Сейчас пробка возле пункта пропуска "Шегини-Медика", по словам водителей, растянулась на 85-90 км. 20 декабря из нее после 12 дней в очереди на заезд в Украину выбрался дальнобойщик Петр Косаревич.
Квест с «засланными казачками»
- Если вы хотите приключений, я вам настоятельно рекомендую поехать в Перемышль (город в 15 км от пункта пропуска "Шегини-Медика"), - делится с KP.UA Петр Косаревич. – Там есть две колеи, рондо, как поляки говорят, и посмотрите, что там происходит.
На этих колеях, рассказывают дальнобойщики, полиция проводит в колею (очередь) украинских фур грузовики на польских номерах.
- Мы стояли группами по 20-25 фур, - продолжает Петр Косаревич. - За час нас должны подтягивать к границе на полкилометра, а может, даже на два. Они приводят сзади конвоем одну фуру - и к нам подтягивают. То есть задние не видят, что к нам пришвартовали еще одного «клиента». Если видим - выходим, начинаем бунтовать.
Петр предложил коллегам такое решение – составлять списки с описанием 20-30 машин, которые стоят спереди и сзади, чтобы исключить «левых».
Польские фуры лезут вне очереди
Дальнобойщиков бесит, что пропускают польские машины в обход очереди. Чаще это происходит ночью, когда многие спят.
- На "Медика-Шегини" они пускают по пять машин в час, - рассказывает Петр. – Стоим в очереди из десяти фур – пять машин на заезд через час, и через час еще пять. Ночью, часа в три, полиция проводит три поляка, три «бочки» ADR (опасный груз – бензин, газ и т.д. – Авт.), ставит перед нами и говорит, что вуйт (местный гражданский начальник) или полицейский комиссар дали письмо, и они должны проехать. Было, что полиция сама днем провела «холодильник» (фура со скоропортящимся грузом. – Авт.) к нам и поставила перед началом колейки. Мы сильно ссорились, и все-таки выгнали его.
Фуры с ADR, опасными грузами и те самые «холодильники» - в приоритете на заезд. Петр возит дизель, Тарас – полиэтилен и металл.
- Польская экономика сама пострадает от этой блокады, - отмечает Петр Косаревич. – Наши фуры не ездят, налоги не платятся, за дороги не платится, меньше покупается топлива, меньше продукции покупается.
- Почему, думаете, они так вцепились в Украину? – вступает в разговор дальнобойщик Тарас Ярына. - Потому что в Украину идет много грузов. И здесь платят. Почему они не едут на Германию или Словакию? Один поляк мне объяснил – он ездил на Голландию, Германию, и ему по сей день не заплатили. «А к вам, говорит, я люблю ездить - я знаю, что мне хорошо оплатят». Наши предприятия нормально оплачивают. Слышал, что в Европе нет таких заработков – если поляк поедет в Германию, он этих денег не заработает. У нас рынок развитый... Они же все это видят. Поэтому специально хотят, чтобы ввели разрешения.
Скорая приехала через час
Польская блокада границы продолжает убивать украинских дальнобойщиков. Несколько дней назад на пункте пропуска "Корчова-Краковец" умер 38-летний мужчина. За день до этого, по словам его коллег, у него как раз родился ребенок.
- Ему стало плохо, он подходил к полиции, просил вызвать скорую, - рассказывает KP.UA Тарас Ярына. – Он упал в машине... Скорая приехала через час. Это странно для польской скорой – я езжу по этой стране и знаю, как быстро они носятся.
Тарас простоял в пробке на границе 11 дней. Говорит – здоровье после этого прихрамывает, хотя парень молодой.
- Лежишь сутками – потом поясница болит, спина, шея, - отмечает мужчина. – Чувствую, что с желудком что-то не в порядке - на сухпайке постоянно. Ставят вас на дороге, где лес, поля, если кончается вода или еда – тебе негде купить. Тогда мы отцепляем тягач, саму фуру от прицепа, и едем в магазин со списками – кому что надо. Но 11-12 дней отсидеть в машине - это тяжело.
Протестующих убрали за полицейский кордон
Протестующих отделяет от дальнобойщиков барьер из полиции, которая и преграждает путь. Они стоят в нескольких километрах – чтобы не достали. А высказать водителям есть что… Где-то протестующие есть, например, на "Рава-Русской", где-то их палатки стоят вроде как пустыми.
По польским законам, во время протестов должны обеспечить людям, на которых влияют действия протестующих, нормальные условия, еду. Условий нет. Из еды привозили пол-литра супа, одну булочку и бутылку 0,3 л воды. Но в последние дни этого уже не было. Водители в фурах сидят «на сухарях», если удастся что-то раздобыть.
- В первый день меня поставили в поле, второй тоже, на третий день – уже возле заправки, - рассказывает Петр. - Дальше возле какого-то села – я ходил полтора километра к магазину, просился туда в туалет – меня пускали. Но если человек в возрасте или больной - он не будет идти далеко. Есть проблема с машинами - это же техника. У кого вебаста (обогреватель в фуре. - Авт.) ломается – тот сидит в холоде. Идут к другому водителю идет греться… Кто-то не хочет выходить из кабины, кто-то стесняется – и даже не скажет, что ему нечего есть. Люди разные – одни общаются между собой, другие - нет.
Матерят по рации
К украинским дальнобойщикам польские коллеги и вообще поляки относятся по-разному. Если они из-под немецкой границы и никогда в Украину не ездили – им все равно. А те, что ближе к нам, говорят дальнобойщики, относятся хуже.
- У нас рации в каждой фуре, они знают, на каком канале мы сидим, и матерят нас по рации, - отмечает Тарас Ярына. - Но есть поляки и нормальные. Везде есть плохие и хорошие люди.
Например, простой полицейский из Познани, стоящий на кордоне, лично съездил в аптеку за таблетками для соседа Петра по очереди – прихватило почки.
Перевозчики считают, что помочь могли бы представители властей, если бы они были в местах блокады. Возможно, помогли бы пресечь попытки поляков проскочить границу вне очереди.
- Этот бардак больше всего делается по ночам, - вздыхают водители. - Каждый хочет домой. Условия катастрофические, водителей они мордуют на самом деле – это факт.
- Надо на польской стороне выехать серьезной бригадой и в три ряда встать, растянуться на каждой трассе, и чтобы все стояло, - отмечают львовские перевозчики. – И с нашей стороны также – застопорить здесь всех поляков. Пусть тоже Рождество на трассе отмечают. Это катастрофа. Людей домой не пустить на Рождество?! Дети их ждут, жены, родители.
В консульстве помочь не смогли…
- Помощник консула, с которым я общался, говорит: Петр, это все политика, и не знаю, когда это закончится, - отмечает Петр Косаревич.
Предложения властей эвакуировать их с польской границы водители не принимают.
- Как вы себе это представляете, как оставить потенциально опасный груз? – недоумевает Петр. – А что делать с фурой? Если уйдет домой – ему увольняться с фирмы или возвращаться, и все равно забирать фуру и товар. Та же история с продуктами.
Ситуация на границе продолжает усложняться. Недавно разблокировали пункт пропуска "Ягодин-Дорогусск" – но спустя пять часов снова закрыли. Сейчас на границе стоит около трех тысяч машин.
Если в начале блокады, которую поляки начали два месяца назад, колея фур растягивалась на 25-30 км, сейчас она доходит почти до сотни км. И решения вопроса пока не видно.