться меньше официального прогноза в 4,6% - на уровне 3,5-4,0%.
Снижение процентных ставок
Среди глобальных трендов в экономике на следующий год The Economist выделил снижение процентных ставок по всему миру.
По словам Максима Орыщака, к снижению учетной ставки Федеральная резервная система США (аналог европейского центробанка) приступит в марте-июне. При этом администрация Джо Байдена будет настаивать на более раннем смягчении финансовых условий – то есть в марте. Эксперт напоминает, что президентские выборы в США пройдут 5 ноября, поэтому Байдену для повышения шансов на переизбрание необходимо начать стимулировать американскую экономику как можно раньше. В противном случае из-за временного лага положительные эффекты от снижения процентных ставок могут проявиться слишком поздно.
- Действительно, процентные ставки, скорее всего, будут снижаться, но это снижение будет очень медленным, - говорит аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. – Такая мягкая политика оживит экономику в еврозоне, в первую очередь в Германии, но при этом приведет к усложнению рефинансирования долгов США. С низкими процентными ставками аппетиты инвесторов снизятся, и США будет еще тяжелее привлекать рыночное долговое финансирование. Это в свою очередь будет сказываться на дефиците бюджета и, соответственно, приведет к снижению возможностей финансирования глобальных программ вроде «зеленого курса», уменьшению финансирования социальных программ.
Денег на Украину будет выделяться меньше, поскольку объяснять налогоплательщикам необходимость финансирования нашей страны будет сложнее. А объяснять придется, ведь 2024-й станет годом выборов не только в США, но и во многих других странах.
Увеличение расходов на оборону
Одним из главных трендов The Economist назвал увеличение расходов на оборону по всему миру. По мнению издания, к этому страны подтолкнет продолжающаяся полномасштабная война в Украине, развязанная Россией.
Впрочем, эксперты считают, что все заявления об увеличении расходов на оборону являются, скорее, эмоционально-психологическим маркером, а не финансовым. И на самом деле они не превысят 2% мирового ВВП.
Подробно об этом мы писали здесь.
Рост цен на энергоносители
Максим Орыщак считает, что в 2024 году география военных конфликтов, скорее всего, расширится: к Восточной Европе и Ближнему Востоку во второй половине года может вполне добавиться Азия. Наиболее вероятная точка - Южно-Китайское море, вероятная форма конфликта - морская блокада Тайваня Китаем.
- Развитие конфликта на Ближнем Востоке будет напрямую отражаться в ценах на энергоносители, - продолжает эксперт. - Из-за нарушений логистики через Красное море и возможных нарушений в Ормузском проливе будут расти цены на нефть и газ. А из-за конфликта в Южно-Китайском море, могут подорожать полупроводники. Осложнение логистики энергоносителей и полупроводников - это проинфляционный фактор. Инфляция в Украине в 2024 году может вполне оказаться выше официального прогноза в 9,8% год к году, на уровне 11-12%.
Искусственный интеллект
Среди наиболее выраженных мировых экономических тенденций следующего года будет глобальное внедрение искусственного интеллекта. Мир продолжит вкладывать ресурсы в ИИ. Несмотря на то что нейросети пока не приносят доходов, это может произойти уже в ближайшем будущем.
Подробнее о влиянии искусственного интеллекта на нашу жизнь вообще и на ИТ-сферу в частности мы писали здесь.
Фриланс расширяется
Из-за практики работы из дома каждый пятый американский офис пустует. В ЕС данный показатель находится на отметке около 8%, отмечают журналисты The Economist.
Директор консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталий Михайлов соглашается: число фрилансеров и людей на удаленной работе стремительно выросло в период пандемии и продолжает расти. По словам эксперта, после того как люди почувствовали «свободу», получили возможность работать на нескольких работодателей, вернуть их назад будет сложно.
- Прежде всего фриланс процветает и развивается в айти-сфере, - говорит Виталий Михайлов. – Кроме того, на фрилансе часто работают журналисты, рекрутеры, дизайнеры, бизнес-тренеры, репетиторы. Очень популярно сейчас дистанционное обучение языкам.
Международный туризм
Еще одна интересная тенденция 2023-го, которая, по мнению издания, непременно перейдет в 2024-й, это развитие туризма. В прошлом году международный туризм имел рекордную прибыль в размере 1,5 трлн долларов, и не исключено, что в этом году рекорд будет побит.
Эксперты отмечают, что люди продолжают активно путешествовать, даже когда геополитическая ситуация в мире стремительно ухудшается. Хотя не исключено, что тут никакого противоречия нет: возможно, они просто хотят увидеть мир, пока он еще существует.
И, конечно, здесь есть прямая связь с расширением фриланса: в условиях, когда имеешь возможность работать из любой точки мира, путешествовать становится гораздо легче.
Трудовая миграция
Среди трендов, которые сегодня активны и не изменятся в 2024 году, нельзя не отметить трудовую миграцию. И украинцы вносят в этот тренд существенный вклад.
По данным ООН на 1 января 2024 года, число украинских беженцев в мире составило 6 343 000 человек, из них в Европе – 5 939 400. Эксперты обращают внимание на то, что сейчас миграция в поисках убежища постепенно перерастает в трудовую миграцию. По словам директора по международному развитию Миграционной платформы EWL Михалины Селевич, сегодня мы видим сознательную миграцию беженцев. Если после начала полномасштабной войны украинцы выбирали в первую очередь приграничные страны, то теперь они анализируют и сравнивают, какая страна им интересна, с точки зрения возможностей развития, заработка, социальных выплат и поддержки.