На «Запорожце» – в Монте-Карло: команда из Черкасс готовится к мировому ралли ретроавтомобилей

А еще ищут меценатов, которые помогут оплатить участие.

suspilne.media

8 тысяч километров на «народном автомобиле»! Не каждый, даже опытный водитель согласится на такое долгое путешествие за рулем «Запорожца». Все же с комфортом в известной малолитражке трудно: мало места, печка слабенькая, зато хорошо ощутим запах горючего в салоне… Но студенты и преподаватели Черкасского государственного технологического университета говорят, что готовы рискнуть.

43-летний ЗАЗ

Команда вуза готовится к всемирно известному ралли ретроавтомобилей в Монако Rallye Monte-Carlo Historique, которое пройдет с 31 января по 7 февраля 2024 года. С несколькими сотнями других участников жители Черкасс будут соревноваться на «Запорожце» 1980 года выпуска.

– В этих гонках имеют право принимать участие ретроавтомобили не «моложе» 1982 года, – пояснила KP.UA доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой автомобилей и технологии их эксплуатации ЧГТУ Людмила Тарандушка.

Старенький ЗАЗ 968М нашли в Киеве. Выкупили у владельца, привезли в Черкассы, покрасили в алый цвет, заменили старую утварь новой и оригинальной, как того требуют правила ралли. Говорят, запчасти искали по всем украинским авторынкам и барахолкам. А ремонтировали автомобиль почти всем факультетом электронных технологий, автотранспорта и машиностроения ЧГТУ.

Сейчас «Запорожец» сверкает глянцевыми свежевыкрашенными боками во дворе университета. Авто легко заводится, готово стартовать. Мощность, правда, невелика, всего 40 лошадиных сил (для сравнения, у современных авто – 200 и больше). Зато берет 10 литров горючего на 100 км, и можно выжать до 125 км/ч. Хватит ли этого для победы в ралли? Но оказывается, в этой гонке, в отличие от «Формулы 1», скорость – величина второстепенная.

- Вообще для ретроавтомобилей, которые будут участвовать в ралли, есть определенные условия, - объясняет Людмила Тарандушка. - Например, в зависимости от года выпуска для авто определяют оптимальную скорость и время, в которое команда должна уложиться и приехать в ту или иную точку вовремя. Если авто приедет раньше или позже, получит штрафные баллы.

Смета поездки – 20 тысяч евро

Вот такие строгие правила. И все же у черкасского «Запорожца» есть все шансы получить желанный кубок за победу в ралли. Вот только до сих пор неизвестно, поедет ли «народный автомобиль» покорять Монте-Карло. Преградой на пути в Монако встал - как всегда банальный - денежный вопрос.

– Мы посчитали, что для поездки от Черкасс в Монако и обратно в Черкассы нужно 20 тысяч евро, – говорит Людмила Анатольевна. – Сумма большая. Сейчас ищем деньги. Обращаемся за помощью к представителям бизнеса. Объясняем: и во время войны образование должно готовить специалистов. Наши студенты – это наше будущее. К тому же должны быть внедрены определенные образовательные реформы, а это и есть такой проект. Международный! Это развитие, образование, популяризация Украины в Европе. Мы запланировали немало встреч в больших европейских городах, будем рассказывать о нашей стране, общаться с местными жителями, педагогами, переселенцами.

По программе поездки, которую разработал фанат ретроавтомобилей и президент национальной автомобильной лиги «Золотой руль Украины» Роман Щипков, в Монте-Карло отправятся три автомобиля: два из Запорожья и «Запорожец» из Черкасс. Сначала экипажи встретятся в Киеве, затем по курсу Львов - Краков - Прага и так далее, вплоть до Монте-Карло.

Черкасский экипаж предварительно состоит из двух студентов и троих преподавателей. И здесь возникает следующий вопрос: выпустят ли военнообязанных мужчин в возрасте до 60 лет за границу? Пока в университете рассматривают все возможные варианты решения этой проблемы: будут ли студенты рулить до украинской границы, а дальше – преподаватели, или вообще заменят мужской экипаж на женский. И продолжают собирать деньги на ралли.

Кстати

Экипажи должны знать правила дорожного движения ЕС

Гонка в Монако впервые состоялась в 1911 году. Цель прозаическая: показать нововведения в автоиндустрии. Но со временем ралли стали своеобразной визитной карточкой Лазурного побережья, а победа в них считается престижной.

Что касается Rallye Monte-Carlo Historique, то эта гонка будет всего 26-я по счету. Здесь другая цель - зрелище! Представьте: несколько сотен автомобилей, выпущенных между 1911 и 1983 годами, в течение недели будут ездить по дорогам Монако, Франции, Италии.

Участники Rallye Monte-Carlo Historique должны строго соблюдать местные ПДД в каждой стране (а карта гонки петляет через Германию, Францию, Италию, Монако), которые они проезжают на каждом этапе соревнований. Все-таки это дороги общего пользования, которые никто не будет перекрывать для проезда экипажей.

После завершения ралли штрафы, собранные на маршруте (за превышение скорости, несоблюдение правил, неправильный маршрут и т.п.) конвертируются в баллы. Команда с наименьшей суммой баллов возглавляет итоговый рейтинг, объявляется победителем и получает заветный кубок.

А до финиша доезжает только часть участников. Все же далеко не все ретроавто смогут осилить всю трассу гонки с подъемами, спусками, серпантинами. Поэтому неофициальный лозунг у Rallye Monte-Carlo Historique «Главное – участие, а не победа».

Реквизиты для помощи:

Общественная организация Ассоциация образования бизнеса и спорта «Олимп»

ИНН/ЕГРПОУ 45286364

Номер счета: UA093510050000026001879208752 (АО «УКРСИББАНК»)