В субботу, 13 января, на Байковом кладбище в Киеве найдет вечный покой украинская художница Оксана Грудзинская. Судьба подарила ей более 100 лет чрезвычайно плодотворной жизни, и столько же ее произведений представлено в Национальном музее декоративного искусства Украины.
Самой известной работой Оксаны Аркадьевны считают мозаику на станции столичного метро "Крещатик". Корреспондентка KP.UA узнавала, что еще создала мастерица и как о ней вспоминают знакомые.
Украинство было в крови
Способности к декоративному творчеству Оксана унаследовала от отца Аркадия Грудзинского, который родился и вырос в Киеве, но учился в Москве, там же женился и остался работать. В 1923 году у супругов родилась дочь, а через шесть лет - сын.
Когда началась Вторая мировая война, семью эвакуировали в Самарканд вместе с художественным училищем, где преподавал отец Оксаны. Там девушку так привлекли мозаичные украшения домов и минаретов, что она начала и себе придумывать узоры.
В Самарканде Оксана начала получать художественное образование, а закончила обучение в Москве – в институте декоративного и прикладного искусства. В 1947 году Аркадия Грудзинского пригласили в Киев – восстанавливать разрушенный город. Нашлась работа и для молодой художницы. Оксана устроилась в мастерскую известной керамистки Нины Федоровой, которая познакомила ее с украинским народным творчеством.
- Люди, которые после войны создавали украинскую художественную культуру, собирались из разных уголков Союза. Но это была плеяда, которая не просто поняла и приняла наши традиции, наши узоры и наши мотивы, но и стала украинцами, коснувшись нашей земли. К таким относилась и Оксана Грудзинская, у нее украинство было в крови, - говорит председатель секции декоративного искусства Национального союза художников Украины Владимир Балибердин.
Образцовая мама и бабушка
Владимир Балибердин познакомился с Оксаной Аркадиевной, когда она уже была признанным мастером декоративной и монументальной живописи.
- Это была невероятно светлый, очень интеллигентный, а заодно очень простой человек. Когда-то в музее декоративного искусства мы задали ей вопрос: "Когда вы почувствовали себя очень великим художником?" А она ответила: "Я никогда не считала себя слишком большим художником". Она жила так, словно никогда не уставала. Работала, творила, учила молодежь. И так же вкладывалась в свою семью. Когда-то мы пришли к ней домой – в двухкомнатную квартиру у Печерского моста - и тоже спросили: "Как же ваше творчество?" Она говорит: "Нормально, бегу утром на базар или в магазин, покупаю что-то, готовлю... Потому как придут с работы, надо и того, и того, и того накормить". Она была образцовой мамой и бабушкой, и вся благодарная семья пришла, когда в прошлом году мы отмечали в музее 100-летний юбилей Оксаны Аркадиевны.
Владимир Балибердин подчеркивает, что праздник был очень теплым и трогательным.
- Забегу немного назад. Когда мы поздравляли ее с 99-летием дома, принесли грамоту, медаль лауреата премии имени Татьяны Яблонской, она немного пожаловалась на здоровье. Я приказал: не портите нам большой праздник! 100 лет должны отпраздновать в музее! Она пообещала и слово сдержала. На 100-летний юбилей пришли все, кто мог. Поздравляли, обнимали, пели песни. Оксана Аркадиевна, как всегда, была очень приветливая, доброжелательная и в хорошем настроении, хотя было видно, что это для нее большая нагрузка. Она узнавала не всех. Но сколько же людей, сколько лиц прошло перед ней за такую большую жизнь!
Уникальные узоры
Первой монументальной работой Оксаны Грудзинской стала отделка в 1954 году павильона «Животноводство» на выставке достижений народного хозяйства в Киеве. Она из керамики сделала растительный орнамент в синих и голубых тонах в порталах с горельефами. В это время в мастерской Федоровой она создавала небольшие керамические панно, расписывала миски, вазы, куманцы и блюда.
Знакомые говорят, что Оксана Аркадиевна не считала керамику на станции "Крещатик" своей лучшей работой, однако была очень благодарна судьбе за такой проект.
В творческую группу, состоявшую из архитектора Николая Коломийца, технолога Нины Федоровой, исполнителя работ Анны Шарай, Оксану Грудзинскую взяли художником. Именно она изваяла 12 моделей плиток, которые отштамповали на заводе «Керамик», а расписывали вручную. Уникальность заключалась в том, что плитки можно было соединять любой стороной. Поэтому каждое панно на станции имеет уникальный узор.
К известным работам Оксаны Грудзинской относятся композиции в санатории «Донбасс» в Славянске, в интерьере Дома связи в Деражне в Хмельницкой области, на рафинадном заводе в Сумах, во Дворце культуры «Азот» в Ровно, на фасаде Дома культуры Хоростковского сахарного завода в Тернопольской области. В 1964 году вместе с Ниной Федоровой, Анной Шарай и Галиной Зубченко она оформила стену ресторанного зала гостиницы «Днепр» в Киеве. Это 600 керамических тарелок, украсивших стену.
Вместе со своим мужем Леонидом Шараем Грудзинская создала два больших мозаичных панно в Киевском механико-металлургическом техникуме.
А еще участвовала в украшении домов, автобусных остановок... Многое не сохранилось до наших дней.
– Когда мы были в гостях у Оксаны Аркадиевны, она показывала у себя на балконе куски керамики, которые подбирала прямо с земли. Мозаика не вечна – ее рушит природа, рушат люди, когда начинается другое видение мира, - говорит Владимир Балибердин.
Впрочем, большинство работ Оксаны сохранились и уже хрестоматийны. Одна из таких – панно "Счастливая Украина", украшающее вестибюль Национального музея декоративного искусства.