Наполеон Ридли Скотта называют одной из главных премьер года. Фамилия режиссера стала синонимом профессионального мастерства, но наряду с этим все чаще раздаются упреки в его сторону – за слишком длинные фильмы и чрезмерный пафос. Удалось ли режиссеру обуздать собственные амбиции для улучшения картины и как с ролями Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне справились Хоакин Феникс и Ванесса Кирби – в материале KP.UA.
«История соткана из лжи, в которую все верят» – эту цитату Наполеона Бонапарта можно отнести и к масштабному байопику, в котором есть огромный размах, много пафоса, но не так чтобы были соблюдены исторические факты. В конце концов, как сказал сам сэр Ридли Скотт в ответ на упреки в недостоверности изложенного: «Извини, приятель, ты там был? Нет? Ну и заткнись".
Итак, если вам нужны исторические факты, то обратитесь к учебнику истории. Но если вам хочется за свои деньги получить одновременно три фильма – мощный блокбастер старой школы с эпическими битвами и роскошными костюмами, трагический рассказ о несчастной любви и историю о взлете и падении одного из величайших деятелей человечества – то «Наполеон» самое оно.
Правда, съесть такой многослойный торт довольно сложновато. Так что фильм выглядит, как попытка укусить немного там, немного там, пробовать еще немного там и еще послизывать крем в разных местах, в результате чего получаем не цельный продукт, а какие-то не совсем логично упорядоченные прыжки по наиболее значимым попыткам Наполеона Бонапарта добиться успеха – будь то на любовном фронте, на войне, или в роли императора. А также много оборванных второстепенных сюжетных линий.
Такой противоречивый Бонапарт
Фильм охватывает значительный период жизни Наполеона Бонапарта – от Французской революции, а точнее казни королевы Марии Антуанетты в октябре 1793 года и его первой выдающейся победы над британцами в Тулоне – и вплоть до ссылки на остров Святой Елены. Над всем этим – его отношения с единственной женщиной, любовь к которой превратилась в настоящую зависимость.
Корсиканский капитан изначально показан как простой человек, свидетель того, как проходила Революция. И как этот простой человек превратился в алчущего власти императора, не жалеющего людей ради своих амбициозных целей.
И здесь невероятная заслуга Хоакина Феникса, сумевшего передать разные ипостаси Наполеона: обычный прохожий в толпе, равнодушно наблюдающего за казнью монархов, - сгорбленный и неловкий. Стратег и полководец на полях битвы, который на своем белом коне одинаково решительно ведет армии к блестящей победе или позорному поражению. Неотесанный простолюдин в окружении аристократов, который даже не умеет толком произносить речи. Жалкий и беспомощный, с одной стороны, в отношениях с Жозефиной, а с другой – влюбленный до умопомрачения, одержимый страстью властолюбец, пытающийся контролировать женщину, которую на самом деле не может контролировать. Хоакин Феникс играет сильно, коротко и страшно – не такого безумца, как Джокер, но тоже одержимого.
Ридли Скотт далек от того, чтобы показать Наполеону выдающимся героем. Режиссер одновременно и унижает его, намекая на сексуальную несостоятельность, и демонстрирует моменты его трусости (очень странно видеть Наполеона, который боязливо убегает от стайки политиков, прикрываясь солдатами и визгливо орет «меня только что хотели убить!»), и удивляется, как этот маленький демон смог прийти к власти. Не прощает ему ошибок и, как бы сделали многие другие режиссеры, не возносит его на пьедестал.
Но постоянно насмехаться над Наполеоном не получится – поэтому в битвах при Тулоне и Аустерлице хочешь не хочешь, а приходится показывать его безоговорочный гений полководца.
Не такая Жозефина
Ванесса Кирби получила роль Жозефины Богарне благодаря тому, что у актрисы Джоди Комер («Последняя дуэль» Ридли Скотта), которая уже была утверждена, случилась накладка в графике. У Кирби было всего лишь месяц до съемок, чтобы понять свою героиню. Этого оказалось мало.
Целью Ридли Скотта было выяснить, в чем же секрет такой одержимости Наполеона, казалось бы, обычной женщиной. Почему Жозефина стала для него ахиллесовой пятой, почему он каждый день, а то и несколько раз в день писал к ней письма? Почему прощал ей любовников, почему после развода и нового брака так и не смог бросить ее?
Такую задачу поставил режиссер перед Ванессой Кирби. Но из фильма видно, что Ридли Скотт не смог объяснить, какой должна быть Жозефина, – поскольку сам не понимал причины этой любви. Может быть, Жозефина была с Наполеоном из-за денег? А может, из-за славы и власти? Нет, как мужчина, Скотт не разгадал эту загадку, так что актрисе пришлось выстраивать свой образ почти самостоятельно, хотя и видно, как ей мешают рамки сценария.
Перед нами сначала то застенчивая, а потом и настойчивая соблазнительница, то жена, ни во что не ставящая своего мужа, изменяя ему, едва Наполеон уезжает из дома. Так же зависима от биохимии любви, как и Наполеон, – ни один из них, кажется, больше не может быть сам по себе. «Без тебя – я ничто», – это реплика и Жозефины, и Наполеона.
Жозефина Ванессы Кирби из вертихвостки, которая борется за выживание, ничем не брезгуя, превращается в трагическую фигуру. По ней больно бьет из-за невозможности забеременеть развод с императором, его женитьба на более молодой и знатной. В то же время, она до последнего вздоха думает о Наполеоне и желает быть с ним. (Правда, это не мешает ей заводить новых любовников. Да и в ссылку с ним не уехала, хоть временно! И это никак не обсуждается в фильме.)
Отношения между Жозефиной и Наполеоном показаны очень неровно, и из фильма трудно понять, как они относились и что чувствовали друг к другу, кроме мучительной тяги и желания каждого быть сверху. Так что любовная история в «Наполеоне» не впечатляет, в отличие от игры самой Ванессы Кирби.
Из зрительного зала – на поле Аустерлица
Бонапарт в течение жизни участвовал примерно в 80 битвах. Режиссер по понятным причинам подробно показывает лишь три: первая победа, продемонстрировавшая талант военачальника, - ночная осада Тулона. Когда под командованием простого капитана небольшое количество французов захватило укрепленный британской артиллерией порт и разгромило флот англичан. Нападение посреди ночи, паника среди спящих солдат, пылающие суда – выглядит поразительно и страшно.
Не менее страшна и битва под Аустерлицем: когда орды русского войска попадают в хитрую ловушку французов и под тяжестью собственного вооружения утопают в ледяном озере. Камера выхватывает крупным планом то одно, то другое лицо, искаженное от боли, то массовые сцены рукопашной, то кровавые потоки под водой, то пальцы с обломанными ногтями, судорожно цепляющиеся за лед в безнадежной попытке спастись, уши режет ржание коня, под копытами которого проламывается лед. Смотреть на такую массовую гибель очень тяжело, ты просто физически чувствуешь себя на месте каждого участника битвы... Но еще ужаснее Ватерлоо.
В последнее время мы привыкли, что масштабные бои в кино – это компьютерная графика. Давно прошли те времена, когда приходилось привлекать множество массовки, каскадеров и лошадей, а также реальные декорации. Но Ридли Скотт – мастер старой школы.
Для съемок Ватерлоо было привлечено более 800 актеров массовки, многие из которых на конях. Кадры с лошадьми – одни из самых впечатляющих и неприятных в этом фильме (правда, в титрах упоминается, что в съемочной группе был ветеринар, также говорят, что на съемках ни одна лошадь не пострадала). Последняя отчаянная попытка Наполеона вернуть былое величие превращается в кровавый непродуманный мясной штурм хорошо укрепленных позиций британцев. И главное – безрезультатный.
Ридли Скотт говорит нам, что за все свои войны Наполеон потерял более трех миллионов французских солдат. Эта цифра поражает и заставляет задуматься, нужна ли была такая жестокость, чтобы перекроить мир под свои желания? Заставляет задуматься зрителей, но не Наполеона, у которого, по замыслу автора, нет никаких сомнений. саморефлексии или переживаний за содеянное. Эта непоколебимая самоуверенность деспота вполне соответствует амбициозности самого Ридли Скотта: я – самый лучший, и никто меня не может убедить в другом.
Грандиозный проект «Наполеона» с бюджетом в 200 млн долларов, невероятными декорациями, костюмами, батальными сценами мог бы стать яркой точкой в творчестве 85-летнего Ридли Скотта, после которого можно почивать на лаврах. Но он так не считает – в его планах еще не менее амбициозные фильмы, в том числе и «Гладиатор-2», премьера которого уже через год.
Кстати
Отдельное удовольствие в фильме – сожжение загаженной голубями, брошенной своими же на растерзание французам Москвы. К сожалению, горит не долго. А ведь на эту сцену хочется смотреть и смотреть.
В главных ролях: Хоакин Феникс («Гладиатор», «Джокер»), Ванесса Кирби («Миссия невыполнима: Смертельная расплата», «Форсаж: Хоббс и Шоу»), Рупер Эверетт («Влюбленный Шекспир»).
Страна: США
Режиссер: Ридли Скотт («Последняя дуэль», «Дом Гуччи », «Гладиатор», «Чужой»)
Продолжительность: 02:38