Выборы президента России в марте 2024 года оккупанты намерены провести и в захваченных районах Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, которые они упорно называют «новыми территориями России». Впрочем, в отличие от большинства граждан РФ, жители этих территорий прекрасно понимают, что любые российские выборы - это фарс и цирк, а уж проводить их в оккупации – вообще странно, с точки зрения избирательного законодательства любой страны.
Тухло и скучно
Жители оккупированной части Донецкой и Луганской областей еще помнят, что подготовка к выборам главы государства (как это было до 2014 года) - это бурно и где-то даже весело: народ находился в определенной ажитации, поскольку достоверно не мог до последнего дня сказать, кто же положит руку на Пересопницкое Евангелие, произнося присягу на верность Украине.
А вот в России с 2000 года все тухло и скучно, президентский плебисцит так и называют «Выборы Путина», и даже такое мелькнувшее явление, как президент Медведев, не смогло изменить пропутинский вектор российской жизни, давно уже превратившийся в кол (заменили слово из этических соображений. – Ред.), на котором глава государства вертит своих граждан как хочет.
Да и черт с ней, с Россией – страшно то, что под это верчение уже попали миллионы граждан Украины на оккупированных территориях. От них тоже требуют нужную галочку в бюллетене, требуют брать российские паспорта, именовать себя россиянами и как можно гнуснее отзываться об Украине.
Поэтому к выборам особо активной подготовки нет – а зачем? И так все ясно-понятно, Путин уже зарегистрировался, прости Господи, кандидатом, и на подходе еще 15 его «соперников», которых даже марионетками назвать сложно. Видимость демократии, только для кого – неясно.
Голосовать можно будет аж три дня – 15, 16 и 17 марта. А как показали предыдущие сентябрьские «выборы» в Госдуму – можно и пару раз заглянуть "поголосовать", чтобы уже наверняка (или на спор с приятелями на бутылку пива).
Проголосовали – перелогинились – снова проголосовали
Как рассказывают жители Донецка, все, что касается выборов, максимально засекречено. Избирательные участки, состав комиссий – все тайна. Говорят, в целях безопасности, но кого бояться в городе, напичканном солдатами и спецслужбами?
«Новые россияне», которые получали российские паспорта самыми первыми, то бишь сотрудники "министерств", «депутаты народного совета» и прочие пассажиры социальных лифтов - от продавца ларька до «главы департамента» - уже радостно вскрикнули, что им удалось зарегистрироваться на голосование через приложение «Госуслуги». Правда, им и там не сказали, куда приходить с бюллетенем (видимо, можно уже с заполненным), сославшись на секретность-безопасность. Обещали сказать потом… когда-нибудь.
А то ведь ВСУ могут разбомбить избирательные участки и – о, ужас! – Путин останется невыбранным в Донецке! Как тогда смотреть «большой России» в глаза? Видимо, так думают местные параноики, призывая ввести в «новых регионах» электронное голосование, чтобы пресловутые 146 процентов «за» снова повеселили мир, но зато не надо никуда идти. Проголосовал – перелогинился – снова проголосовал. Удобно! Практично! Благолепно, царю понравится.
Правда, на всякий случай, в список электронного голосования по РФ «республики» не включили. А то вдруг интернет опять стихия порвет в клочья, как было недавно? Как тогда смотреть… а, это уже говорилось.
Плевать на «новые регионы»
В общем, иначе как имитацией подготовки назвать все очень трудно. Оккупированные города и районы больше волнуются за цены на яйца и новогодние елки, а с выборами… С выборами все понятно и так.
- Я не знаю никого, кто бы реально впечатлился избирательной кампанией. Понятно, что солдаты и те, кто у власти, надувают щеки и демонстрируют верноподданность, мол, работаем в этом направлении. Остальным плевать на все это – точно так же, как Путину плевать на «новые регионы», на свою легитимность, на то, что подумают о нем в мире, - откровенничает житель Донецка Александр Петров. – В «большой России» жителей «новых регионов» ненавидят, говорят, что им сюда уходят деньги из бюджета, которые могли бы пойти на повышение пенсий, соцвыплаты, строительство жилья и прочее. В Донецке уже огрызаются, мол, вас сюда никто не звал и денег ваших не требовал. С 2014 года мы знаем, зачем наш регион нужен России – для проворачивания контрабандных схем и «отмыва» денег. Серая зона. Поэтому сюда с огромным трудом затащили несчастный «Промсвязьбанк», попытались ввести российских телефонных операторов, но они практически нигде не работают. Сюда не заходят торговые и банковские сети, комиссии за услуги у нас «конские» - за пополнение счета берут минимум 12% от суммы. Цены на продукты уже даже не обсуждаем – некоторые выше, чем в Москве. А зарплаты - как в дотационных регионах РФ. То есть народ выживает, пока тут прокручивают деньги. Одна афера с бензином, который в полтора раза дороже, чем в соседнем Ростове, чего стоит…
К выборам «освободят»
Голосовать в городе, где нет воды, не везде есть электричество и отопление, частенько «падает» интернет и телефонная связь, - конечно, можно, но чувства при этом будут самые противоречивые. Добавить к этому так и не взятую Авдеевку или Марьинку («К выборам освободим!» - утверждают пропагандисты). Но что с этого среднестатистическому дончанину, сидящему без света где-нибудь в отдаленном от центра районе, где-нибудь в поселке шахты Абакумова или на Шахтерской площади? Ему с «освобожденной» Авдеевки – ровным счетом ничего. Как с Бахмута и Соледара.
«ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области рассматривают возможность разрешить жителям голосовать на выборах президента РФ по украинским паспортам»... В принципе, так было и в сентябре, когда «новые регионы» голосовали за депутатов Госдумы РФ. Но сейчас русофилы криком кричат о том, что каждый человек с донецко-луганской пропиской обязан иметь российский паспорт, а кто не имеет – тому товарищ майор из ФСБ должен все разъяснить. Тот факт, что далеко не все горят желанием получать российское гражданство (пусть даже навязанное и нелегитимное), паспорт и прочие свидетельства отрыва от Украины, не дает пропагандистам спокойно спать.
- Конечно, это добавит абсурда мероприятию, если голосовать за президента России придут граждане Украины. Но они не придут в большинстве своем. Мы не тупое стадо, нас не загнать на избирательные участки ни кнутом, ни пряником, - утверждает еще одна жительница оккупированного Донецка Ольга. – Просто не пойдем, нам это не нужно. И без нас нарисуют Путину 80% поддержки и 95% явки. Могу только предположить, что скажут «избирателям» с украинским паспортом на участке. Могут и забрать на какую-нибудь фильтрацию – россияне это любят. Причем для них слово «фильтрация» - нормальное.
Накал «предвыборной борьбы» на оккупированных территориях ожидают ближе к часу Х. Точнее, ее видимости, как и видимости выбора. Пожалуй, в мире не было еще президентских выборов, проходивших при таком тотальном равнодушии общества. Впрочем, другого и не ожидалось.
В тему
Жога из "ДНР" вошел в предвыборный штаб Путина
Пока жители оккупированных территорий Украины говорят о предстоящих выборах президента РФ если не с сарказмом, то с вполне понятной апатией, Кремль показывает серьезность своих намерений в отношении «новых регионов».
Нет, границу между "новыми" и "старыми" регионами России не убрали, и цены не привели к единому знаменателю. Просто в сопредседатели предвыборного штаба Путина ввели «председателя Народного Совета ДНР» Артема Жогу. К слову, штаб находится в Москве, а не в Донецке. В число сопредседателей штаба также вошли худрук Театра Табакова, актер и режиссер театра и кино Владимир Машков и главврач Московской горбольницы № 52 Марьяна Лысенко.
Артем Жога – отец боевика Владимира Жоги («Вохи»), убитого под Волновахой в марте 2022 года. Именно Артем Жога в начале декабря, по официальной легенде, попросил Владимира Путина баллотироваться в президенты в 2024 году.
Комментарий политолога
Игорь Попов, старший эксперт Украинского института будущего:
- Любые процессы, которые будут походить на выборы на оккупированных территориях, ни одна страна мира не признает. Еще год назад Владимир Зеленский издал указ, которым признал ничтожными все юридические акты, изданные российскими властями в отношении оккупированных территорий. После этого все псевдореферендумы, все аннексии не признавались другими государствами. Не только нашими западными союзниками, но и такими странами, как Китай или Бразилия, которые считаются симпатиками РФ. То есть принцип территориальной целостности они поддерживают.
Другой вопрос, что после псевдовыборов в так называемых «ЛНР» или «ДНР» начнут звучать призывы не признавать выборы Путина вообще, потому что они, в том числе, проходили на оккупированных территориях. Такая кампания будет разворачиваться, но вряд ли страны мира к ней присоединятся, потому что это закрывает любые контакты с Путиным и со всеми лицами, кого он будет назначать на должности.
То есть определенная подвешенная нелегитимность будет, но вряд ли это приведет к полному бойкоту.