«Подивись, який чудовий світ, різнокольоровий», - поет в своей новой песне Козак Сиромаха (настоящее имя Александр Люббоженко). В соцсетях артист часто говорит о том, что без правильного настроения, песни, добра, любви и юмора Украины не существует.
КP.UA поговорила с Козаком Сиромахой о том, как сегодня видеть мир «різнокольоровим», какие рождественско-новогодние традиции чтят в его семье, казацкой жизни, воспитании сыновей, жене и любви.
В моей семье чтят праздник огня
- Александр, вы какой праздник больше любите в семье – Рождество или Новый год? Ранее украинцы встречали приход нового года после Рождества, и эти традиции отличаются от советских с шампанским и оливье.
– Думаю, что Рождество. Новый год для меня – это весна после встречи Коляды. Это проявление света, когда солнышко начинает увеличивать свой оборот. Рождество – более духовный праздник, который помогает задуматься о чем-то более важном, чем повседневные проблемы, поэтому его я люблю больше.
Советских традиций празднования Нового года в нашей семье нет, потому что я с детства терпеть не мог новогодние попойки, как и общение с людьми, которые находятся под влиянием алкоголя.
– Какие у вас есть праздничные традиции?
– Для меня важная традиция – это возможность сделать подарок детям. Елки у нас дома обычно нет, но я приношу домой жито, и мы делаем дидухи, потому что это символ богатства и процветания. Но для меня важно, чтобы дети задавали вопросы обо всем, были любознательными, а не просто бездумно следовали традициям прошлых поколений.
Вообще большие застолья – это не о нашей семье. Обычно на Новый год мы рано ложимся спать, а подарки открываем уже 1 января. Встреча нового дня и солнца – это мой праздник. Но вообще я не против новогодних праздников, однажды я даже играл Деда Мороза (смеется). Еще бывает так, что в этот день я выступаю как артист.
На Сечи не праздновали эти праздники, как мы празднуем сейчас. Если у козака не было жены и хутора, то жил он аскетично в землянке или зимовнике. Многие известные нам козаки старались даже путешествовать в теплые края, когда здесь была зима, потому что зимой даже враги не дергались воевать. Первые козаки говорили, что зима и холод – это состояние невежества, и что в это время человек должен духовно не потеряться до весны. Поэтому Новый год для меня - это прежде всего наступление весны.
- Есть ли еще народные праздники в течение года, которые чтите?
– В детстве мы праздновали Купала, это дохристианский праздник. Разжигали большой костер на 10-15 метров, ставили древко из елей, прыгали через огонь с песнями. Далее ребята пытались повеселиться и подурачиться: шли и снимали калитки и лавы у девушек возле домов и прятали их. Смеялись, когда хозяева бегали и искали их, а с утра слышали брань и ссоры взрослых, и этому очень радовались, как пластуны-партизаны (смеется).
А вообще в моей семье чтят праздник огня. Это древний-предревний праздник, ему более 5 тысяч лет, и празднуется он обычно во время перехода в зиму, то есть примерно с середины октября по ноябрь. Он существует из тех времен, когда люди чтили славянские традиции. Целый месяц мы всей семьей зажигаем «маслоскибчики» (это факелы, в семье козака их делают маленькими, а в качестве горючего вещества берут не смолу, а топленое масло, еще их называют фитилями. - Авт.), поем вместе песни и наполняемся на зиму энергией счастья и радости. Это любимое время всей нашей семьи.
Ненависть – чувство невероятно деструктивное
- У многих сейчас нет ощущения праздника, кто-то вообще запрещает себе что-то праздновать. Вы что скажете – празднования ко времени?
– Праздновать надо, потому что праздник от слова «святость». С алкоголем и громкими вечеринками это не имеет ничего общего. По моему мнению, во времена СССР у нас забрали культуру празднования, присущую украинцам, и сделали из нас людей, для которых эти праздники – повод напиться алкоголя и наесться на несколько дней вперед. Праздник – это отдых разума и души. Главное, делать это в правильном умонастроении, и тогда это точно всегда будет ко времени.
- Вам что помогает не отчаиваться, не терять веру?
- Знание, сила духа и Господь, который проявляетя в сердце. Который меня никогда не подводит и дает силы не терять надежду.
– Вы учите жить без ненависти и часто пишете о любви как основе жизни. Как это сейчас возможно? Неужели у вас нет ненависти к россиянам?
– Многие из нас неправильно понимают слово «любовь», воспринимают ее как притяжение к кому-то. Любовь – это жизнь, взаимообмен и энергия, на которой держится весь мир. Именно об этом я и пою в своей новой песне «Світ різнокольоровий» – о любви как проявлении духовного, о чем-то таком, без чего ничто материальное не будет иметь никакого значения.
К россиянам я отношусь как к детям, которые заврались, или как к больным. Надо всегда помнить, что ненавистью мы только подпитываем своих врагов, а человек, который находится на уровне любви, даже в бою творит чудеса. Наши украинские воины подпитываются не ненавистью, а в первую очередь любовью к своей родной земле, и именно за это и воюют.
Наш язык, например, это тоже проявление любви, он полон божественной энергии. Я с уверенностью могу сказать, что у меня нет ненависти. 20 лет назад, например, она присутствовала, потому что внутри меня была ненависть к самому себе. Это чувство невероятно деструктивное.
Быть артистом для меня сложнее, чем быть козаком
- Кстати, когда к вам обращаются, как вам нравится – Александр или Козак Сиромаха?
– По-разному, зависит от того, как людям привычно и удобно. Также существует еще одно имя, которое дал мне мой учитель, оно для меня сакральное. В семье ко мне обращаются именно этим духовным сакральным именем, и друзья мои тоже. Но это только для близких людей.
– Почему Сиромаха?
– Это вопрос скорее к козакам, которые меня так назвали еще в 2011 году. Я не мог противиться казацкому братству, хотя и моей матери это имя, например, не нравилось.
- Иван Клименко, сооснователь лейбла ENKO, рассказывал, что, когда пытался вас разыскать, это было не так уж и легко, ведь у вас не было мобильного телефона. Теперь, я так понимаю, вы уже козак со смартфоном?
- Да, раньше я жил без связи, но сейчас пользуюсь телефоном каждый день. Я не фанатик и ни от чего в жизни не отказываюсь просто так. Все, что идет на служение во благо, для меня не чуждо. Когда я с телефоном, то комфортнее, прежде всего, команде, которая со мной сотрудничает, потому что они без проблем могут меня найти и связаться. А раньше друзья могли разыскать меня и без телефона.
Пришлось ли привыкать? Да, немножко пришлось перенастроиться, как и с любой новой техникой. Для меня телефон – это бытовая вещь как унитаз или зубная щетка, я не вывожу это в культ.
– А чем вас заинтересовал Иван, когда предложил вам стать артистом лейбла?
– Это без преувеличений очень долгая история. Возможно, эта встреча была для меня судьбоносной.
Сначала он заинтересовал меня тем, что он веган, и мне стало интересно, на какой энергии он работает. Мы долго, почти целый день разговаривали, я играл свои басни, присутствовали мои джуры. Я почувствовал его искренность, увидел правдивость, и сердце подсказало, что я должен дать шанс этому человеку. Я ничего от него не ожидал, это было интересное сотрудничество с хорошими людьми, построенное на нашей синергии.
- Вы стали артистом лейбла ENKO, у вас появился мобильный, вы пишете посты в соцсетях, снимаетесь в клипах. Вы уже стали частью нашего шоу-бизнеса. Такая социализация не надоедает – как человеку, который вел аскетический образ жизни? Ведь когда-то вы говорили, что участие в «Голосе страны» было для вас бременем.
- Быть артистом для меня сложнее, чем быть козаком, но в этой профессии тоже много аскетизма.
Главное – оставаться человеком, а также гармония во всем, тогда такая социализация точно не надоест. Соцсети и телефон – это связь, в современном мире мы должны коммуницировать, и от этого никуда не деться. А к съемкам и выступлениям я начал привыкать даже не с «Голоса страны», а гораздо раньше. Да, старт и перемены – это всегда сложно, но главное – приспособиться и найти в этом ту самую «любовь», которая будет подпитывать и давать силы двигаться дальше.
Хочу, чтобы моя энергия доходила до людей
– В ноябре у вас были большие концерты в Харькове, Днепре, Запорожье, Николаеве, Киеве. Вам понравилось?
- Опять же, для меня это не что-то новое, потому что на сцене я с 1996 года. Для меня большие залы или участие в фестивалях не открытие, а возможность прокачивать энергию, взаимодействовать со зрителями. Моя задача – это максимально качественно делать свою работу.
На сцене я будто вхожу в транс, это особое для меня состояние, и оно никак не связано с токсичными веществами. Я хочу, чтобы моя энергия доходила до людей, чтобы они проявляли эмоции и радовались. Надеюсь, мне это удается.
- Интересно, почему свое сценическое имя вы пишете на латыни, как и большинство наших артистов, а не на украинском языке?
– Имя мы пишем согласно обстоятельствам. Для нас это не принципиальный момент, но так более понятно для иностранных слушателей. Если будет нужно, то будем писать и на японском (улыбается).
– В прошлом году вы принимали участие в отборе на «Евровидение». В этом году не хотели попробовать снова? Или это уже закрытая тема?
– В этом году мы также подавались вместе с Гордеем Старухом, но, к сожалению, не попали в шортлист. Но я убежден: все, что должно произойти, произойдет в нужное время и в нужном месте. Идем вперед к новым достижениям и победам!
Казачество – это параллельный мир
- Если отмотать жизнь назад, вы ведь не с детства были козаком. Почему выбрали для себя такой путь?
- Этот путь – моя судьба. Для меня главное, чтобы был доволен мой учитель и Господь. Такова, значит, была воля Вышнего.
- Чтобы называть себя козаком, через что должен пройти человек?
- Чтобы стать козаком, человек должен умереть и заново родиться, так сказать, в новом качестве. Наполненный принципами и ответственностью перед людьми, родом и Господом Богом. Чтобы стать козаком, нужно встретить другого козака или человека, который уже прошел этот путь.
Могу привести здесь в пример огонь и железо. Если железный прут положить в огонь и держать долго, то у него будет красный раскаленный цвет. А если этот прут потом поднести к дереву, то оно загорится. В этой аналогии учитель – это огонь, а мы – холодное железо, которое благодаря сотрудничеству с учителем получает одно из его качеств – тепло.
– У вас трое сыновей. Какие у них увлечения? Сколько им?
– Как в сказке – все разные, у каждого свой характер. Ибо наша жизнь наполнена разными красками, так гораздо интереснее. Каждый ищет себя, каждый проходит свой путь.
Имена и возраст сыновей не афиширую, личную информацию о детях пока решил оставлять за занавесом.
– Вы воспитываете детей по давним традициям. Что это за традиции? Они никогда не говорили вам, что хотят иметь такие же блага цивилизации, как и их сверстники? К примеру, современные смартфоны?
- Им эти давние традиции порой очень сложно понять, потому что жизнь сейчас техногенна. Казачество – это параллельный мир. Но жизнь покажет, как оно будет дальше. Я их учу молитвам, владению саблей, а когда есть возможность, то мы изучаем культуру телодвижения, то есть танцевальные движения. Все в форме игры, чтобы их не перегрузить. Тогда это воспринимается легче.
Конечно, они также просят те же современные телефоны, как и все другие дети. Но мы максимально стараемся оттянуть это к моменту, когда у детей уже есть некая ответственность.
– Хотят быть козаками, как вы?
- Дети обычно не хотят быть теми, кем являются родители. Наша задача – максимально их подвести, чтобы они были хорошими людьми. Козак может быть и артистом, и врачом, и кем угодно, так что жизнь покажет. Для этого, на мой взгляд, также нужно, чтобы казачество было более массово развитым.
– Ваша жена Лейла чем занимается?
- Она мать, хранительница и очень творческий человек со многими талантами. Она и хорошая артистка, и актриса, и флористка, но пока все это пусть останется для вас сюрпризом на будущее (улыбается).
– Вы говорили, что не можете брать больше, чем вам нужно. А что вам нужно для жизни?
- Главное, что есть земля, вода из колодца, печь и крыша над головой. Надо будет больше – проявится. В своей новой песне («Світ різнокольоровий». – Авт.) я тоже об этом пою: что внутреннее важнее всего, а внешнее и материальное должно быть во благо внутреннему.
Мы шутим много, но главное – не на низкие темы
– По вашим словам, настоящий козак – это благородный человек с прекрасным чувством юмора. У вас отличное чувство юмора? Легко воспринимаете шутки? И сами часто шутите?
– Без шутки козаку смерть! Шутка – это возвращение в действительность с любовью. Мы шутим много, но главное – не на низкие темы. Над собой часто шучу, и над людьми, у которых много хейта, у которых агрессивные настроения. Чтобы разрядить как-нибудь обстановку. Черный юмор тоже нормально воспринимаю, как, например, шутки о смерти.
А еще для меня самая большая шутка – это когда мы себя богами и пупами земли считаем, что будто вокруг нас крутится вселенная. Довольно смешно за таким наблюдать.
– Какие шансы, что казацкая культура будет больше у нас развиваться и распространяться? Есть ли интерес у молодежи? И что нужно – чтобы заинтересовать? Потому что смотришь – русская музыка все равно вылезает на первые места в чартах, русский сериал занимает первые места в запросах среди подростков. Что может помочь нам искоренить русское?
– Казацкое проявление будет в Украине всегда, пока она будет существовать. Казачество – это яркий след в истории, но не единственный, поэтому думаю, что нужно развивать все в гармонии и с любовью. Для этого требуется большое детское желание и божья ласка.
Чтобы искоренить русское, нам нужно максимально сделать все для того, чтобы люди, которые интересуются современными технологиями и искусством, были задействованы в изменении этого мира. Чтобы игры были с хорошим переводом, чтобы было много хорошего украинского кино и мультфильмов, в частности, об истории и казачестве. Дети цепляются за такие вещи, поэтому нужно включить весь наш творческий потенциал. Это вызов для нас, но это будет настоящая победа, когда мы это сделаем. Когда наши дети не захотят слушать их музыку, смотреть их сериалы, разговаривать на русском. Наша задача – это изменить, чтобы это было без агрессии и ненавязчиво, все с любовью.
– Что пожелаете всем украинцам?
- Оставаться людьми и не останавливаться на достигнутом. Все в этой жизни принадлежит Отцу Вышнему. У него берем, поэтому благодарим Его и Ему возвращаем все. Слава Отцу Вышнему! Слава матери Земле! Слава Украине!