Леся Гасиджак: Музей Голодомора показывает, что будет с нацией, не имеющей своего государства и армии

Гендиректор рассказала о будущем музея и вызовах, которые перед ним стоят.

facebook.com/HolodomorMuseum/VOGUE UA

В этом году в последнюю субботу ноября Украина и мир чествовали 90-ю годовщину Голодомора 1932-1933 годов. Геноцид унес жизни миллионов украинцев, но точную цифру ученые не могут назвать и сейчас. Чтобы почтить память убитых страшной смертью соотечественников, еще в 2009 году в Киеве создали Мемориальный комплекс памяти жертв голодоморов. Однако не достроен он до сих пор - этому помешало полномасштабное вторжение РФ.

Как живет музей сегодня, когда наконец достроят вторую очередь комплекса, о пополнении коллекции и планах на будущее, рассказала в интервью KP.UA и.о. генерального директора Национального музея Голодомора-геноцида Леся Гасиджак.

Строительство растянулось на десятилетие

- Леся, в каком состоянии Музей Голодомора на сегодняшний день: из каких помещений состоит, что уже эксплуатируется, а что начато, но не завершено?

– В 2008 году начали проектировать и строить мемориальный комплекс, в ноябре 2009 года открыли первую очередь. Процесс строительства пришлось разделить на две очереди в связи с большим масштабом, стоимостью и необходимостью открыть хоть что-то к 75-й годовщине Голодомора. Собственно тогда открыли первую очередь, где мы сейчас работаем. Она состоит из самого узнаваемого элемента – "Свечи". Также это уличное пространство, насыщенное разнообразными символами и малыми архитектурными объектами - площадь "Жернова судьбы", скульптура "Память детства" - девочка с пятью колосьями, которую также все прекрасно знают. Также есть зал памяти – это подземное пространство. Его задачей было дать посетителям определенные эмоции для того, чтобы познавать содержание темы Голодомора - предпосылки, причины, механизм совершения, ход, окончание.

Затем планировалось открытие второй очереди, где, собственно, должно было появиться здание самого музея. Однако власть изменилась, президент Янукович отрицал Голодомор как акт геноцида украинцев, он приравнивал его к всесоюзному голоду, и, конечно, не могло быть и речи о каком-либо продолжении строительства музея.

Вернулись к этому процессу в 2017 году, ведь общественность и музейщики неоднократно обращались, что музей должен быть достроен. С 2018 года государство приступило к проектированию и строительству второй очереди. Партнером в проектировании стала польская дизайнерская компания, которая была привлечена за негосударственные средства для усиления работы украинской команды, поскольку на тот момент ни одна украинская архитектурная компания не имела опыта проектирования музейных зданий. За все годы Независимости в Украине музеи, по сути, не строили, в основном все они расположены в приспособленных помещениях.

Строительство второй очереди проводится на государственные средства, финансируется Министерством культуры Украины. Заказчиком являются государственные предприятия по строительству.

– Что должно быть в той второй очереди?

- На сегодняшний день строительные работы выполнены на 70%. Особое внимание привлекает его архитектура. Поскольку строительство проводится в ареале памятника ЮНЕСКО, имею в виду Киево-Печерскую лавру, есть определенные требования. Поэтому был выбран такой скандинавский стиль - здание имеет четыре этажа, но они приспособлены к уклону горы, которую предварительно укрепили. И визуально их не видно, они как бы спрятаны под землей.

Общая площадь постройки 20 тысяч квадратных метров. Основная композиция будет площадью 3,5 тысячи квадратных метров. Также там будет отдельный зал для тематических творческих выставок, фондохранилище (на данный момент наша коллекция хранится в неприспособленных отдельных помещениях), конференц-зал, кинозал. Там можно будет проводить всевозможные презентации, конференции, форумы, обсуждения и т.д.

Кроме того, будет несколько образовательных пространств, потому что уже сегодня мы проводим много занятий для школьников и студентов. Пока приходится их проводить параллельно с экскурсиями и мастер-классами. Конечно, будет сувенирный магазин, кафе. Здание будет полностью инклюзивным, так что туда без проблем смогут попасть и люди с инвалидностью.

Денег на достройку второй очереди нет

– Вы говорите, что деньги на это строительство были выделены из госбюджета. Речь идет о тех 573 млн гривен, из-за которых летом была дискуссия по поводу целесообразности?

- Частично. Стоимость строительства второй очереди была официально обнародована, кажется, в 2019 году – это 1,6 млрд гривен. Деньги, о которых вы говорите, это часть этой крупной суммы. Насколько мне известно, на сегодняшний день государство выделило около миллиарда гривен. Именно за эти деньги были проведены проектировочные работы и 70% строительства, о которых я говорила. Деньги, с которыми возник скандал, это был, возможно, последний транш для завершения строительства.

- Так чем все закончилось?

– Их не выделили, президент наложил вето на закон. Затем эта сумма была в проекте Госбюджета на 2024 год, но по поправке одного из нардепов эти деньги перенаправили якобы на реабилитацию военных. Так что в бюджете на следующий год на строительство средств нет.

– По вашему мнению, целесообразно выделять такую ​​сумму на строительство музея во время войны?

- Мое мнение двойственно. Как гражданка Украины считаю, что наша жизнь и ежедневная работа должна быть переформатированы на победу. Со строительством военных заводов, изготовлением боеприпасов, если мы хотим победить Россию и остаться независимой страной.

С другой стороны, как музейщик, я считаю, что Музей Голодомора – особенный. Это не просто музей искусства или краеведческий с чучелами мамонта и свиньи. Музей Голодомора показывает, что будет с нацией, у которой нет своего государства и армии, которая может ее защитить. Тогда эту нацию оккупируют и совершают с ней геноцид, как это было в 1932-1933 годах. Также музей рассказывает о том, кто является нашим извечным врагом и почему этот враг постоянно предстает как Феникс с новой и новой силой, потому что ни разу не был наказан. Как за преступления Российской империи, так и за преступления Советского Союза, так и за преступления РФ.

У нас сейчас очень много мероприятий. Посетители приходят с четким запросом: хотим узнать, что такое геноцид и в чем он заключается. Поэтому этот музей сегодня очень важен.

"Точную цифру погибших от голода вряд ли когда-нибудь узнаем"

Репутация Музея Голодомора пострадала в 2021 году, когда музей обнародовал исследования с новыми данными о количестве жертв (10,5 млн). Как вы уладили этот конфликт и какое все же количество жертв считается наиболее достоверным?

– Да, было такое. За этим стояли тогдашний директор Олеси Стасюк, уволившиеся ученые и вообще часть непонятных работников. Тогда были обнародованы ложные цифры, сформированные на основе ложных данных. Никаких исследований и экспертиз тогда никто не проводил. Фактически на колене были нарисованы результаты этих так называемых экспертиз и обнародованы.

Олеся Стасюк уже не работает в музее, люди, которые ставили подписи под результатами этих якобы экспертиз, уволились буквально в течение двух недель после моего назначения на эту должность (в июле 2022. – Авт.).

Мы продолжаем работать и делать свою научную работу, опираясь на научные исследования, характеризующие потери украинцев в годы Голодомора. По разным данным, это от 3,9 млн до 7 млн ​​человек. Считаю, что говорить о цифрах могут те, кто их исследовал, потому что не каждый историк-демограф может производить такие оценки. Я доверяю тем, кто этим занимался.

Кроме того, тема Голодомора настолько сложна, ведь десятилетиями о ней вообще было запрещено говорить, не говоря уже об исследованиях. Поэтому не знаю, будем ли мы когда-нибудь знать поименно каждого погибшего и окончательную цифру. Тогдашние власти сделали все возможное, чтобы скрыть и уничтожить следы своего преступления. К тому же многие архивы хранятся в России, а они закрыты с 1994 года.

Книга, вызывающая особые эмоции

– Расскажите, пожалуйста, об экспозиции вашего музея.

– Наша коллекция насчитывает более 1300 предметов. Кому-то может показаться, что она небольшая, но еще раз подчеркиваю - мы особый музей и каждый наш предмет имеет за собой конкретную историю, чью-то судьбу, трагедию, это не топологические вещи. Все они будут представлены в экспозиции второй очереди музея.

На сегодняшний день экспозиция расположена в "Зале памяти". Ее центральным местом является "алтарь памяти", потому что это наиболее эмоциональное пространство. Главный экспонат в нем – Национальная книга памяти жертв Голодомора со всеми областными томами (19 томов). В каждом представлен мартиролог – перечень поименно всех, кто умер в результате Голодомора 1932-1933 годов. Там сегодня есть 805 тысяч имен. Это самый эмоциональный экспонат, потому что каждый, кто заходит в "Зал памяти", обязательно идет книге, ищет том, что представляет ту область, откуда исходят его корни. Человек может быть киевлянин в третьем поколении, но если знает, откуда были бабушка или дедушка, обязательно ищет свою деревню и свою фамилию. Надо видеть, как меняется вид человека, его эмоции, когда он находит свою фамилию.

Также сейчас в "Зале памяти" экспонируется выставка, в которой мы показываем сходство в преступлениях Голодомора и преступлениях, которые россияне совершают сейчас. Среди этих экспонатов есть дневник Лавра Нечипоренко, пережившего Голодомор и записавшего все, что видел тогда на Киевщине и Житомирщине, это уникальные предметы украинских костюмов, которые были единственным, что оставалось от умерших членов семьи. Одной из возможностей спасения от голода был обмен одежды или украшений на еду. Вот у нас есть рубашка умершей женщины из Сумщины, ее муж и дочери выменяли все ее вещи на еду, оставили только свадебную рубашку. Ее хранили в семье и передавали из поколения в поколение как память о бабушке. В прошлом году ее передали в наш музей.

Кроме того, в рамках этой выставки в течение трех месяцев мы представляем оригинал дневника детского писателя Владимира Вакуленко, убитого россиянами во время оккупации Харьковщины в 2022 году. Этот дневник издан благодаря писательнице Виктории Амелиной, которая тоже погибла при обстреле Краматорска. Его каждый может приобрести и прочесть. А вот оригинал является частью фондовой коллекции Харьковского литературного музея. Нам его дали на экспонирование.

Архивные документы о каннибализме будут изучать ученые

- Кто ваши посетители и много ли их сейчас во время войны ?

– В ноябре мы приняли рекордное количество групп, но не помню точно цифру. Отчет обычно готовим в конце месяца. Также в этом году было много онлайн-уроков для школьников, живущих за границей. В общей сложности за год у нас в среднем 200 тысяч посетителей.

Когда началось вторжение, мы, конечно, закрылись, но уже в августе 2022 года начали понемногу работать, хотя Киев тогда еще был относительно пуст. Сначала работали по четыре дня в неделю. У нас такая специфика, что в экспозиции много техники и электроники, чтобы заинтересовать детей, так что в условиях постоянного отключения света работать было непросто. А потом начали увеличивать объемы. И вот уже сейчас, перед годовщиной Голодомора, мы поняли, что нужно работать семь дней в неделю, потому что очень много посетителей, экскурсий.

- Накануне 90-летия Голодомора ваш музей получил от МВД более тысячи архивных дел времен геноцида. Большинство уголовных дел касались каннибализма. Вы уже ознакомились с ними и будут ли они выставлены в экспозиции?

– Не буду вас обманывать, но еще не было времени. Скажу только, что мы их получили, чтобы наши ученые-историки их проработали и писали научные труды. Владельцем этих документов остается Министерство внутренних дел. Мы права на их обнародование не имеем, это может сделать только архив МВД. И они это уже обсуждают. Эти дела отсканированы еще летом, и только теперь мы получили его в пользование. Коллеги рассказывали, что там очень интересная информация, можно делать выводы о быте того времени. Все знают, что есть было нечего, а как люди тогда проводили дни, картинки нет. Часть дел есть с фотографиями обвиняемых в каннибализме, сюжетные фото и т.д. Это позволит больше узнать о том времени.

Легендарный фотоаппарат Винербергера может стать частью экспозиции

– Что в планах на следующий год?

– Планы у нас наполеоновские. Самое главное – несмотря на то что на достройку второй очереди музея в бюджете денег нет, мы продолжим работать над наполнением экспозиции, активнее исследовать нашу коллекцию, потому что у нас есть уникальные предметы и эпистолярные образцы, касающиеся Голодомора. Продолжим также оцифровывать нашу коллекцию устных свидетельств, а это более 5 тысяч записей. Ведь некоторые записаны давно и хранятся на кассетах или просто записаны на бумаге. Однако интереснейшие проекты всегда появляются спонтанно.

В 2023 году мы консультировали режиссера Марину Ткачук во время съемок фильма "Семейный альбом" об австрийском инженере Александре Винербергере, который жил в Харькове в 1933 году и сделал те известные на весь мир фотографии Голодомора. В Великобритании живет его правнучка Самара Пирс, которая тоже фотограф и приезжала в Украину несколько раз. В рамках этого фильма она ездила на линию разграничения и сделала фото о преступлениях россиян.

Так вот, у Самары до сих пор хранится фотоаппарат Leiсa, которым ее прапрадед снимал те исторические фото в Харькове в 1933 году. В прошлом году мы на пять дней привозили фотоаппарат и альбом оригинальных фото Голодомора в наш музей. И у нас есть договоренность с Самарой Пирс, что когда будет построена вторая очередь музея, она нам подарит эти экспонаты. Главное, чтобы скорее была победа, тогда все эти планы сбудутся.