Продюсер и режиссер Олег Боднарчук признается: больше не будет давать интервью и будет пытаться свое слово сдержать, по крайней мере в ближайшие несколько лет.
Об отношениях с подопечным Никитой Алексеевым, переводах его хитов, нынешнем шоу-бизнесе, русскоязычном контенте наших артистов, участниках нацотбора и о том, почему Олег решил занять свою отдельную незаметную нишу – в нашем разговоре.
Мы с ALEKSEEV решили не продлевать наш контракт
- Олег, хочу начать с украиноязычных песен Никиты, потому что мне очень нравятся переводы. Первой в августе прошлого года вышла «Як ти там?». Никита говорил, что было много версий перевода, но лучшую создали вы. Затем – «Океанами стали», «Назавжди». Оказывается, у вас авторский талант!
- Скажу честно, это была вынужденная мера использовать именно мое творческое поэтическое наследие в виде перевода песни «Як ти там?». Мы пробовали работать с разными авторами текстов, но так получилось, что с моим вариантом согласилась вся команда единогласно. Да и написал я его не потому, что почувствовал талант поэта, а потому что нужны были переводы песен более-менее нормального качества. Потом я вошел в раж и понял, что это у меня неплохо получается.
Если честно, к самому себе у меня есть вопросы по этому поводу, и я критикую себя за эти тексты. Мне кажется, они более-менее понравились людям только на фоне большинства неудачных переводов других артистов.
А вообще-то считаю, что ни один перевод никогда не выиграет в оригинальной версии, это как красивые живые волосы и хороший парик из живых волос. Кстати, более абстрактные тексты молодых авторов легче переводить, чем, например, стихи мэтра Виталия Куровского, которые полны ярких метафор, которые запомнились людям в оригинале, но в переводе либо теряют благозвучие, либо не влезают в строчку. И это самая большая потеря новых версий песен, приходится придумывать новые метафоры, и таким образом не честно конкурировать с автором оригинала, ведь это не твой хлеб – писать стихи.
Хотя поиски новых смыслов давались не так уж и сложно. Вот тебе нужно подобрать какое-то слово для рифмы – гуглишь слово, к которому подыскиваешь рифму, и пишешь слово «рифма» рядом. Сразу появляется сайт rumy.in.ua, и там множество вариантов, ты выбираешь тот, на основе которого у тебя рождается идея целой строчки, и в принципе идея всего куплета или припева. Я понимал, что от некоторых корявых частей, дословно переведенных с оригинала, можно отказаться, главное - не потерять смысл, настроение и атмосферу песни в целом.
– Почему решили все же переводить? Потому что раньше Никита говорил, что песни на русском уже никогда писать не будет, но и от своих хитов не будет отказываться.
– Выбор был такой: либо выбросить эти песни навсегда, либо продлить им жизнь. Из наблюдений вижу, что у всех артистов абсолютно разное отношение к своему прошлому русскоязычному репертуару: кто-то выбросил, кто-то забыл, кто-то отложил до других времен, кто-то отдавал певцам-новичкам, кто-то исполняет на языке оригинала, кто-то перевел. По моему мнению, это решение зависит и от языковой позиции артиста на фоне войны, и от отношения к своему репертуару в целом.
Кто-то выпускал трек за треком, будучи поклонником мнения, что песня - это как пост в инстаграме, она должна собрать определенное количество лайков и забыться через месяц, и потратил на ее создание немного усилий и времени. А кто-то относится к песням, как к своим детям: готовится к зачатию, лелеет, вынашивает и рождает. Это другой подход и другое качество. От детей добросовестные родители не отказываются. Песням, которые стали хитами, сначала в студии дает жизнь артист, а затем именно они создают артиста, рисуют его образ, собирают вокруг него аудиторию, дают возможность зарабатывать и дарят будущее на долгие годы.
Сегодня только песни на украинском языке очерчивают нашу территорию: где звучит украинская песня, там и есть Украина. Поэтому я не понимаю, как и где в Украине сейчас может создаваться новая песня на русском, и Никита абсолютно справедливо отказался от исполнения своих старых песен на русском. А запись новых на языке соседа для него не является возможной и логичной.
- «Пьяное солнце» вышло в 2015 году, с этой песни как раз и закружилась яркая творческая жизнь. Пошел 9-й год. И тут вспоминается мне ваш пост, где вы пишете, что продолжительность одного поколения в шоу-бизнесе, как жизнь кошки – 7-9 лет. У вас есть план, как идти впереди или в ногу с теми, кто появился на сцене сейчас? А появилось немало. Хотя, как на мой взгляд, большинство из того, что презентуют, – слушать невозможно: штампы, ноль смысла в текстах.
– Вы же знаете, что у некоторых кошек 9 жизней. Так и в шоу-бизнесе есть те, кто стал настолько легендарным, что условно продает уже билеты не на свои новые песни, а на свою исключительность, на прошлые заслуги, на легенды о своей жизни. Но это долголетие нужно заслужить, надо много поработать до того момента, пока пересечешь ту самую красную ленту после столь продолжительного забега. Мы не вспомним последние песни многих мастодонтов украинской эстрады, но их имена всегда на слуху.
Два последних года в шоу-бизнесе по понятным причинам кардинально отличались от предыдущих. В один момент я почувствовал, будто нас высадили на планете Марс, и мы не понимаем, где мы и что с нами происходит. Сначала растерялись и выбрали тактику наблюдения, изучали новые имена исполнителей, слушали их песни, смотрели на коллег, видели, как быстро меняется конъюнктура рынка… С одной стороны, появилось очень много всего нового, а с другой – возникла огромная пропасть, куда все это попадало. Я не готов с этим всем идти в одну ногу, а тем более впереди…
- Не мало ли Никиты сейчас в музыке, чтобы не потеряться среди новой волны? Ведь некоторые выпускают релизы едва ли не раз в две недели.
– Никиты сейчас мало в музыке, но много музыки в Никите, и это главное. Я не уверен, что Никита когда-нибудь станет на такой быстрый поток по выпуску треков, как сейчас это делают новые исполнители.
Скажу честно, мне кажется, это какой-то украинский феномен, когда певцы так быстро штампуют и выпускают песни. Уверен, что качество от этого страдает. Куда они торопятся? Как не боятся надоесть? Можно ли представить, что у The The Weeknd или у Adele еженедельно выходят треки в течение года? Я поклонник формулы, когда песня – это этап жизни, а альбом – ее новый период. Это интересно узнавать.
Никита сейчас на этапе между старым и новым в поисках другого себя. Лучше взять паузу, создать в это время что-то значимое и дать возможность заскучать за собой, чем гнаться наперегонки с ноунеймами. Это соревнование бессмысленно.
– На чем держится ваш с Никитой тандем? Ведь рано или поздно артисты уходят от продюсеров со скандалами, обидами, выливая друг на друга кучу грязи и рассказывая, как над ними издевались. А у вас все как-то идеально.
– Наш тандем всегда держался на сугубо деловой основе. С самого начала сотрудничества ALEKSEEV стал очень успешным, и мы в деталях разбирали составляющие этого успеха. Никита, не смотря на мгновенную популярность, никогда не позволял себе безответственности, всегда ценил людей, которые знали на тот момент больше, имели опыт и вкладывали свои усилия в его будущее. Он очень хорошо воспитан, имеет здоровые амбиции, талантливый певец и артист. Я не могу назвать нас большими друзьями, но мы никогда не были и врагами. Всегда делили на двоих успехи и неудачи.
В 2024 году истекает время действия нашего рабочего десятилетнего контракта, и мы решили его не продлевать. Договорились, что у нас не будет пренебрежительных отзывов о нашем сотрудничестве. Мало того, я пообещал: если моя помощь потребуется в начале самостоятельного пути – он может на нее рассчитывать.
Я уверен, что своевременное и осмысленное расторжение отношений дает новый импульс и развитие.
Убийством украинских творцов русский язык освободил место для себя
– Вам нравится омоложение шоу-бизнеса? Тот же SHUMEI, который стал популярным во время полномасштабной войны. Его дебютный альбом «Комета» возглавил чарт Apple Music. До этого его почти никто не знал. Или, как по мне, довольно неординарная Klavdia Petrivna.
- Некоторые мне нравится из новых, но больше цепляют те, кто привносит в музыку не только свое имя, но и что-то новое в звучании. К примеру, Циферблат, Phil it, Nazva, Latexfauna, SadSvit и Структура щастя.
Что касается упомянутых вами исполнителей, то, мне кажется, это хорошие успешные певцы, которые молодыми прославились в стиле ретро. Для меня это странное явление, когда являясь еще практически юным музыкантом, тебе не интересно экспериментировать со звуком.
- Есть ли будущее в нашей стране у тех, кто продолжает петь на русском? К примеру, недавно певица Луна заявила, что продолжит писать песни на русском, потому что она так «чувствует». Не отказалась от русскоязычного репертуара и Светлана Лобода.
– Я не пророк, чтобы говорить о далеком будущем, особенно в такие времена, когда большинство людей в Украине ничего не загадывают на завтра.
У каждого артиста есть своя уникальная история становления. У каждого она неповторимая и разная. У каждого полный мозг своих убеждений и целая галактика своих тщательно выстроенных в логических связях ценностей.
Моя система координат строится ввиду даже того, что я родом с запада Украины, Хмельницкой области, где всегда слышал исключительно украинский язык и дома, и в школе, и на улице. За праздничным столом у моей бабушки всегда звучали украинские народные песни, когда вся большая семья собиралась на значимые торжественные праздники. Для меня украинский язык – это не внешний атрибут войны, не экзотика, не принуждение, и я понимаю, что Украина только там, где есть украинский язык.
Кто-то скажет: а вот мы не владеем украинским, но мы тоже Украина. Так и есть. Я согласен. Но когда из-за поребрика говорят о защите русскоговорящего населения, то имеют в виду вас. Чем больше русскоговорящего населения в Украине, тем меньше украиноязычного, тем больше причин «защищать» вас. Я не понимаю, зачем сейчас пропагандировать русский.
Помню, как когда-то канал «1+1» своим вещанием создал прекрасный разговорный украинский язык, как актеры озвучки фильмов в кинотеатрах своим талантом заставили зрителя отдать предпочтение украиноязычной версии, как когда-то Ирина Билык сделала украинский язык трендовым, внедрив его в свои модные песни…
Но есть люди, которые имеют другую историю жизни, родились на востоке Украины, не имеют опыта украинских традиций, украинский им преподавали в школе тезисно. Их внутренний мир иной, и меряться нам этими мирами сложно, одевать друг друга в свои одежды бессмысленно.
- А слова артистов, что люди за границей не понимают украинский, поэтому они будут петь на русском, - не является ли это просто отмазкой? Мы же как-то слушаем песни на английском, французском, испанском…
– Мне кажется, это нелегкое признание со стороны артистов, но оно по крайней мере честное. Если перефразировать, то его подтекст звучит примерно так: мы попытались после России снова строить карьеру в Украине, через некоторое время поняли, что вы нас не примете или не позволите нам это сделать, в Россию возвращаться мы категорически не согласны, тогда нам остается работать на русскоязычный рынок, базирующийся вне территории РФ.
– Вы держите связь со Светланой Лободой? Спрашиваю, потому что вы называли ее подругой. Когда она бросила в России все – это выглядело как поступок, человек сделал выбор в пользу своей страны. Но потом снова эти ее заявления, что не русский язык убивает наших людей, посты в соцсетях на русском и так далее. Что это? Понимает ли она, в каком времени она живет? Потому что Светлана как будто пытается, но потом какими-то своими словами, шагами нивелирует все сделанное.
- Давайте различать: есть украинские артисты, которые остались там и поддерживают войну, есть те, которые сидят там и молчат, есть те, которые исчезли отовсюду и молчат, есть те, которые поддержали Украину и выехали за границу, есть и такие, которые вернулись в Украину. Согласитесь, это все разное.
Так вот, я хочу провести красную линию между теми, кто исчез и молчит, и теми, кто поддержал Украину. Эта линия пройдет где-то посередине списка. Первой части списка для меня лично не существует, это люди меркантильные, без достоинства и совести. Даже нечего обсуждать. Другая часть артистов избрала светлую сторону, и с кем-либо из них можно дискутировать, на тему русского языка в частности.
Я считаю, что во время войны украинский язык является одним из главных столбов государства и едва ли не единственным спасением от геноцида. Если россияне сюда шли защищать русскоязычное население, то мы можем обезопасить себя и сейчас, и на будущее, если станем полностью украиноязычным сообществом. Это, мне кажется, достаточно простая истина. Для этого нам нужно, в первую очередь, развивать украинский во всех сферах жизни.
Конечно, русский язык – не живое существо, у него нет тела для военной формы, рук для держания оружия, и он вроде бы не может убивать. Но если говорить философским языком, то русский язык - убийца, сейчас он занимает место украинского в школах Мариуполя, Бердянска, Мелитополя, Донецка и других оккупированных городов Украины, русский язык сжигает украинские книги и занимает их место на полках библиотек и книжных магазинов, русский язык убил Курбаса, Стуса, Ивасюка и многих других украинских творцов именно потому, что занял место этих людей после их смерти – убийством украинских творцов русский язык освободил места для себя.
Поэтому для меня однозначно русский язык убивает. Но… Разные взгляды на важные вещи не мешают мне вести дискуссию с людьми, которые считают иначе, мало того, успешно убеждать их в ошибочности своих суждений. От того, что мы зачеркиваем людей из-за другого мнения, пользы никакой, напротив, оппонент еще больше укрепится в своей правоте. Моих аргументов в пользу обсуждаемого тезиса хватит надолго, и я готов упорно спорить и убеждать.
Я никогда не ограничивал себя в свободе мысли и слова
– Прочитала интересное сообщение в вашем телеграм-канале о юморе, которое было написано по поводу шутки «Квартала 95»: «Думаю, лучше нам принести извинения всем комикам за наше плохое и не изысканное чувство юмора». Думаете, мы так и не научились воспринимать разный юмор? Или все-таки с самим юмором у нас проблемы?
– Об извинении перед комиками это, конечно же, была ирония. Этим тезисом я хотел подчеркнуть абсурдность всей сложившейся ситуации, ведь в начале этого скандала мне показалось, что некоторые пытались обвинить зрителей в недоразвитом чувстве юмора.
Я уверен, что ни музыки, ни театра, ни юмора не существует без зрителя. Иногда бывает, что автор создает что-то только для себя и не ориентируется на аудиторию, так самовыражается. Обычно мы это называем нишевым искусством. А вот продукция для широкой аудитории производится в промышленных масштабах и большой командой создателей. Как правило, эти люди хорошо знают вкусы своей аудитории и, так сказать, пишут по заказу – удовлетворяют их потребности в развлечениях. В этот раз у некоторых промышленников на Новый год произошел сбой программы. Пошла бракованная партия. Так бывает на производстве. Но обычно такой брак выбрасывают в мусорник и производят новый продукт, а тут решили на зрителей надеть порванные сапоги и, главное, удивляются, почему все от них не в восторге, а что-то там критикуют.
Для меня это большая радость, что люди не соглашаются есть дерьмо и массово выражают свой протест против низкокачественного юмора с откровенным издевательством над трагедией. Это дает надежду на формирование настоящего гражданского общества в Украине со своим нравом и нетерпимостью к унижениям.
- Вы, на мой взгляд, один из немногих, кто может сказать все, что думает. Заступиться за кого-нибудь, кого-то покритиковать. Как на вас это сказывается потом?
- После моего предыдущего интервью один из телеграм-пабликов написал, что мои ответы на вопросы журналиста – это самоубийство. Это и ирония, и отчасти правда. Я все это воспринимаю как достаточно ржавый консерватизм в нашем информационном поле, где действительно за свое альтернативное мнение ты должен жертвовать своей профессиональной карьерой.
Последний яркий пример – это шутка известного инфлюэнсера Дантеса над сотрудниками канала «1+1», которые пришли в суд в поддержку Коломойского. И что в итоге? Его убрали со съемок на 1+1, на которые ранее пригласили. Мало того, у него много друзей среди артистов и других публичных людей, но могут ли они его просто поддержать, чтобы тоже не получить бойкот телеканала? Нет. Это был единственный случай такого рода «произвола», который я помню.
А теперь представьте, как относятся ко мне в разных производственных структурах, если я никогда не ограничивал себя в свободе мнения и, конечно, слова? Конечно, без меня работать безопаснее и спокойнее. Но это мой сознательный выбор. Я на самом деле ничего не теряю, понимая, что ко мне обратятся люди смелые, открытые, честные и даже авантюристы, то есть те, кому интересно с таким чудаком, как я, что-то создать уникальное. В то же время у тех, кто меня боится, я вижу слабость, желание что-то скрыть и стремление двигаться вдоль жизни «на минималках». В Украине есть много кандидатур среди режиссеров, которым такое тоже подходит, но это не я.
Помню, когда работал над номером от Украины для «Евровидения», то мне показалось, что команда «Суспільного» каждый раз после наших любых контактов приглашает священника, чтобы освятить помещение, где звучал мой голос. Мне кажется, они молили Бога, чтобы я не смог, не захотел, не справился… Были слухи, что они звонили и просили других режиссеров поучаствовать в конкурсе идей, лишь бы мой замысел не победил. Такие слухи меня питают энергией и очень веселят.
Украину на «Евровидении» могла бы представить группа The Hardkiss
- О нынешнем нацотборе на «Евровидение» вы говорите, что он все больше превращается в конкурс юных талантов, и, наверное, там уже невозможно будет увидеть артиста, у которого есть уверенный сценический опыт. Думаете, таким артистам это все еще интересно?
– Думаю, такой этап в карьере после победы Джамалы на «Евровидении» стал желанным для многих. Не исключаю, что кто-то чувствует в себе силы и такой же потенциал как, скажем, у Русланы или той же Джамалы, которые победили, опираясь на свой большой сценический опыт и профессионализм. Победа их обоих была запрограммирована, это не был счастливый случай, везение или стечение обстоятельств – это был точный профессиональный расчет.
Так вот, когда я писал, что хочется уже кого-то с опытом от Украины, это скорее о том, что хочется какого-то точного профессионального расчета, а не гадания на кофейной гуще. Я бы на месте «Суспільного» в этом году сделал предложение группе The Hardkiss представить Украину на «Евровидении», и весь бюджет, запланированный на национальный отбор, вложил бы в постановку номера, тем более канал, согласно положению о конкурсе, имеет право на назначение участника. Во-первых, уверен, это устроило бы всех зрителей, во-вторых, дало бы возможность сэкономить государственные средства, в-третьих, мне кажется, что национальный отбор в формате шоу в этом году максимально неуместен.
- Оля Полякова, между прочим, заявляла о своем желании поехать на «Евровидение», говорила, что и песня уже готова, но по правилам этого сделать не может, потому что последний раз ездила в Россию в начале 2015-го.
– С правилами об участнике, который не может представлять Украину на «Евровидении», если выступал после февраля 2014 года в России, я согласен. Видел в одном интервью, что Оля Полякова интересовалась, почему именно с 15 марта 2014 нельзя было посещать Россию будущему представителю от Украины на «Евровидении», а не с 24 мая 2015 года, например, - на следующий день после ее участия в церемонии RU.TV в Москве в качестве ведущей.
Так вот, 16 марта 2014 года Россия провела незаконный референдум на территории Крыма, который стал основой для оккупации полуострова, и уже тогда стало ясно, что эта страна забирает у нас часть территории, является агрессором и потенциальным врагом.
- Кстати, что касается Поляковой. Мне кажется, у вас на нее какие-то обиды? После ее интервью Рамине Эсказай вы назвали ее исполнительницей, «фактически клоунессой, которая всю свою жизнь паразитировала на плохом вкусе большого количества украинской аудитории». В ответ Михаил Ясинский оценил эти слова как обычный хайп на ее имени, мол, «ему в Барселоне, очевидно, скучно, нечем заняться, и он напоминает о себе таким образом». Потом у вас было сообщение, что такие лидеры мнений, как Полякова, засоряют наше инфопространство такими инфоповодами из болот, как «голая вечеринка». Хотя постила об этом не только она.
- Интересно, почему Ясинский не привел аргументов в ответ на мое утверждение, что его подопечная всю жизнь паразитировала на плохом вкусе украинцев, а полез в мой досуг в Барселоне? Мог бы найти нескольких поклонников Поляковой в музее современного искусства на выставке, посвященной проблеме уничтожения флоры и фауны на планете Земля, и таким образом доказать, что у поклонников певицы высокие эстетические потребности.
Но в целом, вы правы. Между нами пробежала черная кошка. Причем у нас были прекрасные приятельские отношения с Михаилом, с Олей мы были знакомы, даже работали на каких-то шоу. Впервые мы поцапались, когда на проекте «Як дві краплі», где я работал режиссером и в котором победила Оля, мне стали известны факты нечестного голосования и оказалось, что на самом деле мог победить Дантес. Я, как обычно, написал об этом пост и получил угрозы от Ясинского об обращении в суд. Никакого суда не было. Прошло много времени и мы начали нормально общаться.
Позже возникла ситуация, когда в начале войны Оля спела песню на музыку Скорика. На эту же мелодию уже давно была песня у Оксаны Билозир, и певица вышла в публичное пространство с информацией, что никто со стороны Поляковой не согласовал с семьей Скорика вопрос авторских прав. В ответ Оля написала пост, где публично обидела Оксану Билозир. Я взял на себя смелость и под этим постом спросил: а реально, что с правами? То есть, если с ними все в порядке, то почему нельзя перейти с эмоциональной дискуссии в сугубо правовую?
Это мне не простили. И с тех пор наши отношения перестали быть дружелюбными, ну, это мягко говоря. Оля убрала песню на музыку Скорика из своего репертуара, но вины никто не признал, извинений перед Оксаной и семьей композитора тоже не было.
Вы спросите меня: зачем тебе это нужно? Почему ты лезешь в чужие дела? Зачем портишь отношения с влиятельными людьми шоу-бизнеса? У меня нет ответа на эти вопросы. Единственное могу сказать: это инстинкт, я так ощущаю. Когда я читал оскорбления в сторону Оксаны Билозир, с которой мы, кстати, даже не знакомы, во мне что-то кипело, казалось, что я сейчас взорвусь. Потом Оксана под моим постом в ее защиту написала: спасибо!
Это было неожиданно и приятно, будто я перевел бабушку через дорогу, как нас учили в школе.
- Вы хорошо подметили, что все участники нацотбора пишутся латиницей и капслоком, что сейчас почти не найдешь артиста, имя которого пишется украинскими буквами, что люди будто стесняются украинского. Я тоже часто об этом думаю и согласна с вами. Но сценическое имя Никиты пишется точно так же. Не противоречие ли это?
– Это не противоречие, а ирония и даже самоирония. Типа я как соавтор бренда ALEKSEEV набросился на тех, кто тоже создал свое имя латиницей. Мне это показалось смешным.
Сценическое имя ALEKSEEV было решено писать на латинице, потому что 10 лет назад это был второй или третий случай такой интерпретации. Нам казалось, что это оригинально, когда фамилия, которая происходит от славянского имени, пишется иностранными буквами. Никто тогда не знал, что это станет мейнстримом. Сегодня это просто панацея и вызывает улыбку. Я уверен, что это явление себя исчерпало, и скоро станет модно писать украинскими буквами новые украинские имена артистов.
С удовольствием поработал бы над маленькой пьесой на камерной сцене
– Собственно о вашей жизни. Вы не раз говорили, что любите то, что вы делаете. Когда нет шоу, куда себя деваете?
– У меня было почти 15 лет очень плодотворной перенасыщенной профессиональной жизни. Свои последние проекты я уже реализовывал руками своих студентов. И не потому, что не было физических сил, а морально мне было уже тяжело. Артисты развивались материально, но не духовно. Все шли по кругу, создавая все новые и новые песни о любовной любви и разлучной разлуке. Ноты и слова менялись местами в каждой новой песни, и на этом все изменения заканчивались.
Все, кто меня знают, уже видели, что я скулю от одних и тех же творческих задач, и требую от судьбы какого-то поворота в другую сторону. Поэтому, когда случилась война, в профессиональном плане у меня не было ощущения обрезанных крыльев, поскольку морально я уже давно ползал по полу. Говорят, что в 40 лет художники идут либо в коммерцию, либо в нишевое артискусство. И действительно, мне уже хотелось работать где-то в театре над какой-то маленькой пьесой, возможно, о сущности жизни, где я смог бы выразиться на какие-то более сложные темы и таким образом открыть нового себя.
Я вам еще такое скажу: вот смотрю новое шоу Бейонсе, и мне не интересно, потому что я понимаю, как оно создавалось, откуда взяты те или иные идеи, и главное – у меня нет здоровой зависти, которая раньше была на талантливых перформансах. Я понимаю, если бы мне нужно было реализовать что-то подобное, то это была бы просто технологичная рутинная работа без таланта. А вот пришел на «Конотопскую ведьму» режиссера Уривского в театр Франко в Киеве – и трогает, и завидую, и хочу творчески посоревноваться.
Я не могу сказать, что разочаровался в своей профессии. Тем более сейчас как раз пришло время интеллектуального концептуального творчества, наполненного современными драматическими и трагедийными образами, и главное - люди готовы воспринимать что-то неординарное, то есть на это есть спрос. Пока у меня период накопления впечатлений от новой жизни, после нее обязательно последует творческая рефлексия.
Сейчас занимаюсь совершенно новым для себя делом: открыл с партнерами и развиваю творческую школу искусств под названием IDOL в Барселоне. Это большое художественное образовательное заведение, где работают интересные творческие люди и занимаются сценическим творчеством украинские дети. Я хочу, чтобы у нас вышло на его основе создать лабораторию талантов, где ученики уже на этапе обучения, благодаря моему опыту и таланту коллег, будут закалены до трудностей шоу-бизнеса. Верю, что мне удастся создать некую фабрику звезд, как ее вижу и чувствую я.
- За что бы вам было интересно взяться в Украине, даже если на это сейчас нет бюджетов?
– В Украине я бываю часто, но вместе с семьей мы на правах многодетной семьи уехали жить в Испанию. Почти всю первую половину 2023-го я провел в Украине, мы работали с группой TVORCHI над их номером для национального отбора, а затем и для самого «Евровидения». Часто приезжаю к маме, она живет в Хмельницкой области. Стараюсь не терять связи с Украиной.
Я бы с удовольствием поработал в каком-то украинском театре над маленькой пьесой на камерной сцене без своей фамилии заглавными буквами на афише и тем более без своего портрета в рекламе. Считаю, что люди с российским прошлым вроде меня должны сегодня занять свою отдельную незаметную нишу, отказаться от широкой аудитории, а также от участия в формировании идеологии новой Украины, дать возможность проверенным временем настоящим гражданам, которые не соблазнились в 2014-2022 годах заработками в России, сказать свое слово в искусстве. Именно они должны вести за собой и только им нужно доверять. Именно поэтому я обещал аудитории, что у меня больше не будет интервью и постараюсь свое слово сдержать, по крайней мере в ближайшие несколько лет.