Боятся бросить машины и товар
- Подождите, в фурах - груз, и водитель за него отвечает, - комментирует KP.UA глава Совета региона участников Ассоциации международных перевозчиков Львовской и Ивано-Франковской области Валентин Устименко. - И неизвестно, что поляки завтра сделают с этой машиной, а отвечать будет перевозчик. Он должен груз взять и доставить в место разгрузки. А полякам устроить провокацию – одну-две машины поджечь - ничего не стоит. Да и водители не хотят выбывать из очереди и становиться в конец – а это 20-30 км.
В этой очереди уже умерло два водителя – 54 и 56 лет. У первого, говорят дальнобойщики, случился инсульт.
- Мы считаем, что это нарушение - невозможность сохранить жизнь и здоровье водителей, и это является основанием для отмены решения о проведении забастовки, - отмечают в ассоциации.
Такое разрешение бастующим выдали польские власти. И только они, по мнению украинских перевозчиков, могут решить проблему.
Сейчас, как рассказали нам дальнобойщики, у них кончается еда и топливо. Ехать заправляться – значит бросать место в очереди. Она все-таки движется, хоть и с черепашьей скоростью: пропускают то машину в сутки, то машину в час. Повезет – штук шесть в час проедет. При пропускной способности, например, на "Ягодине" на Волыни 680 машин в сутки – это капля в море.
Говорят, гуманитарку ввозят «с боями», также понемногу двигаются спецгрузы. Но – только на импорт, на экспорт не пускают вообще ничего. Чуть лучше - на "Рава-Русской" и "Краковце", но все равно в очередях стоят две тысячи машин.
Еще одна проблема на всех пунктах прохождения, кроме "Краковец - Корчева", - это отсутствие душа. Все же водители стоят там уже три недели… Также проблема – туалет. Одна уборная на полтора километра проблемы не решает.
Везти товар – только до границы, дальше поедут поляки
Движение блокируют не только бастующие. Как рассказали KP.UA в Ассоциации международных перевозчиков, на границе стоит польская полиция в бронежилетах, в касках и со щитами и не пропускает машины.
- На "Краковце" 23 ноября 400-500 наших парней пошли нагло на полицейских, мол, «как ты можешь меня остановить, я иду пешком в Украину», им некуда было деваться, - отмечают в ассоциации. - Тогда разрешили в час 20 машин пропускать. Водители проехали границу – а польская таможня не работает. И застряли там. Все задействовано на уровне госструктур, чтобы создать проблемы Украине. Света в конце тоннеля не видно… Хотя представители наших властей на уровне замминистра уже несколько раз ездили на переговоры с поляками, результата нет.
Польские перевозчики предложили нашим такой выход. Наши везут товар до границы, а уже по Европе его развозят поляки. Обратно – в том же порядке. То же самое предлагают словаки.
- Извините, но это уже вмешательство в наши международные рынки перевозок, - возмущается в разговоре с KP.UA вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Владимир Балин. – Хотят, чтобы мы были у них на подтанцовке. Мы работаем над тем, чтобы мы были в равных условиях и с равным допуском к рынку перевозок. Более того, соглашение "Украина - ЕС" сегодня дает больше прав им, а не нам - они могут свободно ехать из Европы к нам, а мы не можем без лицензии ехать из Европы в Словакию или Румынию, любую европейскую страну. Максимум 100 000 поездок для всей страны в год мы можем сделать по этим лицензиям. Но это не конкуренция для европейского рынка.
Следующей может стать Венгрия
Как говорят в ассоциации, уже прошли переговоры с пятью ассоциациями, которые написали в Еврокомиссию на украинцев и молдаван жалобы с требованием вернуть разрешения. В Польше бастующие как раз заняты поиском нарушений среди наших водителей, чтобы было, что предъявить комиссии… Но их нет.
- Со словаками почти не было проблем по разрешениям, а с поляками всегда были, - вздыхает Владимир Балин. - Они хотят, чтобы у них был рычаг влияния на нашу экономику. Они дадут какое-то количество разрешений на въезд - и все, каждый месяц ходите просить дополнительные. Они работают в Европе без любых разрешений, а от нас что-то требуют... Это манипуляции, и мы сейчас будем доносить в информационное пространство этих стран, что их перевозчики, мягко говоря, манипулируют.
Транспортный безвиз пока остается - Еврокомиссия на стороне Украины.
Украинские дальнобойщики, едущие из Европы, теперь возвращаются через Румынию, Венгрию и Словакию. Здесь пока проблем нет, но, говорят, уже тоже начали «мутить воду». К концу третьей недели блокады перекрыли и словацкую границу – но здесь полиция быстро управилась с забастовкой.
- В пятницу было совещание с венграми, словаками и румынами, - отмечают в Ассоциации международных перевозчиков. - Словаки отказались блокировать – к ним поляки приезжали, новый выбранный вице-премьер парламента, «заводила пророссийский». Они сначала пошумели, но правительство не дало добро. Но уже начинают «работать» по Венгрии – там тоже ставят нам ультиматумы. К сожалению. Но пока там границы открыты.
От горячих обедов от поляков отказались
Перевозчики уверены, что в блокаде границы замешаны пророссийские структуры. Бастуют на польской стороне, по их словам, водители, которые ездили по российскому и белорусскому направлениях и остались без работы. Так они хотят выбить с европейского рынка украинских водителей.
- Это не столько вопрос экономический, а сугубо политический, - отмечает Валентин Устименко. - У нас подписаны соглашения и меморандумы, которые они сейчас нарушают, – в том числе блокировкой границы. Есть решение Еврокомиссии о пропуске наших водителей транзитом через Польшу без разрешений. Но это им безразлично. Польское правительство не вмешивается, наше тоже. Написали письма в Европарламент, в международную структуру, которая объединяет 57 стран… Реакции почему-то нет. Ситуация нерешенная и безвыходная.
В Украине теперь парализован импорт из Европы. На экспорт через польские границы ничего не идет.
- Но и Европа почему-то молчит, - вздыхает Валентин Устименко. - Мы обратились к юридическим компаниям, которые оценят нанесенный ущерб, чтобы выставить потом счет. Это хамское и очень неприятное отношение с польской стороны.
Пока же наши водители продолжают стоять на границе. 23 ноября бастующие поляки разжалобились – привезли им горячие обеды.
- Наши отказались: «Мы ваши подачки брать не будем», - отмечают перевозчики. - Потребовали разблокировать границу.
- Я не знаю, какой выход видит государство, хотя догадываюсь - говорят, они ждут письмо от Европейской комиссии на Польшу с условием, чтобы разблокировали границы, - отмечает Владимир Балин. – Но пока не будет сформировано правительство, скорее всего, действенных мер не будет. Поэтому собираем материалы и готовимся к суду - чтобы отменили разрешение на проведение забастовки.
История вопроса
Со 2 ноября четыре пункта пропуска на границе с Польшей полностью заблокированы. Это "Ягодин - Дорогуск" на Волыни, "Краковец - Корчова", "Рава-Русская - Хребенне" и "Шегини - Медика" на Львовщине – этот пункт заблокировали последним. Эти четыре пункта – единственные, по которым возят товар на импорт и экспорт. Украинские товары не едут в Европу, европейские – к нам. Заводы с иностранными инвестициями остановились – не могут получить необходимую для работы продукцию.
Причина – польские перевозчики считают, что украинские водители забирают их рынок. Возмущение начало расти с началом войны – уже было несколько забастовок на границе. Дело в том, что после вторжения российских войск для украинцев отменили специальные разрешения, по которым они ездили в Европу. Этих разрешений постоянно не хватало – выдавали мало квот. Сейчас поляки требуют их вернуть, чтобы ограничить въезд украинских фур.