Перед Новым годом на границе Украины – традиционное столпотворение: семьи хотят собраться вместе, чтобы встретить праздник. Но тем, чьи родные остались на оккупированных РФ территориях, или тем, кто находится в Донецке/Луганске/Бердянске/Мелитополе, попасть к своим будет очень и очень трудно. Максимум доберется один из десяти. Всех остальных российские пограничники никуда не пустят.
"Колотиловка – Покровка": путь в один конец
Путей выезда с оккупированной территории Украины и обратно сейчас очень мало. Большую часть контрольно-пропускных пунктов соседи страны-агрессора наглухо закрыли еще в октябре и раздумывают, открывать ли вообще.
Поэтому выехать из оккупации можно только через КПП «Колотиловка – Покровка» (Белгородская область РФ – Сумская область Украины). Многочисленные перевозчики рекламируют свои услуги на оккупированной территории, и многие люди готовы платить 150-200 долларов с человека, чтобы чуть больше чем за сутки добраться до свободной территории Украины.
По сравнению с поездкой «из ДНР в Украину через Европу», которая занимала 3-5 дней и стоила 300 долларов за одно место, - такой маршрут кажется просто прекрасным. Если бы не несколько «но».
Во-первых, погранпереход работает не всегда, иногда он закрыт сутками. От чего это зависит, никто не знает. Поэтому ехать туда самостоятельно с целью сэкономить на проезде – сомнительная затея. В случае закрытого замка ночевать там негде.
Во-вторых, пересечь его могут только граждане Украины с украинскими же паспортами. Естественно, российские пограничники устраивают нашим гражданам «тотальный шмон» всех сумок и чемоданов, а сотрудники ФСБ ведут долгие задушевные беседы, часов в 5-6 длиной. И только редкие «счастливчики» рассказывают, что управились всего за 2-3 часа.
Вопросы, ответы на которые российские спецслужбы желали бы узнать, поражают своей нелогичностью. Например, интересуются, как гражданин относится к «СВО» (и не дай бог назвать ее войной), есть ли у него родственники в ВСУ (интересно, хоть кто-то когда-то ответил «да, конечно»?), одобряет ли он политику президента Путина? Иногда бросают как бы вскользь, что ведется видеосъемка, чтобы перепуганный страдалец излагал все как есть.
Естественно, проезжающие говорят все то, что хотят услышат фээсбэшники, вне зависимости от того, что думают на самом деле. Им главное - выехать.
- Нам с мужем 65+ лет. В октябре на «Колотиловке» нас держали пять часов, мужа расспрашивали, где наши дети – мол, по возрасту они могут служить в ВСУ. Когда мы честно сказали, что дети за границей и уже давно, начали задавать глупые вопросы типа «почему не вернулись родину защищать?» По лицам сотрудников ФСБ было видно, что это для них скучная обычная работа, что никакой логики в их вопросах и действиях нет. Захотят – пропустят, не захотят – не пропустят. Объяснять свое решение никто не будет. Нас пропустили, - рассказала бывшая жительница Донецка Ольга Николаевна. – В тот день, видимо, сложились удачно звезды, потому что пропустили даже 17-летнего парня с доверенностью. А женщина, с которой мы подружились в автобусе, рассказала, что у нее внук служит в ВСУ, но ее тоже пропустили. Мы были в шоке от такой откровенности, но по глазам этой бабушки было понятно, что ей уже ничего не страшно.
Далее – переход «из России в Украину». Двухкилометровая дорога, засыпанная гравием, на которой легко сбрасывают свои колесики плохие китайские чемоданы. Никаких автомобилей – своими ногами идут и молодые, и дряхлые старики.
На украинской стороне их встречают пограничники и… Служба безопасности Украины. Последние могут быть опционально, но если есть – второго за сутки разговора по душам не миновать.
- В основном, интересует, получали ли мы паспорта и гражданство РФ. Обычно все говорят, что были вынуждены их оформить, потому что, действительно, нам жителям оккупированной территории, угрожали, что без этих документов не будут платить пенсии, не будут оказывать медицинскую помощь и вообще мы будем очень подозрительными личностями. Мы люди в возрасте, не такие здоровые, как в молодости, лишние нервы нам ни к чему. Взяли – но не по зову души, а по принуждению. Так и сказали СБУшникам. Все нормально, пропустили.
Вернуться «из Украины в Россию» через "Колотиловку" нельзя – переход работает только в одном направлении. Кстати, на украинской стороне путешественникам помогают волонтеры, так что добраться до места прибытия уже будет полегче.
Можно выехать с оккупированных территорий через Россию в Грузию, а оттуда уже – в Украину. Но такая поездка бьет довольно сильно как по карману, так и по самочувствию. Тем более что грузинское КПП «Верхний Ларс» в последнее время не очень хорошо показывает себя, задерживая людей с паспортами Украины в «серой зоне».
Шереметьево: ад для обладателей паспорта с трезубцем
Из Украины в Россию попасть можно теперь только через Шереметьево. Да, только через аэропорт, что означает одно: придется из Украины добираться в третью страну – обычно это Беларусь, Грузия, Турция, Европа и т.п., а уже оттуда – в РФ.
Однако тут есть маленький неприятный нюанс: после того как пограничники Республики Беларусь поставят штамп в украинский загранпаспорт, на границе Украины (если кто-то надумает возвращаться) будут очень большие проблемы. Поэтому уж лучше из Турции.
Прохождение фильтрации в Шереметьево после прилета – по самому мягкому определению там побывавших, это многочасовой и многодневный ад. Ожидание, проверки, фотографирование, снятие отпечатков пальцев и тест ДНК… Коротко: скорее не пропустят, чем пропустят. И неважно, каковы мотивы поездки и какая прописка в паспорте. Объяснять никто ничего не будет: выдадут на руки листок с пометкой «нежелательная персона» или поставят в паспорт штамп «Депортирован». И все.
Комментаторы делятся ощущениями и наблюдениями, вообще не понимая, что происходит в Шереметьево и почему над людьми там банально издеваются.
«Знакомую с «новых территорий» (имеющую паспорт РФ) не пустили. Она уехала на три недели в Европу к больной сестре. Назад возвращалась через Шереметьево (чтобы быстрее добраться)…»
«Перед поездкой удалила все контакты [в телефоне], в которых сомневалась. Друзей и переписок с кем-то из участников СВО у меня не было. На беседе, которая была, как мне показалось, формальной и длилась минут 10 от силы, была спокойна и до последнего была уверена, что 100 процентов прошла. И тут меня развернули, и о причине я только могу догадываться…»
«Прилетала из Еревана. Летела с дочкой, ей 5 лет. Вышли мы спустя 8 часов, хотя с нами люди в этот день выходили спустя 14 часов минимум. В зале ожидания не работают автоматы с перекусом уже двое суток, так что запасайтесь едой. Стоял кулер с водой и автомат с кофе.
Людей много, сотрудников мало, поэтому процесс так у всех затягивается. Просматривают весь фотоальбом, мессенджеры, контакты. Один и тот же вопрос могут задать 3 раза под разным соусом. Забирали телефон, планшет и часы iWatch…»
Таких историй в одних только телеграм-каналах – уже сотни, если не тысячи. Украинцы, которые через Шереметьево пытаются проехать в оккупированные регионы Украины, не могут этого сделать в 95 случаев из 100. Даже попытки повторно, после депортации или отказа, проехать в том же направлении обречены на неудачу. «Пробу ДНК для того и берут, чтобы не пропускать в страну тех, кому отказано», - говорят очевидцы.
Пассажиров с паспортами Украины держат в «отстойнике» по несколько часов. Заснуть невозможно – все-таки это аэропорт, поесть-попить-привести себя в порядок – тоже. Маленькие дети - не повод пропускать их с родителями.
Есть ли смысл рисковать в этих условиях – решать каждому, кто хотел бы повидать близких. Какие последствия могут быть, можно только предполагать, но, однозначно, ничего хорошего.
Кстати
Оптимисты-перевозчики
Сегодняшние возможности пересечения границы ограничены строго описанными нами направлениями. Тем не менее в интернете можно найти предложения о более комфортных переездах из стран Европы в сторону захваченных врагом территорий Украины. Проясняя ситуацию, мы дозвонились в одну из фирм – перевозчиков, анонсирующих подобную услугу. Оказалось, рано радовались.
- У нас был автобусный маршрут «Германия-Донецк» - сообщил оператор сайта перевозчика, - Но после того как границу фактически перекрыли, он стал невозможен. Почему не снимаем с сайта? Верим в то, что ситуация может измениться в любой момент, и пассажиры вновь обратятся к нам.