Трудно найти среди книгоманов человека, который не был бы знаком с творчеством Люко Дашвар. За этим литературным псевдонимом скрывается Ирина Чернова – механик по образованию и творец по призванию. Она считается самой тиражированной писательницей Украины, ведь на сегодня общий тираж ее книг - более 870 тысяч экземпляров. На Kyiv Book Weekend в декабре 2023 года за автографом писательницы выстроилась очередь через весь выставочный центр. Именно Люко Дашвар и еще Макс Кидрук собрали самые длинные очереди в автограф-сессии.
А это значит, что ее книги читают и любят. В то же время у Люко Дашвар - меньше всего встреч с читателями. Так в чем секрет успеха самой загадочной современной писательницы, сама Ирина Чернова рассказала в интервью «Коротко Про».
Вкусы читателя меняются, но не принципы
- Вас называют самой тиражированной писательницей Украины. Каков общий тираж ваших книг сегодня?
- К концу 2023 года общий тираж моих книг был 871 тысяча. Я точно знаю тираж, потому что все время выдаюсь в одном издательстве, так что цифры легко найти. Но я не думаю, что я наиболее тиражирована, потому что другие авторы издаются в разных издательствах, поэтому, возможно, не подсчитывали так точно свои тиражи.
– Как вы для себя объясняете этот потрясающий успех? Могли ли представить при написании первого романа, что впоследствии все ваши книги станут столь важными и нужными людям?
– Безусловно нет, я же не провидица. Но первый успех вдохновил. Первой моей книгой был роман "Село не люди", она получила вторую премию на конкурсе "Коронация слова". На сегодня ее общий тираж достигает более 150 тысяч экземпляров. Я всегда писала и пишу о том, что для меня важно. И это, кстати, отнюдь не залог успеха, потому что вкусы читателей меняются, а вот принципы, мировосприятие авторов и их предпочтения, думаю, нет.
– Писать романы вы начали в 2006-м. По образованию вы – инженер-механик, государственный управленец. Как так получилось, что начали писать книги? Что побудило?
– У меня типичный путь типичного советского человека, который после школы поступает в институт, не важно какой, главное – иметь высшее образование. Поскольку у родителей технические специальности, тоже пошла по их пути. Но я писала и в школе и после школы. Наконец мне еще не было 30, когда я покинула все работы и пришла в областную молодежную газету - и с тех пор я в журналистике, а потом уже стала писать книги.
– Победителями и лауреатами каких литературных конкурсов были ваши романы?
- В 2007 году мой роман "Село не люди" был лауреатом литературной премии "Коронация слова", а "Молоко з кров'ю" - стал "Книгой года BBC-2008".
Сюжеты для романов – истории из жизни
– Кстати, что означает ваш псевдоним? Почему Люко Дашвар?
– Это тоже связано с "Коронацией слова". Когда подавал на конкурс текст первой своей книги, там есть условие: нужно подписаться псевдонимом, чтобы не открывать реальные имена и фамилии, потому что представляются и известные авторы, и начинающие. Я себе составила псевдоним из имен дорогих для меня людей – детей, мужа, родителей и своего имени.
- Каждый выписанный вами персонаж – настоящий, как живой человек. Как вы создаете своих героев, где берете прототипов?
– Обобщение, безусловно, присутствует, как и авторские интерпретации. Но я достаточно наблюдательный человек, мне кажется, что иногда я замечаю то, чего не замечают другие. К примеру, сюжет романа "Село не люди" создан на истории реальных людей. Там речь идет о ребятах, которые наделали себе беды – один умер, другой искалечился, но это был реальный факт. Потом однажды я даже получила письмо от одного читателя. Мужчина рассказал, что вырос в такой же Шановке, как и Катя из романа "Село не люди", он благодарил за то, что я написала об их деревне.
Также книга "Мати все", в которой говорится о деспотической любви матери к ребенку, которая калечит и ее, и ребенка. Это тоже был реальный случай на одесском пляже – я просто наблюдала за мамой, больным мальчиком и простой деревенской девочкой. Ее уговаривали, что она должна выйти за него замуж, и убеждали, что ей будет с ним хорошо. Я долго думала над увиденным. Сначала написала небольшой рассказ. Затем дополняла его все новыми и новыми сюжетными линиями. Так и вырос мой роман.
Словом, в моей памяти столько людей, встреч, событий, поступков… Остается только не «прилизывать» их в угоду сюжету, потому что нет абсолютно плохих и, наоборот, идеальных людей. Есть характеры, которые и появляются в тех либо других жизненных ситуациях.
– Сами читатели никогда не подбрасывают вам темы для новой книги?
– Только в прошлом году я завела себе страницы в социальных сетях, а до этого никак и нигде себя не рекламировала и редко встречалась с читателями. Живые встречи были, но немного, две-три в год. Наверное, поэтому и не было такой обратной связи. Но ведь я общалась с людьми, со знакомыми, коллегами. Люди часто рассказывают мне свои истории. В начале своей журналистской карьеры, не имея специального образования, я работала в редакции Херсонской областной "молодежки" учетчиком писем. Так что читала письма читателей и распределяла их по отделам. Некоторые истории очень глубоко запечатлелись в памяти и стали основой для моих романов. Хочу вам сказать, что советские люди писали в газету не об урожаях и надоях, а о своих эмоциях, переживаниях, проблемах. Например, было письмо от старого мужчины, которого девушка когда-то очень давно не дождалась из армии. И тогда мужчина решил доказать своей любимой, что он лучше, чем тот, другой. Он купил себе дом рядом с домом своей Маруси. Этот мужчина прожил всю жизнь с фанатической любовью к девушке. Конечно, я несколько трансформировала эту историю, но все же именно она легла в основу "Молока з кров'ю".
- Какую из своих книг вы посоветовали бы прочесть первой?
– Честно говоря, я не знаю. Мне дороги все мои книги. Но когда об этом спрашиваю своих читателей, они говорят: "И что там думать, с первой и надо начинать". Да, все начинают с романа "Село не люди", который я написала первым, в 2006 году.
"Мне не комфортно на публике"
– Вы стали известной, но не публичной. Не хотите рассказывать людям слишком много о себе?
- Я не очень комфортно чувствую себя на публике, поэтому мало хожу на разного рода мероприятия. В последние годы едва ли не единственным моим общением с читателями был "Форум издателей" во Львове. Впрочем, это мой личный выбор. У меня есть семья – муж, сын и дочь, внучка. Ей уже 14 лет.
– Кем она хочет стать? Тоже имеет наклонности к писательству, как бабушка?
– Вспомните себя в 14 лет! Мне кажется, что в 14 лет у всех есть наклонности ко всему. Она за все берется, все хочет попробовать - и это здорово!
– Дети и муж читают ваши произведения?
- По-разному. Я не говорю, что они перечитали все мои романы, но когда я начинаю работать и на чем-то торможу, начинаю с родными это проговаривать, рассказываю сюжет, о героях, поэтому они все знают.
– А современных украинских авторов читаете? Или дружите с кем-то из них?
– Нет, ни с кем не дружу. Что касается чтения…. Есть в библиотеке книги Жадана, Андруховича. Почему-то считают, что писатель должен многое читать, но на это просто не хватает времени.
"Русским я больше не разговариваю"
– В одном из своих интервью вы говорили: "Я себя считаю украинкой и не собираюсь от этого отказываться, но так же не собираюсь отказываться от своего русского языка". Изменили ли вы свое мнение после 24 февраля 22 года?
- Я часто вспоминаю это интервью, и когда меня хотят захейтить, тоже мне его вспоминают. Мне сейчас смешно об этом даже говорить. Конечно, все изменилось. Если рассуждать об этом – ну что это значит "я не откажусь от русского языка"? Он есть в моей жизни, я его знаю. Захочу ли я сегодня говорить по-русски? Безусловно, нет.
– Где вас застала великая война?
– В Киеве, я никуда не уезжала. Вначале город был пуст и темен. Но была жажда делать что-то день и ночь, чтобы все это поскорее прекратить. Я немолодой человек, поэтому когда искала, чем себя занять, решил кормить бездомных животных. Покупала корм, и мы с мужем ходили по улицам, искали кошек и собак. А их не было! Мы ходим, ищем, а их нет. В голове был сплошной хаос.
– Ваш родной Херсон сейчас практически постоянно под обстрелами. У вас есть родные?
– Нет. Мои все уехали, и родные, и друзья. Остались только коллеги, поддерживаю связь с кем могу. Радуюсь, что теперь имею страницу в Facebook, это помогает контактировать, связаться. Я до сих пор считаю себя частью того херсонского сообщества. И мне очень больно от того, что Россия делает с моим родным городом.
– Над чем сейчас работаете? Какие планы на будущее?
- Сейчас занимаюсь презентацией вышедшей новой книги - "Спадок". Это моя первая книга, написанная во время войны. Кроме того, работаю над новым проектом. Над каким именно – сказать не могу, потому что подписала договор о неразглашении. Вероятно, это будет сериал.
Настоящее имя Ирина Чернова, родилась 3 октября 1957 года в Херсоне, украинская писательница. Вдобавок к своей писательской деятельности, до 2006 года занималась журналистикой, а после 2006 года также начала заниматься написанием сценариев для телевидения.
Получила два высших образования, окончив Одесский институт легкой промышленности (бакалавр по специальности "инженер-механик") и Академию государственного управления при Президенте Украины (магистр по специальности "государственное управление"). До начала писательской деятельности работала в Херсонской областной молодежной газете, затем – главным редактором газеты «Крестьянская заря».
Лауреат литературной премии "Коронация слова": в 2007 году роман «Деревня не люди» получил II премию и премию «Дебюта года» от книжного портала "Друг Читателя". В 2008 году за роман "Молоко с кровью" стала дипломанткой конкурса, а в 2009 году ее роман "Рай. Центр" получил диплом "Выбор издателей".