Цветущая керамика, менявшая Киев и Украину. Памяти Оксаны Грудзинской

Автора панно на станции "Хрещатик" похоронят на Байковом кладбище.

facebook.com/DecArtMuseum

В субботу, 13 января, на Байковом кладбище в Киеве найдет вечный покой украинская художница Оксана Грудзинская. Судьба подарила ей более 100 лет чрезвычайно плодотворной жизни, и столько же ее произведений представлено в Национальном музее декоративного искусства Украины.

Самой известной работой Оксаны Аркадьевны считают мозаику на станции столичного метро "Крещатик". Корреспондентка KP.UA узнавала, что еще создала мастерица и как о ней вспоминают знакомые.

Украинство было в крови

Способности к декоративному творчеству Оксана унаследовала от отца Аркадия Грудзинского, который родился и вырос в Киеве, но учился в Москве, там же женился и остался работать. В 1923 году у супругов родилась дочь, а через шесть лет - сын.

Когда началась Вторая мировая война, семью эвакуировали в Самарканд вместе с художественным училищем, где преподавал отец Оксаны. Там девушку так привлекли мозаичные украшения домов и минаретов, что она начала и себе придумывать узоры.

В Самарканде Оксана начала получать художественное образование, а закончила обучение в Москве – в институте декоративного и прикладного искусства. В 1947 году Аркадия Грудзинского пригласили в Киев – восстанавливать разрушенный город. Нашлась работа и для молодой художницы. Оксана устроилась в мастерскую известной керамистки Нины Федоровой, которая познакомила ее с украинским народным творчеством.

- Люди, которые после войны создавали украинскую художественную культуру, собирались из разных уголков Союза. Но это была плеяда, которая не просто поняла и приняла наши традиции, наши узоры и наши мотивы, но и стала украинцами, коснувшись нашей земли. К таким относилась и Оксана Грудзинская, у нее украинство было в крови, - говорит председатель секции декоративного искусства Национального союза художников Украины Владимир Балибердин.

Образцовая мама и бабушка

Владимир Балибердин познакомился с Оксаной Аркадиевной, когда она уже была признанным мастером декоративной и монументальной живописи.

- Это была невероятно светлый, очень интеллигентный, а заодно очень простой человек. Когда-то в музее декоративного искусства мы задали ей вопрос: "Когда вы почувствовали себя очень великим художником?" А она ответила: "Я никогда не считала себя слишком большим художником". Она жила так, словно никогда не уставала. Работала, творила, учила молодежь. И так же вкладывалась в свою семью. Когда-то мы пришли к ней домой – в двухкомнатную квартиру у Печерского моста - и тоже спросили: "Как же ваше творчество?" Она говорит: "Нормально, бегу утром на базар или в магазин, покупаю что-то, готовлю... Потому как придут с работы, надо и того, и того, и того накормить". Она была образцовой мамой и бабушкой, и вся благодарная семья пришла, когда в прошлом году мы отмечали в музее 100-летний юбилей Оксаны Аркадиевны.

Владимир Балибердин подчеркивает, что праздник был очень теплым и трогательным.

- Забегу немного назад. Когда мы поздравляли ее с 99-летием дома, принесли грамоту, медаль лауреата премии имени Татьяны Яблонской, она немного пожаловалась на здоровье. Я приказал: не портите нам большой праздник! 100 лет должны отпраздновать в музее! Она пообещала и слово сдержала. На 100-летний юбилей пришли все, кто мог. Поздравляли, обнимали, пели песни. Оксана Аркадиевна, как всегда, была очень приветливая, доброжелательная и в хорошем настроении, хотя было видно, что это для нее большая нагрузка. Она узнавала не всех. Но сколько же людей, сколько лиц прошло перед ней за такую ​​большую жизнь!

Уникальные узоры

Первой монументальной работой Оксаны Грудзинской стала отделка в 1954 году павильона «Животноводство» на выставке достижений народного хозяйства в Киеве. Она из керамики сделала растительный орнамент в синих и голубых тонах в порталах с горельефами. В это время в мастерской Федоровой она создавала небольшие керамические панно, расписывала миски, вазы, куманцы и блюда.

Знакомые говорят, что Оксана Аркадиевна не считала керамику на станции "Крещатик" своей лучшей работой, однако была очень благодарна судьбе за такой проект.

В творческую группу, состоявшую из архитектора Николая Коломийца, технолога Нины Федоровой, исполнителя работ Анны Шарай, Оксану Грудзинскую взяли художником. Именно она изваяла 12 моделей плиток, которые отштамповали на заводе «Керамик», а расписывали вручную. Уникальность заключалась в том, что плитки можно было соединять любой стороной. Поэтому каждое панно на станции имеет уникальный узор.

К известным работам Оксаны Грудзинской относятся композиции в санатории «Донбасс» в Славянске, в интерьере Дома связи в Деражне в Хмельницкой области, на рафинадном заводе в Сумах, во Дворце культуры «Азот» в Ровно, на фасаде Дома культуры Хоростковского сахарного завода в Тернопольской области. В 1964 году вместе с Ниной Федоровой, Анной Шарай и Галиной Зубченко она оформила стену ресторанного зала гостиницы «Днепр» в Киеве. Это 600 керамических тарелок, украсивших стену.

Вместе со своим мужем Леонидом Шараем Грудзинская создала два больших мозаичных панно в Киевском механико-металлургическом техникуме.

А еще участвовала в украшении домов, автобусных остановок... Многое не сохранилось до наших дней.

– Когда мы были в гостях у Оксаны Аркадиевны, она показывала у себя на балконе куски керамики, которые подбирала прямо с земли. Мозаика не вечна – ее рушит природа, рушат люди, когда начинается другое видение мира, - говорит Владимир Балибердин.

Впрочем, большинство работ Оксаны сохранились и уже хрестоматийны. Одна из таких – панно "Счастливая Украина", украшающее вестибюль Национального музея декоративного искусства.