Стык конца осени и начала зимы – в Карпатах время пика сезона гуцульских свадеб. Их обычно проводят осенью, когда все работы по хозяйству закончены и собраны урожаи – а значит, есть чем угощать гостей.
К свадьбе готовятся с детства
Справить свадьбу детям, сколько бы их ни было, для настоящего гуцула – родительский долг и дело чести. А в гуцульских семьях бывает и по десять, и по пятнадцать детей. Поэтому к свадьбе готовятся с их детства.
О традициях и обычаях гуцульских свадеб, которые до сих пор сохраняют в высокогорье Карпат, KP.UA рассказал исследователь Гуцульщины, этнограф, старший научный сотрудник Национального природного парка «Верховинский» Иван Зеленчук.
Подготовка к свадьбе растягивается на долгие годы – начинают, когда дети еще даже не доросли до женитьбы. Это не просто накопление капитала на ресторан и свадебное платье – это целый процесс, в который может быть вовлечено чуть ли не все село и окружающие населенные пункты. Притом о предложении, да и вообще допустимом возрасте невесты и жениха еще даже речи может не идти.
- Моя дочка еще не повзрослела, а мы с ее мамой уже постолы приготовили, - вспоминает свой личный опыт в разговоре с KP.UA исследователь Иван Зеленчук. – Это все заказывают у специальных мастеров. С постолами было приключение… Пошили, а дочка все не выходит замуж... Начала давать постолы сестрам, которые гуляли свадьбы, – а как не одолжить? И постолы «разгулялись». Мастер удивился, когда я второй раз пришел свадебные постолы для дочери заказывать.
Свадебную сорочку вышивает также мастерица – это занимает с месяц времени. Стоит на сегодня от пятнадцати тысяч. А еще ж кожух, две запаски, украшения, те самые постолы, юбка, головной убор… Но гуцулы не считают, что это дорого – эту одежду вы будете носить всю жизнь, надевать в церковь и на все праздники. Это - действительно ваша лучшая одежда. Хотя другой бы, если б ему предложили оплатить гуцульскую свадьбу, за голову бы схватился – только гостей приходит 200-300 человек! А гуляют три дня.
«В свадебной одежде принято хоронить»
В свадебной же одежде, кстати, и хоронят – в горах считают, что если вы хотите на том свете встретиться со своим мужем, то надо, чтобы вас похоронили в вашей свадебной сорочке - и его также в свадебном наряде. Так что по наследству такие одежды переходят не всегда.
- Мой дед 1895 года рождения говорил мне по-гуцульски: «У родителей есть обязательства по отношению к детям, а у детей – семейные по отношению к родителям. Ады, Иванку, у меня десять детей - и всем десяти я сделал свадьбу», - вспоминает Иван Зеленчук. – Восемь дочерей – каждой надо было дать деревянный сундук с одеждой, да еще и корову, овец и все остальное. Я считаю, что гуцульская свадьба - это лучшее, что я мог сделать для своих детей. Потому что это большая радость. Своим дочери и сыну я свадьбы сделал – человек 300 гостей было. А обязанность детей перед родителями – устроить им, когда придет время, достойные похороны.
Застолье, пожалуй, последнее, что интересует гуцулов на свадьбах. Хотя оно, конечно, обязательное, и без традиционных блюд здесь не обойтись. Но значения ему придают гораздо меньше. На свадьбы идут не пить-гулять – цели тут совсем другие.
- У нас на Гуцульщине на свадьбу смотрят не так, как в других регионах страны, - отмечает Иван Зеленчук. - Мы идем на свадьбу благословлять молодых. Они еще не родные друг другу, и задача гостей, их пожеланий, сблизить их настолько, чтобы они стали по-настоящему близкими. Гуцулы идут на свадьбу потому, что действительно хотят, чтобы эта семья была счастливой и успешной. Почему это в наших интересах? Потому что если эта семья будет такой, то все вместе в горах мы выживем. Карпаты - это большой ковчег. Тут выжить можно только вместе. Если каждый будет думать только о себе, просто вымрем.
«Князья» и «княгини» в государствах появились позже, чем на свадьбах
Это и является целью гуцульского «весіллЄ» - продолжение жизни, рода. Гуцулы очень не любят российское слово «свадьба» и не понимают его.
- Ну какая свадьба - «весІлля», по-нашему «весіллЄ» - от слова веселиться, - объясняют гуцулы. – Веселиться потому, что появилась новая семья, а значит, появится новая жизнь.
Пожелание детей на гуцульских свадьбах обязательное. Но сначала желают, чтобы в семье было понимание.
Перед тем как наряжаться, невеста, как и жених, моются в святой воде. Сама или с помощью матери и подружек гуцульская невеста нарядиться на свадьбу не может. Ее одевает специальная женщина, которая только этим в жизни и занимается. Весь процесс растягивается часов на пять – только голову невесты украшают часа три. В волосы также вплетают барвинок и чеснок. Вечнозеленый барвинок символизирует долголетие, а чеснок дарит здоровье. У гуцулов даже есть такая «співанка»: «Якби не лук, часник та й не одолень-зілля, то ні одна мамка би своїй дитині не зробила весілля». Объясняют это так – если б не чеснок, природный антибиотик, дети умирали бы еще маленькими. Одолень-зелье в славянской мифологии – трава-оберег, защищающая от злых духов.
На свадьбе невесту и жениха в Карпатах величают княгиней и князем.
- Моя мама зарабатывала себе на жизнь тем, что наряжала гуцульских княгинь, - продолжает Иван Зеленчук. – Княгиней вас будут звать только три дня в жизни. Кстати, слово «княгиня» на свадьбе было первично, а в государстве – вторично. Сначала слово «княгиня» использовалось на свадьбах, и только потом его стали применять для государственных должностей. Ведь все начиналось с семьи, племени, рода, а не с государства. Я вообще-то кандидат физико-математических наук, «изменил» физике и математике ради этнографии - но с тем лишь условием, что буду развязывать особенные задачи. И собираю вот такие жемчужинки.
Лучшая свадебная певица - Чукутиха
Когда княгиня выходит из дома, ее осыпают конфетами и пшеницей. После венчания в церкви молодые по очереди смотрят на солнце сквозь дырку в калаче. Затем этим калачом угощают всех гостей – это первое пожертвование за их благословение.
- У нас не принято жить, как говорят, «на веру» - если уж и пожили так, то или женитесь и живите по-людски, или разбегайтесь, - отмечает Иван Зеленчук. – Такой мужчина проявляет огромное неуважение к женщине, как к подобию Божию, и сам им не является. А женщина свою ценность сводит к нулю. Это не по-нашему.
На столы обязательно подают гуцульские традиционные блюда – это гуцульский белый борщ из копченых ребер, голубцы с вареной картошкой, банош, кулеш, белые грибы, гуслянку и другое.
Без лошадей на гуцульской свадьбе также не обойтись. По горам не всякая машина проедет, а местами и вовсе никакая. Ехать если и получится, то только до определенной отметки – дальше или пешком, или на лошади. Лошадь также не каждая подойдет – нужны особые гуцульские кони, поголовье которых в Карпатах начали возрождать несколько лет назад. Такая лошадь приспособлена к горным труднопроходимым тропам. В высокогорном селе Криворовня в Ивано-Франковской области на свадьбе одного из газд «работали» 16 пар коней – 32 лошади.
Конечно, никак не обойтись на гуцульской свадьбе и без песен. Никаких диджеев - приглашают певиц, которые поют только на свадьбах и знают массу свадебных песен. Именно такой, кстати, была и известная «гуцулка с трубкой» - Чукутиха. Она считалась лучшей свадебной певицей в районе – могла петь три дня и ни разу не повториться.
Песня дохристианским богиням
Одна из обязательных строчек, которые нужно пропеть на гуцульской свадьбе, – «Сида-Рида-Дана». Наверняка многие слышали этот напев, по крайней мере, в западных областях, но вряд ли знают его значение… Это одно из последний открытий исследователя Ивана Зеленчука.
- Сида, Рида, Дана – это дохристианские богини, их имена вам больше знакомы как Исида – богиня материнства, Ирида – богиня радуги, которая соединяет небо и землю, и Дана – богиня воды, - раскрывает тайну известного напева Иван Зеленчук. - В их именах, подобно тому, как и Иисуса у нас называют Сус, убирая «и», на Гуцульщине укоротили. Исида «пришла» к нам из Египта, Ирида – из Древней Греции, а Дана – славянская богиня. Еще интересно, что в славянской мифологии есть богиня весны Лада, а у нас на Гуцульщине есть слово «ладкати» (укр.) – это значит петь свадебные песни. Гуцулы молятся дохристианским богиням на христианской свадьбе… А вот петь, допустим, про «зозулицу» нехорошо – считается, что ты уже опустился на уровень прославления природы. «Сида-Рида-Дана» на свадьбе хоть раз, но спеть надо.
Также для гуцульской свадьбы рубят две метровые сосны – это обязательный символ единения семьи. Их связывают вместе.
- Я только года два как отвязал от яблони свадебное деревце дочери – перенес в дом, - отмечает 71-летний Иван Зеленчук. – Раньше для него рубили кедры, но теперь уж все вырубили, так что рубят сосны. Два деревца "княгини и князя" - это современная модификация, немного профанация. Когда-то для князя брали не деревце, а деревянный макогон – фаллический символ. Украшали его цветами. Дед рассказывал, что эта традиция сохранилась до 1920–х годов, потом над этим символом стали смеяться - и с тех пор начали два деревца рубить.
После свадьбы слуга князя (дружка) привязывает это деревце в саду или где-то закрепляет во дворе. Затем служки (дружки) княгини обливают князя водой. Причем так, что хоть выжимай, а не пару капель. Смысл – чтоб вода благословила на рождение детей.
А свадебные деревца должны стоять во дворе, что называется, вечно. Выбрасывать их нельзя – их сохраняют до самого конца.