В начале декабря 2023 произошло событие, которого ждали все киевляне, а особенно жители Троещины - мэр Киева Виталий Кличко лично в режиме онлайн запустил движение Подольским мостовым переходом. Однако действительно ли оправдались ожидания жителей? Нет к сожалению. Городской голова в очередной раз пустил пыль в глаза, при этом подвергая людей опасности. Ведь он открыл проезд по этому инфраструктурному объекту без ввода в эксплуатацию, что противоречит закону и несет угрозу для киевлян. Подробно об этом, а также об истории и коррупционных "закулисах" долгостроя - в нашем материале.
Проблемное движение
К сожалению, вместо того, чтобы радоваться открытию главного киевского долгостроя - Подольского моста, киевляне в большинстве своем находятся в шоке от того, как это произошло. Потому что не следует забывать, что этот объект также является главным символом столичной коррупции. И по расследованиям СМИ, он до сих пор продолжает оставаться "кормилицей" чиновников из окружения Виталия Кличко, в первую очередь - Дениса Комарницкого.
Это видно и по результатам "торжественного открытия". Ведь вместо презентовать давно обещанный городской властью и мечтаемый киевлянами объект, который должен был упростить движение с севера левобережной части Киева в центр, мы получили фактически опасную недостройку, ведущую “в никуда” и в реальности никому в таком виде не нужна. Дальше – просто факты.
Факт 1. Подольский мост был открыт, не сдав в эксплуатацию. Об этом свидетельствует ответ из Госинспекции архитектуры и градостроительства на депутатское обращение, оказавшееся в нашем распоряжении. Запрос был направлен 19 декабря, то есть через 19 дней после квазиоткрытия мэром этого объекта.
А это значит, что он не готов к полноценному функционированию и обслуживанию. То есть, во-первых, открывать его для проезда было просто противозаконно. А, во-вторых, потенциальное движение недостроем – просто опасно для жизни. Причем, если что-то случится, ответственных не будет – акта ввода в эксплуатацию никто не подписывал.
Факт 2. Открытый мост ведет из перегруженного Подола, а точнее Валов, где инфраструктуру никак соответственно не подготовили, к дачным участкам Русановских садов. Где тоже ничего с дорогами не делали, это обычные, слегка подлатанные, дачные проезды, которые еще постоянно подтапливает, потому что сделать там водоотвод подрядчик не додумался (или Комарницкий просто "придержал" соответствующий бюджет).
Факт 3. Двигаться по новому мосту сможет только транспорт экстренных служб, военные и единственный автобусный маршрут №111, ведущий от пл. Украинских Героев ст. м. "Левобережная". Именно так – не на Троещину, а на Левобережную, и вообще не понятно, кому этот маршрут нужен. Разве что дачникам, потому что значительная его часть проходит именно Русановскими садами.
Поэтому очевидно, что "торжественное открытие" требовалось мэру только для галочки. Теперь можно легче отмахиваться критиками. И в то же время – продолжать "достраивать" мост, выделяя на него миллиарды из карманов киевлян. Потому что отказываться от такой жирной кормушки никто не собирается.
История вопроса
И о миллиардах – это не преувеличение. Ведь только за каденцию Виталия Кличко (вообще строительство идет уже 30 лет – с 1993) на этот долгострой было выделено по разным оценкам от 10 до 14 млрд грн. Полученные генеральным подрядчиком строительства - ООО "Эко Строй Трейд", эту компанию СМИ неоднократно связывали с бывшим депутатом Киевсовета Денисом Комарницким.
Причем впервые открыть движение мостом Кличко обещал еще до зимы 2020 года - под местные выборы. Но тогда на мосту только зажгли хорошие огни…
Однако уже тогда планировалось то, что и сделали через три года - бросить спуски с моста на дачные участки. Важно отметить, что проектом строительства эти спуски вообще не предполагались, что логично – их построили только для хорошей пиар-истории столичного городского головы.
Продолжали городские власти выделять средства на компанию Дениса Комарницкого и во время полномасштабной войны - так было, в частности, в октябре 2022 и в феврале 2023 года. А когда правоохранители начали активно распутывать этот коррупционный клубок и заблокировали средства "Эко Строй Трейда", то сам Кличко потребовал от прокуратуры вернуть деньги Комарницкому.
Общий бюджет строительства тоже постоянно рос. Так, в 2016 году КГГА перезапустила проект Подольского моста и увеличила его стоимость до 11,2 млрд грн – именно тогда главным подрядчиком на долгострое стало ООО "Эко-строй-трейд". А в 2021 году Киевская городская государственная администрация увеличила сметную стоимость проекта Подольского мостового перехода почти вдвое: с 11,2 млрд. грн. до 19,9 млрд. грн.
В конце концов, достроить хотя бы спуски на Русановские сады и въезды с Подола удалось лишь после того, как "Эко-строй-трейд" подписала договор субподряда с одним из крупнейших подрядчиков "большого строительства", строительной корпорацией "Автострада". Причем, эта фирма наотрез отказалась участвовать в финансовых сделках Кличко-Комарницкого, выполнила все работы за свой счет, а деньги за них потребовала получить непосредственно от заказчика - КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений города Киева" только после подписания актов выполненных работ.
Кто дальше будет заниматься этим объектом – пока неизвестно. Однако, точно можно ожидать, что Киевсовет продолжит выделять на него дополнительные миллиардные средства.
Что не так с Комарницким
Ответ на этот вопрос, в принципе, можно найти выше - ведь именно компания Дениса Комарницкого годами получает миллиарды из столичного бюджета на Подольский мост, при этом сама ничего не строит, а только нанимает субподрядчиков, получая огромную коррупционную маржу.
Однако, благодаря деятельности журналистов-расследователей, мы имеем и другие факты относительно этой персоны.
Еще в 2020 году bihus.info проделали большую работу, исследовав слитые документы из офиса Комарницкого. Среди них - множество понятий и меморандумов относительно дерибана денег столичного бюджета, распределения финансовых потоков и т.д.
Среди найденных журналистами документов – табличка с перечнем из 38 компаний, подконтрольных Комарницкому. В этот перечень внесен ряд фирм, которые за каденцию Кличко регулярно получали от коммунальных предприятий Киева большие подряды на строительство и реконструкцию, фактически монополизировав право на получение этих подрядов. И всего лишь на момент проведения расследования таким образом "натендерили" почти 13 млрд грн.
А буквально пару месяцев назад Денис Комарницкий стал фигурантом еще одного расследования журналистов-антикоррупционеров. Как оказалось, фирма из его окружения сомнительным образом получила подряд на восстановление одной из самых разрушенных многоэтажек Ирпеня.
Примечательно, что хоть Комарницкий формально не чиновник, однако ведет себя как типичный коррупционер у власти: переписывает имущество на родственников, что показали активисты-правозащитники. Так, скажем, согласно госреестрам сам он владеет только двумя квартирами в Киеве и Toyota Land Cruiser. Однако если посмотреть на имущество его тестя Юрия Булгакова - владельца ООО "Недашковское-земля" и ООО "Ривер о" - то там только одной земли на 1,4 млрд гривен!
Вместо выводов
Итак, открыв проезд по Подольскому мосту в том виде, как это было сделано, городские власти продемонстрировали не только некомпетентность и желание попиариться, но и безразличие к жизни и здоровью киевлян.
Конечно, выглядит странным, когда Виталий Кличко – человек с президентскими амбициями – не может хорошо выполнить свою работу на должности городского головы столицы, а именно – развивать город комфортным и безопасным для жителей. Однако, на самом деле, после стольких лет удивляться уже нечему. Потому что настоящий европейский лидер подал бы в отставку уже после первого проваленного обещания открыть мост в 2020 году - Кличко в очередной раз пошел на выборы мэра.
И сейчас он продолжает окружить себя скандальными персонами типа Комарницкого, держаться за кресло и раздавать деньги киевлян на сомнительные объекты во время войны. Городской голова получил от киевлян огромный