Украина переходит на оборонительную тактику войны. Это означает, что теперь ВСУ будут больше сдерживать противника, чем наступать. Предполагает ли эта тактика востребованность определенных видов оружия, отличающегося от наступательного, и какие здесь будут стратегии? Об этом KP.UA спрашивала у наших военных экспертов.
Оборона подразумевает контрнаступление
Для начала уточним, что значит оборона с точки зрения военных. На самом деле – это тоже вид боя, который применяют войска, чтобы отразить наступления противника, который превосходит их по силе.
Применяют этот вид боя, чтобы сорвать или остановить наступление противника, удержать важные зоны, районы, рубежи и объекты, сковать превосходящие силы неприятеля, создать условия для перехода в наступление.
Обычно, наряду с отражением ударов противника оборона включает в себя и элементы наступательных действий (нанесение ответных, встречных и упреждающих огневых ударов, проведение контрударов и контратак, поражение атакующего противника в районах его базирования, развертывания и на исходных рубежах), удельный вес которых характеризует уровень ее активности.
На обустройство оборонных рубежей выделено 800 миллионов гривен
Естественно, что украинским Силам обороны для противостояния врагу просто необходимо иметь еще и хорошо обустроенные фортификационные сооружения, кроме оружия и техники.
Командующий объединенными силами ВСУ Сергей Наев сообщил, что украинские военные совместно с муниципальными властями укрепляют оборонительные линии Черниговской области, граничащей с Белоруссией и Россией. Это установка «зубов дракона» (противотанковые заграждения) и рытье траншей. Фортификационные линии оборонительных рубежей представлены многочисленными линиями окопов, укрепленных габионами (различные емкости – корзины, брезентовые мешки и т.д.) с песком. Они связывают между собой в единую сеть блиндажи и огневые точки.
Снаружи открытая часть бетонных сооружений обваривается противокумулятивными решетками. По замыслу они должны нейтрализовать кумулятивные боеприпасы, которые могли бы пробить стены. Перед фортификациями инженеры также размещают невзрывные инженерные заграждения на возможных направлениях вражеского наступления. Кроме того, по схожему сценарию проводится и сооружение противопехотных заграждений.
Для обеспечения темпов построения новых оборонных рубежей в декабре 2023 Кабинет министров выделил 788,8 миллиона гривен из резервного фонда государственного бюджета.
По словам Наева, ситуацию на Черниговщине украинские военные оценивают как стабильную и контролируемую, но на наиболее опасных направлениях оборудуются рубежи первой и второй полос обороны. Если угроза будет расти, на подготовленные рубежи прибудут дополнительные силы ВСУ.
Что же касается фортификационных работ, ведущихся сейчас вблизи с линией фронта, о них официальные источники какой-либо информации не дают. Логично ссылаясь на военную тайну. Впрочем, укрепление оборонительных рубежей идет постоянно и на всей линии границы как с реальным, так и с потенциальным противником.
Компетентно
Сергей Грабский, военный эксперт:
- Нужно понимать, что оборонная стратегия – это часть стратегии победы. Специального оружия, которое бы отличало наступательное от оборонительного, нет. Просто смещается акцент на тот или другой вид. Например, в артиллерии пушка – это наступательное оружие, а гаубица – оборонительное. При наступательной стратегии нам нужны десантно-штурмовые отряды, при обороне – механизированные подразделения. Но в принципе вооружение более-менее одинаковое.
Нам нужно оружие, которое будет выполнять комплексные задачи. Оборонная стратегия не значит, что мы будем только защищаться, она предполагает активные действия, которые останавливают наступательный потенциал противника. А это может быть сделано танками, нанесением ракетных ударов и пр. Для обороны нам также нужно ПВО и самолеты, потому что перехват вражеских ракет и самолетов может быть произведен авиацией. Поэтому усиление ПВО есть насущной потребностью на сегодняшний день.
Игорь Романенко, экс-заместитель Генштаба Украины:
- Нам нужно строить оборонные сооружения и устанавливать минные поля. Если для наступления нужно больше бронебойных снарядов и ракет для бетонных защитных сооружений, то для обороны нужны кассетные боеприпасы, которые позволяют поражать большие скопления наступающей пехоты и легкобронированную технику. Нужны дальнобойные средства поражения, чтобы поражать вражеские объекты и логистику противника за линией фронта. Также нужно акцентировать внимание на системе ПВО, чтобы прикрывать наши объекты.
Олег Жданов, военный эксперт:
- В защите нужны танки и артиллерия, причем всех видов. Но дело в том, что мы же уходим не в глухую оборону. Мы будем активно защищаться. А это значит - контратаковать. Но нам нужна вся номенклатура боеприпасов – от кассетных до высокоточных систем дальнего поражения. Вообще для артиллерии большой разницы нет. Она эффективна что в наступлении, что в обороне. Дальнобойные ракеты всегда нужны для поражения логистики врага в тылу.
Система ПВО нужна для закрытия неба как на фронте, так и над всей страной. Потому что россияне сейчас используют против нас свой самый болезненный потенциал – баллистику, которую может сбивать «Патриот» или САМТ-Т. А у нас таких комплексов всего три на всю страну. Тут надо работать с партнерами, чтобы закрывать наше небо. Самолеты также могут работать в системе ПВО. Но авиация сейчас больше нужна на фронте, чтобы прикрыть войска.