"Наполеон" Ридли Скотта: эпическое полотно для многослойного маленького корсиканца

Почему стоит смотреть байопик о выдающемся французском полководце и императоре.

кадр из фильма

Наполеон Ридли Скотта называют одной из главных премьер года. Фамилия режиссера стала синонимом профессионального мастерства, но наряду с этим все чаще раздаются упреки в его сторону – за слишком длинные фильмы и чрезмерный пафос. Удалось ли режиссеру обуздать собственные амбиции для улучшения картины и как с ролями Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне справились Хоакин Феникс и Ванесса Кирби – в материале KP.UA.

«История соткана из лжи, в которую все верят» – эту цитату Наполеона Бонапарта можно отнести и к масштабному байопику, в котором есть огромный размах, много пафоса, но не так чтобы были соблюдены исторические факты. В конце концов, как сказал сам сэр Ридли Скотт в ответ на упреки в недостоверности изложенного: «Извини, приятель, ты там был? Нет? Ну и заткнись".

Итак, если вам нужны исторические факты, то обратитесь к учебнику истории. Но если вам хочется за свои деньги получить одновременно три фильма – мощный блокбастер старой школы с эпическими битвами и роскошными костюмами, трагический рассказ о несчастной любви и историю о взлете и падении одного из величайших деятелей человечества – то «Наполеон» самое оно.

Правда, съесть такой многослойный торт довольно сложновато. Так что фильм выглядит, как попытка укусить немного там, немного там, пробовать еще немного там и еще послизывать крем в разных местах, в результате чего получаем не цельный продукт, а какие-то не совсем логично упорядоченные прыжки по наиболее значимым попыткам Наполеона Бонапарта добиться успеха – будь то на любовном фронте, на войне, или в роли императора. А также много оборванных второстепенных сюжетных линий.

Такой противоречивый Бонапарт

Фильм охватывает значительный период жизни Наполеона Бонапарта – от Французской революции, а точнее казни королевы Марии Антуанетты в октябре 1793 года и его первой выдающейся победы над британцами в Тулоне – и вплоть до ссылки на остров Святой Елены. Над всем этим – его отношения с единственной женщиной, любовь к которой превратилась в настоящую зависимость.

Корсиканский капитан изначально показан как простой человек, свидетель того, как проходила Революция. И как этот простой человек превратился в алчущего власти императора, не жалеющего людей ради своих амбициозных целей.

И здесь невероятная заслуга Хоакина Феникса, сумевшего передать разные ипостаси Наполеона: обычный прохожий в толпе, равнодушно наблюдающего за казнью монархов, - сгорбленный и неловкий. Стратег и полководец на полях битвы, который на своем белом коне одинаково решительно ведет армии к блестящей победе или позорному поражению. Неотесанный простолюдин в окружении аристократов, который даже не умеет толком произносить речи. Жалкий и беспомощный, с одной стороны, в отношениях с Жозефиной, а с другой – влюбленный до умопомрачения, одержимый страстью властолюбец, пытающийся контролировать женщину, которую на самом деле не может контролировать. Хоакин Феникс играет сильно, коротко и страшно – не такого безумца, как Джокер, но тоже одержимого.

Ридли Скотт далек от того, чтобы показать Наполеону выдающимся героем. Режиссер одновременно и унижает его, намекая на сексуальную несостоятельность, и демонстрирует моменты его трусости (очень странно видеть Наполеона, который боязливо убегает от стайки политиков, прикрываясь солдатами и визгливо орет «меня только что хотели убить!»), и удивляется, как этот маленький демон смог прийти к власти. Не прощает ему ошибок и, как бы сделали многие другие режиссеры, не возносит его на пьедестал.

Но постоянно насмехаться над Наполеоном не получится – поэтому в битвах при Тулоне и Аустерлице хочешь не хочешь, а приходится показывать его безоговорочный гений полководца.

Не такая Жозефина

Ванесса Кирби получила роль Жозефины Богарне благодаря тому, что у актрисы Джоди Комер («Последняя дуэль» Ридли Скотта), которая уже была утверждена, случилась накладка в графике. У Кирби было всего лишь месяц до съемок, чтобы понять свою героиню. Этого оказалось мало.

Целью Ридли Скотта было выяснить, в чем же секрет такой одержимости Наполеона, казалось бы, обычной женщиной. Почему Жозефина стала для него ахиллесовой пятой, почему он каждый день, а то и несколько раз в день писал к ней письма? Почему прощал ей любовников, почему после развода и нового брака так и не смог бросить ее?

Такую задачу поставил режиссер перед Ванессой Кирби. Но из фильма видно, что Ридли Скотт не смог объяснить, какой должна быть Жозефина, – поскольку сам не понимал причины этой любви. Может быть, Жозефина была с Наполеоном из-за денег? А может, из-за славы и власти? Нет, как мужчина, Скотт не разгадал эту загадку, так что актрисе пришлось выстраивать свой образ почти самостоятельно, хотя и видно, как ей мешают рамки сценария.

Перед нами сначала то застенчивая, а потом и настойчивая соблазнительница, то жена, ни во что не ставящая своего мужа, изменяя ему, едва Наполеон уезжает из дома. Так же зависима от биохимии любви, как и Наполеон, – ни один из них, кажется, больше не может быть сам по себе. «Без тебя – я ничто», – это реплика и Жозефины, и Наполеона.

Жозефина Ванессы Кирби из вертихвостки, которая борется за выживание, ничем не брезгуя, превращается в трагическую фигуру. По ней больно бьет из-за невозможности забеременеть развод с императором, его женитьба на более молодой и знатной. В то же время, она до последнего вздоха думает о Наполеоне и желает быть с ним. (Правда, это не мешает ей заводить новых любовников. Да и в ссылку с ним не уехала, хоть временно! И это никак не обсуждается в фильме.)

Отношения между Жозефиной и Наполеоном показаны очень неровно, и из фильма трудно понять, как они относились и что чувствовали друг к другу, кроме мучительной тяги и желания каждого быть сверху. Так что любовная история в «Наполеоне» не впечатляет, в отличие от игры самой Ванессы Кирби.

Из зрительного зала – на поле Аустерлица

Бонапарт в течение жизни участвовал примерно в 80 битвах. Режиссер по понятным причинам подробно показывает лишь три: первая победа, продемонстрировавшая талант военачальника, - ночная осада Тулона. Когда под командованием простого капитана небольшое количество французов захватило укрепленный британской артиллерией порт и разгромило флот англичан. Нападение посреди ночи, паника среди спящих солдат, пылающие суда – выглядит поразительно и страшно.

Не менее страшна и битва под Аустерлицем: когда орды русского войска попадают в хитрую ловушку французов и под тяжестью собственного вооружения утопают в ледяном озере. Камера выхватывает крупным планом то одно, то другое лицо, искаженное от боли, то массовые сцены рукопашной, то кровавые потоки под водой, то пальцы с обломанными ногтями, судорожно цепляющиеся за лед в безнадежной попытке спастись, уши режет ржание коня, под копытами которого проламывается лед. Смотреть на такую ​​массовую гибель очень тяжело, ты просто физически чувствуешь себя на месте каждого участника битвы... Но еще ужаснее Ватерлоо.

В последнее время мы привыкли, что масштабные бои в кино – это компьютерная графика. Давно прошли те времена, когда приходилось привлекать множество массовки, каскадеров и лошадей, а также реальные декорации. Но Ридли Скотт – мастер старой школы.

Для съемок Ватерлоо было привлечено более 800 актеров массовки, многие из которых на конях. Кадры с лошадьми – одни из самых впечатляющих и неприятных в этом фильме (правда, в титрах упоминается, что в съемочной группе был ветеринар, также говорят, что на съемках ни одна лошадь не пострадала). Последняя отчаянная попытка Наполеона вернуть былое величие превращается в кровавый непродуманный мясной штурм хорошо укрепленных позиций британцев. И главное – безрезультатный.

Ридли Скотт говорит нам, что за все свои войны Наполеон потерял более трех миллионов французских солдат. Эта цифра поражает и заставляет задуматься, нужна ли была такая жестокость, чтобы перекроить мир под свои желания? Заставляет задуматься зрителей, но не Наполеона, у которого, по замыслу автора, нет никаких сомнений. саморефлексии или переживаний за содеянное. Эта непоколебимая самоуверенность деспота вполне соответствует амбициозности самого Ридли Скотта: я – самый лучший, и никто меня не может убедить в другом.

Грандиозный проект «Наполеона» с бюджетом в 200 млн долларов, невероятными декорациями, костюмами, батальными сценами мог бы стать яркой точкой в ​​творчестве 85-летнего Ридли Скотта, после которого можно почивать на лаврах. Но он так не считает – в его планах еще не менее амбициозные фильмы, в том числе и «Гладиатор-2», премьера которого уже через год.

Кстати

Отдельное удовольствие в фильме – сожжение загаженной голубями, брошенной своими же на растерзание французам Москвы. К сожалению, горит не долго. А ведь на эту сцену хочется смотреть и смотреть.

В главных ролях: Хоакин Феникс («Гладиатор», «Джокер»), Ванесса Кирби («Миссия невыполнима: Смертельная расплата», «Форсаж: Хоббс и Шоу»), Рупер Эверетт («Влюбленный Шекспир»).

Страна: США

Режиссер: Ридли Скотт («Последняя дуэль», «Дом Гуччи », «Гладиатор», «Чужой»)

Продолжительность: 02:38