Жители высокогорного села Криворовня, живущие на большом плацдарме возле речки Черемош в окружении заснеженных вершин, уже понемногу стряхивают пыль с бабушкиных сундуков и разглаживают на коленях свое богатство – гуцульскую традиционную одежду. Без нее не обходятся ни одни праздники, тем более - рождественские. Если не одеться с ног до головы полностью в гуцульский наряд, вас в колядники не возьмут.
Гуцульская коляда – древняя традиция, которая сохранилась только на небольшом клочке земли в украинских Карпатах. Ее внесли в список нематериального культурного наследия Украины, но горцы убеждают – она заслуживает и места в списке ЮНЕСКО.
До Крещения колядникам нельзя возвращаться домой
Пожалуй, единственное общее у гуцульских колядников с «коллегами» из других регионов или даже соседних сел – это начало коляды. Традиционно – на Рождество. А вот далее уже все становится куда более интересным.
Колядовать гуцулы заканчивают не на третий день Рождества, а аж «на Йордана» - т.е. на Крещение. А если село большое – то могут и дольше, ведь зайти нужно абсолютно в каждый дом. Даже перед давно пустующими горными хижинами все равно колядуют, почитая память тех, кто здесь когда-то жил. Например, в Криворовне – 18 приселков, само село растянулось по горам на километры, а "табОров" колядников – только десять, максимум - двенадцать.
Весь этот праздничный период от Рождества до Крещения гуцульские колядники не ночуют дома – ночлег им предлагают те, к кому они заходят.
- От Рождества до "Иордана" гуцулу запрещено даже смотреть на свою жену, поэтому вот так, - объясняет KP.UA исследователь Гуцульщины, этнограф, старший научный сотрудник Национального природного парка «Верховинский», житель Криворовни Иван Зеленчук. - Это строгая традиция, хоть и не везде она соблюдается.
Колядовать чаще всего ходят двенадцать человек.
Сотня колядников со скрипачами
Чтобы вас взяли в «табОры», надо весь год себя примерно вести. Среди гуцулов есть даже такая «угроза»: «Смотри, а то в колядники тебя не возьмут». Колядовать ходят исключительно мужчины – женщин никогда не берут. Это считается мужским занятием.
- В нашей культуре нет женщин-священников, а гуцул-колядник – это как священник, - объясняет Иван Зеленчук. – Коляда – это не просто песенка, это молитва. Когда приходят гуцульские колядники – считайте, у вас в хате проводят службу. Они будут просить Бога, чтобы ваши мечты, о которых вы не говорите, осуществились. «Береза», или как еще его называют, первопроходец – тот, кто идет во главе шествия, несет церковный крест. Это такая путешествующая церковь.
Тот же «береза» и набирает себе в «табОр» колядников – весь год следит, за кем не водится грешков, чтобы не было стыдно, кого повел «вести службу».
Колядуют на Гуцульщине всем отдельно – газде, газдыне, детям – от мала до велика, даже тем, что в колыбели, и больным старикам, которые на печи лежат и уже в сто лет не могут прийти в церковь. Вот так раз в год служба сама приходит к ним.
- Да даже пчелам, коровам, овцам и лошадям исполняют колядки, - отмечают гуцулы. - Совсем другое - в остальной Украине. Вот это «дайте, дядя, пятака» - это профанация от начала до конца.
Начинается коляда от церкви. Здесь колядуют десять-двенадцать «табОров» колядников. Они становятся вокруг главного креста во дворе церкви, внутри этого круга-«солнца» - десять скрипачей. Поют одну и ту же коляду и играют одну и ту же мелодию. Затем расходятся колядовать по домам.
Самый дорогой дар в горах – лен
Гостить в каждом доме колядники могут четыре часа и больше – в зависимости от гостеприимства газд. Поэтому и растягивается гуцульская коляда на столь долгий срок. Но приходят не есть и пить, а, собственно, колядовать и петь. Дать им за это деньги и что-то материальное – обязательно.
- Если я – газда, то у меня обязательно должны быть деньги в шкафу на коляду - это мое пожертвование на развитие церкви, жертва Богу, - отмечает Иван Зеленчук. - На крест я даю «повІсмо» – это льняное волокно, из которого делали сорочки. Нельзя не дать что-то материальное, а «повісмо» - это у нас самое дорогое, что может быть - потому что лен вырастить в горах - это подвиг.
В бедных хатах, наоборот, колядники дают деньги хозяевам.
- Бедный человек может дать колядникам 10 или 100 гривен, а они ему – тысячу из своей сокровищницы, куда собирают пожертвования, - отмечает Иван Михайлович. - Это христианство – помогать человеку в беде.
В гуцульских Карпатах сейчас поют и аутентичные колядки, и современные, известные во всей Украине. Но в каждой – слова об Иисусе Христе и других библейских персонажах. Кстати, гуцулы называют Иисуса - Сус, отсекая «и».
Поклонение Солнцу сохранили до XXI века
Но так было не всегда – раньше тексты гуцульских колядок были только о Солнце, которому молились. Это пошло еще с языческих времен, когда в нынешних украинских Карпатах поклонялись Солнцу.
В конце XIX века по этому поводу начало расти возмущение со стороны христианских священников, которые попытались запретить гуцульские колядки. Мол, дикость – прославлять рождение Солнца. Тогда священники в горах добавили в колядки слова об Иисусе (Сусе) Христе. Успокоились…
Гуцулы, по словам исследователя и этнографа Ивана Зеленчука, не видели противоречий между дохристианскими и христианскими верованиями. Они были, а некоторые остаются по сей день, солнцепоклонниками. Таким был, говорят, и Михаил Коцюбинский, который написал здесь повесть о гуцулах «Тени забытых предков».
- Колядовать и радоваться рождению Солнца для гуцулов - жизненная необходимость, - объясняет Иван Зеленчук. – Коцюбинский сказал, что у гуцулов в подсознании остались дохристианские верования, а сверху - блестит христианство. Это как айсберг с подводной и надводной частью. Они так молятся Богу - молитвой к Солнцу. И гуцульская коляда - это их молитва. Больше нигде она не сохранилась. Думаю, когда-то она станет не только национальным наследием в Украине, но и нематериальным наследием ЮНЕСКО. Найдите еще народы в Европе, которые сохранили до XXI века солнцепоклонничество, еще и как – в виде коляды. Гуцульская коляда - это то, что мы сохранили не только для Украины и для Европы, но и для мира.
А вот вертепы, которые во многих городах в западных областях на первом месте из-за зрелищности, здесь не так популярны. Это считается детским занятием, и устраивают вертепы только школьники.