26 марта 2023 года во время поисково-спасательной операции на Харьковщине руководитель отряда «Антарес» Лариса Борисенко и ее коллега Вячеслав Майборода взорвались на растяжке. Лариса тогда получила многочисленные травмы, но выжила. И теперь, 10 месяцев спустя, она снова возглавляет свой отряд.
Лариса Борисенко рассказала KP.UA о своем восстановлении и сегодняшних буднях специального поисково-спасательного отряда «Антарес».
Дочь возглавила отряд
- Лариса Анатольевна, расскажите, пожалуйста, какое сейчас ваше состояние здоровья? Как восстанавливаетесь после полученных травм?
- Пошел уже 10-й месяц, как это произошло… Дали ІІ группу инвалидности в результате войны. Но ведь инвалидность инвалидностью, а функциональность - функциональностью.
Как проходит восстановление? Минимум 3 раза в неделю - спортзал. Очень изнурительная реабилитация. Но без нее на сегодняшний день никак не справиться, и другого способа никто не придумал. Движения... амплитуда движений... Все приходится разрабатывать заново. Не все ощущается еще в ногах. На выезды (сейчас поиск погибших бойцов) я уже выезжаю, но там для подстраховки пользуюсь палочкой. Иногда пользуюсь, иногда нет. Работаем. А что нам делать?
– Пока вы восстанавливались, как работал ваш отряд?
– Его подхватила моя дочь… Она в какие-то моменты возглавляла отряд полностью, в какие-то корректировала и контролировала. И еще девушки и парни из отряда очень помогали в определенных вопросах. Следует отметить, что и несколько изменился состав отряда. Не все прошли этот экзамен.
Это люди, для которых слово «война» – не пустой звук
– Люди истощаются и устают психологически?
- Да, кто-то очень испугался, кто-то психологически сломался. Была всегда Лариса Анатольевна, всем руководила, а здесь ее не стало - и не все выдержали этот экзамен.
Несколько человек из отряда ушли, но пришло в два раза больше. Пришли люди и сказали: «Мы хотим быть частью « Антареса » и помогать, мы пришли со своими собаками и хотим не просто держать их на поводке. Мы хотим помогать».
И вот они уже ездили и в Новогродовку (город Покровского района Донецкой области), и в Днепр, и на поиски как ассистенты. Они четко знают, чего они хотят. Приходят именно те, кого война так или иначе коснулась. Они переключаются от какого-нибудь огромного горя. И таких людей, у кого что-то случилось, к сожалению, все больше и больше.
– А как работает теперь сам отряд «Антарес»?
– Сейчас мы взяли в аренду землю, нам помогли с этим городские власти, и там мы теперь строим свой специализированный центр по подготовке спасательных собак и собак по поиску тел погибших и останков. Сейчас в это вкладываем очень много усилий.
Выезжаем на разные операции. Я была уже на "прилетах" и на поиске пропавших дедушек и бабушек, а в сентябре я впервые была в поисковой миссии "На щите" (гуманитарный проект ВСУ, ориентированный на поиск погибших).
Мечта – создать центр подготовки собак-поисковиков
- Какие потребности сегодня есть у отряда «Антарес»?
- Самое важное на сегодняшний день, это мечта, к которой мы так долго шли, – построить именно свой центр по подготовке. Потому что спрос очень велик. Нас привлекает и Генеральный штаб, и Национальная полиция, и ГСЧС. И мы готовим поистине уникальных собак. Люди нам пишут из-за границы, из поисково-спасательных отрядов, они хотят приехать к нам на учебу. Мы разработали методику, которая в этих жестких условиях дает результат. Нам в таком опыте на сегодняшний день нет равных. К нам приехал человек из Дании, и он хочет стать частью нашей команды, он уже идентифицирует себя как часть "Антареса". Потому мы и строим этот центр, и на него нужны деньги. Нам нужен модульный домик и много чего еще.
– А кинологи, люди – им всего хватает?
– Нас стало больше. Больше стало и собак. Нам нужно защитное снаряжение. У меня сейчас ходят девушки молодые и ассистенты. Поисково-спасательными работами они не занимаются, но на выезды приезжают в качестве терапевтических специалистов и оказывают помощь. Чат у нас постоянно «кричит»: «У меня нет броника!», «У меня нет каски!»... В этом очень великая потребность, но этого нет. Вся эта индивидуальная защита стоит очень дорого.
Надо снаряжение именно кинологам. Потому что для собак нам помогли: с обувью очень помог фонд UAnimals, помогли люди и благотворители. Новым собакам еще предстоит докупать специальные шлейки, но это по сравнению с брониками несерьезно. Без броника мы не можем человека из машины выпустить. Незащищенный человек вообще не может туда ехать.
Специальный поисково-спасательный отряд «Антарес» – единственное формирование в мире, имеющее обученных собак для поиска останков. Из-за полномасштабной войны в Украине она имеет передовой опыт в этой сфере, из-за чего их работой активно интересуются зарубежные коллеги.
Начиная с 24 февраля 2022 года, «Антарес» работает в режиме нон-стоп, выезжая на места вражеских прилетов. Также кинологи «Антареса» и их собаки часто играют решающую роль в поисково-спасательных операциях ГСЧС и Национальной полиции.