Все чаще попадает под обстрелы. Чем россиянам не угодил шахтерский городок Селидово

В населенный пункт, расположенный в 40 километрах от Донецка, враг едва ли не ежедневно запускает смертоносные ракеты.

Селидовская городская военная администрация

Селидовская городская военная администрация

Селидово – крохотная точка на карте востока Украины – на слуху уже больше недели. Удар россиян по жилым домам, больнице и шахте, гибель и тяжелые ранения людей заставили присмотреться к этому уголку Донбасса пристальнее. Впрочем, он и раньше мелькал в военных сводках, но такого внимания к себе не привлекал.

Все зависит от шахты

Таких «селидово» в Украине сотни, а на Донбассе – десятки. Очередной моногородок возле шахт, толком не оправившийся от лихих 90-х и еле выживающий в бурные 2010-е. Как и Торецк, Соледар, Горняк, Курахово и прочие «коллеги по несчастью», горняцкое Селидово барахталось в пучине невзгод: шахты закрывались, государство не замечало, жители постепенно разъезжались. Из 20 тысяч населения на 2013 год после начала боевых действий на Донбассе в Селидово осталась едва ли половина жителей.

- Мы жили как жилось, искали возможность заработать, потому что на шахты надежды уже не осталось, - рассказала бывшая жительница Селидово Ирина Крутенкова. – Да, мы город депрессивный, но как-то выкручивались: в основном, ездили на работу в Покровск, Белозерское, Мирноград (правда, они тоже далеко не столица). Все ведь зависело от шахт: на их балансе были и больницы, и детские сады, и школы, и техникум. Не работает шахта – нет денег на больницу.

Четыре шахты – и все государственные – исправно не платили горнякам зарплату. Если быть точным, то это государство, выплачивающее бюджетную дотацию на себестоимость добытого угля, годами задерживало деньги. Горняки выходили на протесты, а потом возвращались на работу.

- Муж работал на «Селидовугле». Это объединение добывает «черное золото» для энергетики и коксохимпромышленности. Ну как можно было государству так относиться к стратегически важным предприятиям? Они выходили на протест после полугодовой невыплаты зарплаты, грозили, что не будут отгружать уголь на ТЭС – и деньги сразу находились. Через полгода снова повторялся этот «ритуал», - продолжает рассказчица.

Селидово постепенно приходило в упадок. Все, что не опекало шахты, просто становилось негодным: рушились старые дома, котельные, старые здания жители разбирали на кирпичи. Но даже в таком неприглядном городе жили и продолжают жить люди, которые любят свой город, свою страну.

- Да, сейчас там нелегко: с водой перебои, свет по графику, продукты не всегда все есть, например, хлеб трудно купить. Но там остаются те, кто не уедет никогда, - утверждает бывшая жительница Селидово. – Да, в основном это пожилые люди, но и молодежь есть. В городе работают кафе, магазины, центральный рынок, ездят автомобили и автобусы. Как-то живут люди…

Война долго обходила стороной

С началом боевых действий в 2014 году Селидово (расположенный в 40 км от Донецка) стал одним из городков – перевалочных пунктов. Сюда приезжало очень много людей из оккупации, когда еще можно было ездить через блокпосты. Снимали пенсии, оформляли документы, закупались продуктами на рынке или ехали дальше, увозя детей и стариков подальше от войны, двигаясь на крупные железнодорожные станции в Покровск или Курахово.

Город не знал войны напрямую: все, что происходило в Селидово с 2014 года – это пару месяцев присутствия пророссийских боевиков «ДНР» да прилеты в соседний Покровск, когда все ограничивалось отдаленными «послушали-посмотрели». Также в городе живут несколько десятков внутренне перемещенных лиц, для которых Селидово было тихой гаванью после горячих точек, откуда их эвакуировали. И снова им надо спасаться и бежать от войны.

- После начала «большой войны» к нам стало чаще прилетать и стало страшнее жить. Как мы поняли, россияне думают, что у нас тут живут солдаты ВСУ в лагерях, что они лечатся в нашей больнице, а в шахтах спрятано оружие. Это они всегда так говорят, когда хотят объяснить свои удары по жилым домам, - объясняет сестра Ирины Крутенковой Полина Ищенко, которая живет в Покровске. – Также они говорят, что это из-под Селидово обстреливают Донецк, потому из Авдеевки уже никто не стреляет, мол, они Авдеевку уже почти взяли. Ну и лупят.

В апреле этого года россияне заявили, что якобы уничтожили под Селидово радиолокационную станцию наведения ЗРК С-300, а в августе – полевой лагерь подготовки украинских военных. В обеих новостях сообщалось о сотнях погибших украинских военнослужащих и десятках разгромленных танков и БТР. А в декабре 2022-го вообще сбили вертолет Ми-8. Местные, слыша такие фейки, только плечами пожимают: «понапридумывают же! Отродясь здесь ничего подобного не было!».

Местные жители уже знают, что россияне «назначили» их город ответственным за размещение украинских военнослужащих, и поэтому обстрелы вряд ли прекратятся в ближайшее время. Кроме того, интерес для боевиков представляет и железная дорога, которая соединяет, в частности, Красногоровку, Курахово, Покровск – ключевые города снабжения украинской армии. Взять «железку» под контроль – значит, обескровить ВСУ.

Россия ударила по «России»

Ночью 15 ноября россияне ударили ракетами по жилому дому. Из-под завалов на сегодняшний день достали тела четырех погибших и продолжают разбирать разрушения до сих пор.

После удара 19 ноября по соседской Новоградовке, когда были разрушены более 30 частных домов, школа, церковь, жители Селидово восприняли это как удар по своему городу. На следующий день ракеты С-300 прилетели на территорию шахты «Котляревская» и убили местного жителя Виктора Кужеля, который дежурил в цехе ремонта забойного оборудования.

- Печальный символизм в том, что раньше «Котляревская» называлась «шахта «Россия», - говорит Полина Ищенко. То есть Россия ударила по «России». Шахту переименовали в 2017 году, сами понимаете почему.

Кроме «Котляревской-России» агрессор ударил и по городской больнице Селидово.

Кстати

В 1976 году в городе Селидово был открыт первый на Донбассе памятник украинскому казачеству «Казак в дозоре»: на высокий каменный столб правой рукой, которая сжимает рукоятку сабли, оперся усатый дозорный. В левой руке, поднятой вверх, чтобы прикрыться от луча солнца, зажата трубка. Казак смотрит на юг. На постаменте надпись: «Здесь, на берегу реки Соленой, с XVI века находилось старинное поселение запорожских казаков».

Справка Коротко про

Город на Соленой реке

Селидово – город в Покровском районе Донецкой области на реке Соленой. Ведет свою историю с XVIII века, когда на этой территории, названной Селидовка, поселились молдаване и валахи, а затем запорожские казаки, которые привезли сюда же свои семьи. В первой половине XIX века возле Селидовки возникли также поселения немцев-колонистов: Карловка, Мымрик, Лесовка, Александровка, Долиновка, Котляревка, Михайловка, Мариновка.

В городе работали несколько шахт, большая часть из которых была закрыта к началу 2000-х годов. Население постепенно мигрировало, из 50 тысяч в городе к середине «десятых» годов этого века осталось около половины.

Наиболее известные выходы из Селидово: летчик-истребитель Александр Колесников, бизнесмен Эдуард Прутник, украинский историк, бывший директор Украинского института национальной памяти Валерий Солдатенко.