«Выполню трансфер из аэропорта Шарлеруа (или в аэропорт). 4 человека максимально. Цена 70% от такси. Все деньги сразу донатим. Варианты: «Птицы Мадяра», фонд Стерненко, местные волонтеры. Слава Украине." Такое объявление недавно появилось в фейсбук-группе «Украинцы в Бельгии». Его автор – Максим из Сум, который с начала полномасштабного вторжения живет в Бельгии. Говорит, хоть и находится в тысяче километров от родины, все же всячески пытается помогать ВСУ.
– Впервые такое объявление разместил в фейсбуке еще летом, а сейчас обновил – рассказывает нам Максим. – И люди пишут, интересуются, заказывают такую услугу. Сразу оплачивают, а я со своей карты тут же забрасываю деньги на счет тех или иных волонтеров. Выбрал известные фонды, занимающиеся покупкой дронов. Понимаю, что в этом сейчас большая потребность на фронте.
Находясь в Бельгии как многодетный отец, сумчанин получил статус беженца. Времени у Максима достаточно, поэтому готов выйти на заказ в любое время по просьбе клиента. Правда, говорит:
- Не очень люблю ездить ночью, но те, кто сейчас в окопах, тоже, наверное, с радостью были бы дома.
Желающих воспользоваться его предложением тоже достаточно. В Европе такси гораздо дороже, чем в Украине, и цена стандартной поездки в 70-100 евро – уже приличный донат. И, по словам Максима, многие пассажиры выбирают его услуги больше не ради экономии, а именно для того, чтобы принести пользу Украине.
Идея Максима нашла поддержку у украинцев, которые сейчас находятся за границей. Даже намерены в ближайшее время создать общую группу в соцсетях и активизировать такое предложение по всей Европе.
Они считают, что такую услугу нельзя считать бизнесом, ведь финансовой выгоды она никому не приносит – выходит волонтерство в чистом виде.
Еще в начале войны Максим вместе с женой и тремя детьми уехали за границу. Направились в Бельгию. Здесь арендовали жилье, устроили детей, которым 12, 10 и 6 лет, в школы. Говорит, бельгийцы хорошо относятся к нашим беженцам.
– Местные жители – спокойные, приятные люди, живущие без лишней спешки, – улыбается Максим. – Активно помогают украинцам.
Сумчане тяжело привыкали к новому месту жительства. Все же у бельгийцев и украинцев совершенно разные истории, традиции, менталитет, стиль жизни. Но со временем свыклось. И если сам Максим не особо владеет французским, да и друзей имеет только среди наших соотечественников, жена общается на иностранном получше с бельгийцами. А их дети уже полностью освоились в чужой стране. Говорят на французском, дружат со сверстниками-бельгийцами. А чтобы не забыть свои родные корни, дополнительно изучают украинский язык и историю.
- Малышам здесь хорошо, - говорит мужчина. – У жены уже есть определенная цель: хочет работать косметологом, чем занималась до войны в Украине. А я хочу домой в Украину. Часто езжу в родные Сумы. Хотя даже не берусь планировать, что будет дальше.