В США в возрасте 100 лет умер один из самых влиятельных в прошлом политиков и дипломатов – Генри Киссинджер. В 1970-х годах он приложил руку ко многим эпохальным событиям десятилетия, работая на посту государственного секретаря во времена президента-республиканца Ричарда Никсона. Киссинджер был многолетним участником Бильдербергского клуба (основан в 1952 году), состоящего примерно из 130 влиятельных людей в области политики, бизнеса, банковского дела.
"Генри А. Киссинджер был 56-м Государственным секретарем, уважаемым американским ученым и лауреатом Нобелевской премии мира, который помог создать мировой порядок после Второй мировой войны и провел США через некоторые из самых сложных внешнеполитических вызовов", - говорится в сообщении компании», - сообщает Reuters.
И даже после ухода из власти он продолжал оставаться дипломатической силой, к его мыслям прислушивались в мире до последних дней жизни политика. KP.UA выясняла, что он думал и говорил об Украине с момента обретения ею независимости.
Возможно, был против независимости Украины
1990 год – Киссинджер консультировал Джорджа Буша-старшего при подготовке его встречи с главой СССР Михаилом Горбачевым. А Джордж Буш в 1991 году, как известно, выступил против независимости Украины. Выступая 1 августа 1991 года в Верховной Раде, президент США сказал, что «американцы не будут поддерживать тех, кто ищет независимости». Поэтому не исключено, что в этом есть и доля советов Киссинджера.
Не соглашался с членством Украины в НАТО
2008 год - Киссинджер выступил против принятия Украины в НАТО, а также и за то, чтобы Украина оставалась в сфере, "которую россияне считают пространством собственного самосознания".
2014 год - в статье для The Washington Post он советовал Западу признать, что Украина для России «никогда не будет всего лишь одной из зарубежных стран», поскольку история этих государств «тесно переплетена». Тогда же он заявил, что Украина не должна быть «форпостом одной из сторон против другой - она должна функционировать как мост между ними». Только тогда страна сможет «выжить и процветать».
2014 год - в интервью немецкому еженедельнику Das Spiegel Киссинджер заявил об ошибке Запада, который недооценил значение Украины для России: «Европа и США не поняли значения событий, которые начались с переговоров об экономических отношениях Украины и Евросоюза, а затем вылились в демонстрации в Киеве (февраль 2014 года)», - пояснил экс-госсекретарь.
2014 год – в интервью еженедельнику Die Zeit он напомнил, что всегда выступал против вступления Украины в НАТО. «Я высказал серьезные сомнения по поводу плана пригласить Украину присоединиться к НАТО. С этого началась череда событий, завершившихся войной. Это не оправдывает войну, но я считал тогда и до сих пор считаю, что было бы неразумно совмещать вступление всех бывших стран Восточного блока в НАТО с приглашением Украины также вступить в НАТО", - сказал Киссинджер, напомнив, что тогда предлагал оставить за Украиной нейтральный статус, сделав из нее "мост между двумя сторонами".
2015 год - в интервью изданию Handelsblatt Киссинджер заявил, что «Запад должен понять, что мирное разрешение (в Украине) тех или иных проблем без участия России будет невозможным».
Считал, что Украина должна отдать часть территории
2015 год – в интервью немецкому журналу Der Spiegel бывший госсекретарь США Генри Киссинджер заявил, что Запад совершил ошибку, расценив аннексию Крыма Россией как стремление к мировому господству, и раскритиковал введение санкций против России.
"Украина всегда имела особое значение для России. И не понять это было фатальной ошибкой", - сказал Киссинджер и раскритиковал введение режима санкций в отношении России.
2022 год - выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Киссинджер заявил, что Украина должна отдать часть своей территории России, чтобы положить конец войне. По его словам, унизительное поражение России может привести к еще большей дестабилизации ситуации.
Поменял свою позицию и стал лоббистом Киева
2022 год - Киссинджер уже призывал во время возможных будущих переговоров с Москвой не уступать территории Украины, захваченные во время российского вторжения. «И отказ от украинской территории не должен быть одним из условий, которые мы можем принять", - заявил Киссинджер. Он подчеркнул, что западные лидеры по вопросу переговоров с РФ должны в полной мере координировать свою позицию с жертвой агрессии.
"Президент Украины неоднократно заявлял, что он не будет вести переговоры ни о каких украинских территориях, которые были украинскими на момент начала войны. Так о чем тут договариваться? Ну только о том, что Россия должна очистить все территории, которые она захватила после того дня, после начала войны", - заявил бывший госсекретарь США.
2023 год – Киссинджер изменил свою позицию и поддержал вступление Украины в НАТО. "До этой войны я был против членства Украины в НАТО, потому что опасался, что это начнет именно тот процесс, который мы видим сейчас. Теперь, когда процесс вышел на такой уровень, идея нейтральной Украины в таких условиях уже не имеет смысла", - заявил он на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
В перспективе: баланс недовольства
При этом он выступил против распада России. "Уничтожение РФ как государства, которое может реализовывать собственную политику, откроет огромную территорию, охватывающую 11 часовых поясов, для внутренних конфликтов и внешнего вмешательства в тот момент, когда там хранится более 15 тыс. единиц ядерного оружия", – сказал он.
2023 год – Генри Киссинджер встретился с президентом Украины Владимир Зеленским уже в качестве лоббиста вступления нашей страны в НАТО. Тогда он подчеркнул, что членство в Альянсе - это лучшая инвестиция в безопасность Европы на долгие годы.
Почему он изменил взгляды на евроатлантическую интеграцию Украины? «Сейчас я в странном положении, люди говорят: „Он передумал, теперь он за полное членство Украины в НАТО“. Причина для этого двоякая. Во-первых, Россия больше не является традиционной угрозой, какой была раньше. Поэтому вызовы России следует рассматривать в ином контексте. А во-вторых, сейчас мы вооружили Украину до такого уровня, когда она будет лучше всего милитаризированной страной. Если война закончится так, как она, вероятно, закончится, когда Россия потеряет много своих достижений, но сохранит Севастополь, мы можем получить недовольную Россию, но также и недовольную Украину - другими словами, баланс недовольства. Следовательно, для безопасности Европы Украине лучше быть в НАТО, где она не сможет принимать национальные решения относительно территориальных претензий», - заявил он изданию The Economist.