Происходящее на оккупированных территориях Украины иначе как геноцидом не назовешь. По-другому объяснить засилье мигрантов, которые быстро превращаются в «коренных жителей», и исчезновение местного населения в неизвестном направлении не выходит. Получит ли Украина к моменту победы свои территории, заселенные представителями малых народов РФ, и зачем это делается – пытался разобраться корреспондент KP.UA.
Демография на примере одного дома
Официальной статистики об изменении численности населения и его этнического состава сегодня на неподконтрольных территориях нет. Или ее держат в глубоком секрете, хвастаться ведь особо нечем. И без того хромающие демографические показатели за последние десять лет скатились до уровня катастрофы. Оценивать ситуацию можно лишь косвенно.
Мы взяли для примера жителей одного дома, расположенного на бульваре Пушкина, в самом центре Донецка. Из ориентиров – расположенное в квартале от него кафе «Сепар» (называемом местными юмористами на французский манер «СепАр»), где был взорван экс-главарь т. н. «ДНР» Александр Захарченко. Дом из категории элитных, называемых здесь «сталинками». В нем 20 квартир. В четырех живут люди глубоко пенсионного возраста, не решившиеся оставить свои «хоромы». Еще в двух квартирах остались семьи сотрудников местных «гражданских» структур. Шесть – брошены, в них давно никто не появлялся. В пяти - периодически объявляются постояльцы в военной форме. Кто эти люди, аборигены дома не знают и с ними не общаются. А вот в оставшихся трех - появились новые хозяева. Это семьи, переехавшие из РФ. С ними старожилы также предпочитают не общаться, но отмечают: внешность у новеньких не славянская, да и одежда – с азиатскими элементами. Наш пример, безусловно, поверхностный. Тем не менее отображающий общие тенденции, рискующие в ближайшее время стать еще более явными.
- Право на собственность жилья по местным «законам» нужно подтвердить по окончании 2024 года. Владелец должен иметь российское гражданство и, соответственно, переоформить свои «метры» на основании законодательства РФ, – делится с нами местный риелтор Константин. - Что будет, если этого не сделать? Ответ очевидный. Скорее всего, эти квартиры будут «национализированы». Не сразу, но будут. И уже сегодня есть запросы на их покупку из российской глубинки. Чаще всего интересуются ими люди из проблемных регионов, той же Бурятии и Калмыкии. В приведенном для примера доме в зоне риска минимум треть квартир. Делайте выводы сами...
Переселение выгодно Кремлю
До февраля 2022 года на оккупированной территории Донбасса поселялись большей частью жители центральных регионов России. Семьи перебирались к мужьям и отцам, служившим в «народной милиции» (т.е. армии боевиков «ДНР» и «ЛНР»), покупались квартиры, открывались мелкие бизнесы. Гости с Кавказа, юга и тем более севера России были редкими, скорее, единичными случаями. Как говорили тогда местные риелторы, квартиры в Донецке и Луганске интересовали максимум представителей татарской национальности. Чеченцы и дагестанцы не видели особого смысла обустраиваться в городах, где случается «бавовна», есть комендантский час и проблемы с коммуналкой.
Все изменилось после 2022 года, когда за участие в «СВО» начали платить большие, по российским меркам, деньги.
Активизировались представители малых коренных народов Сибири - от бурятов до тувинцев.
В Донецке люди предполагают, что Путин решил избавиться от самобытных, малоуправляемых народов, бросив их в топку войны, на «мясные штурмы». И из России уже приходят новости, мол, от 10 до 25% мужского населения Бурятии, Башкирии, Калмыкии и других «автономных республик» уже утилизировано.
- У нас всех их называют «бурятами». Конечно, подразумеваются все похожие на них. Мы бурята от тувинца не отличим. Но суть в другом: их тут «утилизируют» тысячами, а приезжают их десятки тысяч, - продолжает дончанин.
Впрочем, есть и другая версия. «Размыть» население, максимально избавиться от проукраински настроенных людей – цель, о которой могут не говорить публично, но максимально этому способствовать.
Даже в смешанных браках рождаются Магомеды и Фатимы
После оккупации Мариуполя, Мелитополя, Бердянска и других городов жители все чаще сообщают о появлении большого количества мигрантов, которые открывают торговые точки, оформляют разрешение на частный извоз, устраиваются на работу строителями и сантехниками. При этом местные жители не могут трудоустроиться месяцами.
- Максимум, что нам предлагали – разбирать завалы домов за 10 тысяч рублей в месяц, - говорит житель Мариуполя Сергей. – Но это было в начале - середине прошлого года, а сейчас никого из посторонних к этим завалам не подпускают. На стройках работают понаехавшие мигранты. Те из них, кто хоть как-то устроился, перетягивают с родины свои семьи. В итоге, в школах и детских садах людей с Востока больше, чем наших. Многие мариупольцы просто не выдерживают эту ситуацию: безработица, новые «жители», которые ведут себя как хозяева, отсутствие элементарных удобств. И уезжают кто куда – в основном, в Россию, конечно. Самые отчаянные потом едут в Грузию, а оттуда – в Украину или другие страны Европы. А в Мариуполе остаются «иностранные специалисты».
Житель города выражает мнение многих: вот так выглядит объявленная Путиным «денацификация» Украины. Уехавшие в РФ украинцы берут паспорта и гражданство этой страны, становясь «россиянами». Уехавшие в Украину вряд ли вернутся в скором времени. Население украинских городов заменяется представителями других наций. И однажды украинцев в украинских городах может вообще не остаться.
- Они ассимилируют, кто-то даже женится на местных женщинах, у них рождаются дети – Магомеды и Фатимы. Вот так и «денацифицируют» нас, - продолжает мариуполец. - Что интересно – из Чечни и Дагестана к нам едут редко. Говорят, у них лучше. А вот из Тывы или той же Бурятии приезжают – и восхищаются! Они там без войны живут хуже, чем мы с войной. И отсюда их по-мирному теперь не выгнать…
Жить им тут хорошо, а воевать не очень
Малые народности России обживаются на оккупированных территориях Украины быстро: им тут неплохо. Хорошие зарплаты, бесплатное жилье (уже зафиксированы десятки случаев в том же Мариуполе, когда «иностранные специалисты» самовольно заселяются в оставленные хозяевами дома и квартиры), возможность увидеть мир не из-за Уральских гор, а как ни крути - все-таки поближе к Европе. То, что все это делается на крови других людей, их не волнует – часть из приехавших банально не понимает, что происходит. Русским языком владеют далеко не все, а даже если бы и владели – им плевать, что «неверные» воюют. Даже где-то укладывается в их нормы религии.
- Они только воевать не особо хотят. Для них, что русские боевики, что солдаты ВСУ – все «карымы» («чужие», «инородные»). Вот и дезертируют «пачками». Недавно по соцсетям искали каких-то беглых якутов в Донецке – мол, сбежали, - рассказал житель Донецка Николай Евстигнеев.
Дончане платят приезжим бурятам, башкирам, калмыкам и остальным такой же монетой. Поэтому «понаехавшие» не ходят в одиночку и по темноте – уже были случаи, когда их находили с перерезанным горлом в жилмассивах того же Донецка или Макеевки.
- Были абхазы из батальона «Пятнашка», переженились тут на местных девицах. Были чеченцы и дагестанцы, но наездами: повоевали – и уехали. Осело много бывших жителей из-под Омска, Томска, Хабаровска – говорят, у нас климат хороший и недвижимость дешевая. Но в целом, в Донецке пока лучше, чем в Мариуполе и Бердянске, у нас нет такого засилья «малых народов» РФ, - отмечает Евстигнеев.
Что ж, Россия последовательно стирает Донбасс с лица земли: с 2014 года отсюда вывозили целые заводы, потом уезжали люди, сейчас в пыль превращаются здания – вспомнить Марьинку или Авдеевку. Зачем стране площадью в 17 млн кв. километров еще и безлюдные районы Донбасса – вопрос из тех, на которые трудно найти логический ответ. Или сюда планируется переселить всех жителей субъектов федерации, кто не подпадает под определение «Россия для русских»?