Великобритания предоставила Украине некоторые из своих новейших вооружений для борьбы с дронами-камикадзе Shahed. Речь идет о ракетах Martlet. KP.UA узнавала, какие есть еще средства для поражения БПЛА.
«Гепарды» лучше всех
Кроме ракет Martlet, самыми эффективными средствами украинского ПВО против «Шахедов» считаются зенитно-ракетные комплексы, такие как «Бук-М1», С-300, а также западные аналоги - IRIS-T и NASAMS. Для таких целей могут использоваться и ЗРК PATRIOT и SAMP/T. Но их ракеты очень дорогие, и их не выгодно использовать против дешевых дронов.
Поэтому одним из самых эффективных средств борьбы с беспилотниками стали немецкие зенитные танки «Гепард», которые успешно приспособили для борьбы с вражескими дронами.
- «Гепарды» это делают очень хорошо, поэтому нужно больше таких систем, - сказал спикер Воздушных сил ВСУ, полковник Юрий Игнат.
Особенностью «Гепардов» является их простота управления. Экипажи сравнивают эту технику с велосипедами, так как она интуитивно понятна и надежна. Тем не менее, за всей этой простотой скрывается мощное оружие, способное пресекать угрозы в небе на значительном удалении.
Gepard - германская зенитная самоходная установка. Предназначена для непосредственного прикрытия сухопутных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 100 м до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350-400 м/с. А также для ликвидации наземных (надводных) целей на расстоянии до 4,5 км с места, с короткой остановки и в движении.
Последняя модель отличается тем, что имеет другой, более совершенный радар поиска и сопровождения цели и ряд других незначительных отличий.
С каждого борта башни снаружи установлены две 35-мм пушки скорострельностью 550 выстрелов в минуту. Боекомплект - 310 унитарных снарядов, в том числе 20 бронебойных подкалиберных для поражения сильно бронированных наземных целей.
Для стрельбы по воздушным целям применяются снаряды с осколочно-фугасными, бронебойными калиберными и подкалиберными поражающими элементами.
«Хамви» и Lvkv 90 - база для передвижных групп поражения дронов
Эффективными средствами «малой ПВО» также могут быть другие самоходные зенитно-ракетные комплексы ближнего действия, которые есть в распоряжении ВСУ. Например, Avenger – бронированный автомобиль «Хамви» с контейнерами для ракет Stinger и зенитным пулеметом Browning M2.
Есть также шведские самоходные зенитные установки Lvkv 90 на базе CV 90 с радаром и 40-мм автоматической пушкой Bofors L70B, которая стреляет запрограммированными зенитными снарядами.
Советские запасы все еще хорошо действуют против БПЛА
В конце концов, есть еще советские самоходные зенитки «Шилка» и «Оса», которые можно использовать против БПЛА.
ВСУ «Шилка» - зенитная артиллерийская установка ВСУ-23-4, предназначенная для противовоздушной обороны малоразмерных объектов, подразделений Сухопутных войск во всех видах боя и на марше, в разное время года и суток, в любые погодные условия, а также для поражения легкобронированных наземных и надводных целей.
ЗРК "Оса" – это уже военный зенитный ракетный комплекс, предназначенный для прикрытия сил и средств боевых частей на фронте. Этот ЗРК хорошо справляется с прикрытием объектов гражданской инфраструктуры от БПЛА.
Согласно открытой информации, по состоянию на 2021 год, Украина имела дивизионы ЗРК "Оса-АКМ" общим количеством около 100 пусковых установок.
РЭБ сбивает с курса «Шахеды»
Важным инструментом противодействия БПЛА также являются средства радиоэлектронной разведки (РЭР) для их обнаружения и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), чтобы сбивать с курса.
Если с РЭР сложнее, ведь «Шахеды» летят по заданному маршруту и не передают данные оператору (как управляемые дроны), то средствами РЭБ на них повлиять можно.
Когда "Шахед" входит в зону действия РЭБ, то теряет курс - РЭБ его "сбивает с толку". Но по инерции он продолжает лететь дальше и постепенно выходит из-под воздействия средств радиоэлектронной борьбы и возвращается на курс благодаря спутникам. То есть разворачивается и продолжает движение к цели. Снова залетает - снова теряет ориентировку.
От современных Slinger до «Максимов»
Основным средством уничтожения вражеских дронов являются мобильные группы с турелями на пикапах, прожекторами, тепловизорами, лазерным дальномерами, комплексами мобильной связи «Старлинк», ПЗРК. Вооружены эти группы всем, что попадается под руку - от шведских зениток Bofors до пулеметов «Максим» на турелях.
Например, австралийская компания Electro Optic Systems подготовила первую партию т. н. «убийц дронов» - антидроновых систем Slinger для отправки в Украину. В общей сложности в ВСУ должно поступить 160 систем Slinger, которые будут использоваться мобильными подразделениями противовоздушной обороны.
Система Slinger может устанавливаться на гражданские пикапы, что улучшает ее мобильность, а также обеспечивает возможность установки на любую соответствующую автотехнику.
Система состоит из одной 30-мм пушки Bushmaster M230LF и пулемета калибра 7,62 мм FN MAG. В сочетании с оптико-электронной системой и радаром комплекс демонстрирует высокую точность против малоразмерных воздушных целей по типу DJI Phantom.
Антидроновые ружья «сажают» БПЛА
Есть и другие средства нейтрализации вражеских беспилотников. Так, украинская компания Kvertus уже выпустила ружья-антидроны ANTIDRON KVSG-6, успешно нейтрализующие вражеские беспилотники: они их уничтожают, блокируют или сажают.
«Когда боец находится в окопе или разведке, наше антидроновое оружие ANTIDRON KVSG-6 80W с дальностью поражения до 3000 м очень эффективно. Когда наши бойцы видят дроны врага, они эффективно сбивают их или сажают таким образом, чтобы собрать с них информацию. Это очень важно», – объясняет разработчик дронов Андрей Знайченко.
Попадая в зону действия ружья, дрон теряет связь со спутником или с пультом управления. У него пропадает картинка – он не может снимать фото/видео. Противодроновое ружье весит 5 кг. Ее дальность действия – 3,5 км на открытом пространстве.