Вуди Аллену – 88 лет, и, возможно, он решил завершить кинокарьеру. Во всяком случае, он так говорил и о 49-й картине («Фестивале Рифкина»), но потом снял 50-ю. Юбилейная картина вполне может стать достойной, хоть и не яркой точкой. Если это прощальная работа, то Вуди Аллен не уходит, громко хлопая дверью, нет, его картина как осень: тихая, чуть-чуть ностальгическая и невероятно очаровательная. И это зрители и кинокритики оценили еще в сентябре, на Венецианском кинофестивале. И вот, наконец, «Счастливый случай» (Сoup de chance) дошел до наших экранов.
Финальная (а, может, и нет) картина отличается среди предыдущих 49 тем, что впервые режиссер снимал кино не на родном английском, не с привычными голливудскими звездами – а на французском языке, исключительно с французскими актерами, во Франции и на французские деньги.
Сюжет – на первый взгляд простенький. Фанни (Лу де Лааж) случайно встречает на парижской улице Алена (Нильс Шнайдер). Когда-то они вместе учились во французском лицее Нью-Йорка. Ален признается, что все это время, начиная со школы, был влюблен в нее, даже женился потому, что его будущая жена походила на Фанни. Но семейная жизнь не сложилась, и вот молодой писатель путешествует по миру, живя то в Лондоне, то в Мексике, то – вот, в Париже.
Фанни же, казалось бы, счастлива в браке – у нее умный, красивый, внимательный, любящий и очень богатый человек, которому нравится дарить ей дорогие вещи. Правда, Фанни все время чувствует, что она для Жана (Мельвиль Пупо) просто трофей, которым хочется хвастаться перед другими богачами. А еще Жан очень ревнив, и говорят, что один из его партнеров исчез при загадочных обстоятельствах, а еще его хобби - рыбалка и охота, которые так ненавидит его жена.
Стремясь снова к той юношеской легкости, Фанни соглашается на прогулки с Аленом – эти перекусы в парке так отличаются от чопорных вечеринок с бизнес-партнерами Жана и их женами! А разговоры о поэзии – от приземленных рабочих переговоров и будничных «как дела, дорогая?» от мужа. Неудивительно, что Фанни влюбляется и готова променять обеспеченную жизнь на богемную мансарду.
Вот только не зря ее мужа считают очень умным. Похоже, он начинает догадываться о неверности жены. И искать пути, чтобы этому помешать.
А потом появляется мама Фанни, Камилла (Валери Лемерсье) – любительница детективов Сименона. Она в восторге от своего зятя, полностью на его стороне, но не так проста, как ему кажется.
Повествование фильма идет плавно, без резких поворотов и неожиданностей. И в этом в очередной раз проявляется талант Вуди Аллена как рассказчика. История увлекает, а антураж придает обания.
Это не в первый раз Вуди Аллен снимает в Европе, и не в первый раз во французской столице (вспомним, к примеру, «В полночь в Париже»). Но сейчас он показывает нам жизнь Парижа глазами его обитателей, а не туристов. И это придает особый шарм. Будь то холодная, но элегантно меблированная квартира богача, или залитая теплым сиянием простенькая мансарда писателя, пафосные особняки или ободранные старые подъезды, роскошные рестораны рядом с маленькими кафе, куда забегают влюбленные на бокал вина, осенние желто-зеленые парки, где можна перехватить сэндвич или, обжигая руки, грызть горячие каштаны. Равнодушная серая Сена, на которой непривычно нет ни прогулочных корабликов, ни толп туристов. И изысканность в одежде, независимо от того, женщина или мужчина, главный персонаж или случайный прохожий, дорогой костюм/платье или охотничий костюм, или просто небрежно накинутая недорогая куртка – все это неизменно элегантно и заставляет рассматривать детали.
Вуди Аллен – традиционно режиссер и сценарист в одном лице, а еще – любитель джаза. Мелодия начинается с вводных титров и обманчиво завораживает на протяжении всего фильма.
А еще удивительный визуальный ряд, созданный трехкратным оскаровским лауреатом – оператором Витторио Стротарро. Теплые терракотовые оттенки парков и любовных встреч Фанни и Алена и холодные синие – в квартире Жана или на его деловых переговорах. Кукольные, окутанные плющом загородные домики – словно сошли с иллюстраций к сказкам. Ветер, поднимающий и закручивающий осенние листья, яркое и такое теплое уютное солнце. Цветокоррекция фильма – это тема отдельного материала.
Впрочем, вряд ли Вуди Аллен снимал бы просто хорошую открытку об адюльтере. Это не в его правилах. Где-то должен быть поворот, и где-то должна теплиться главная мысль. Кинокритики склоняются к тому, что суть картины в ее названии. Жизнь – это счастливый случай, лотерейный билет, если хотите. Шанс на выигрыш мизерный, но он есть – и тупо отвергать эту возможность. И очень ошибается тот, кто считает себя хозяином своей (и вдобавок чужой) жизни и не принимает во внимание, что с другими может случиться счастливый случай, который переломит все планы.