Лосось, авокадо и бананы в топ-15 продуктов. Что и почему украинцы покупают чаще всего

Сервис доставки продуктов рассказал, какие продукты украинцы заказывали в октябре, а эксперты объяснили, почему они оказались в топе.

grocerygeniuses.com

Украинцы проедают более половины своих доходов, и, казалось бы, в таких условиях в наших продуктовых корзинах должны были бы оказаться исключительно самые бюджетные товары. Однако список популярных продуктов от Zakaz.ua показал, что в топ наиболее часто покупаемой еды вошли и авокадо, и лосось, и круассаны.

Эксперты пояснили: дешевизна – это весомый, но не единственный фактор, который стимулирует украинцев положить тот или иной товар в свою корзину.

Продукты из топ-15

Аналитики популярного украинского сервиса доставки продуктов Zakaz.ua рассказали, какие топ-15 продуктов украинцы заказывали в октябре. В список вошли:

Аналитики сравнили этот рейтинг с сентябрьским и обнаружили, что он отличается почти половиной позиций. Среди новых товаров в корзинах онлайн-покупателей появились круассаны, болгарский перец, огурцы, слабосоленый лосось, а также тыква, которую украинцы активно покупали накануне Хэллоуина. Кроме того, как отметили аналитики, в октябре в целом заметно вырос спрос на рыбу и морепродукты. Так, в сотню топовых товаров, кроме лосося, вошли тунец, форель, семга, филе сибаса.

Эксперт Всемирного Банка Оксана Руженкова говорит, что все «движущие факторы» представленных покупок можно разделить на три большие группы: попытки сэкономить, запасы впрок и веяния ЗОЖ.

Фактор 1: «дешево и сердито»

- Куриное мясо сегодня самое дешевое, - отметила эксперт в беседе с KP.UA. – Люди не могут себе позволить ни говядину, ни свинину, ни даже сало по 200-250 грн за кило. А курицу по акции можно и по 75 грн купить, так что украинцы плотно подсели на куриное мясо. То же самое можно сказать по поводу яиц, которые пока относятся к категории «дешево и сердито». Тем более, что в феврале цены на них, скорее всего, вырастут.

Сливочное масло тоже дорогое и часто импортное: из Польши завозится около 60%. По всей видимости, говорит Оксана Руженкова, молочники пересмотрели ассортимент и перешли на производство более экспортоориентированных продуктов – сухого молока, сгущенки. При этом люди часто покупают развесное масло в уличных МАФах, это гораздо дешевле. И пусть это часто не масло, а спред, зато по стоимости подходит.

- Апельсиновый сок является одним из самых популярных и дешевых соков, - продолжает эксперт. – На рынке представлено немало польской продукции сомнительного качества. Доля концентрата в них минимальна, и это чувствуется даже на вкус. Но поскольку определяющим фактором все чаще является цена, украинские покупатели отдают предпочтение польскому соку по 32 грн за литр, а не украинскому по 54-58 грн.

Круассаны также относятся к относительно дешевой продукции. Торты и пирожные большинству не по карману, дорогое масляное печенье – тоже. Обедневшим покупателям остаются сушки, дешевое печенье и круассаны. Последние выигрывают тем, что они разновесовые и упакованные. Это практически идеальный перекус для студента и школьника – в хорошей упаковке, не пачкается, не протечет в рюкзаке на учебники и тетради. А еще их иногда можно брать на завтрак или на ужин, если не хочется готовить.

Фактор 2: закупаемся впрок

Сахар, по мнению Оксаны Руженковой, украинцы принялись активно покупать впрок после того, как стали появляться прогнозы о грядущем подорожании.

- У касс в супермаркетах можно увидеть, что практически у каждого второго покупателя в тележке присутствует 2-3 килограмма сахара, - поделилась наблюдениями эксперт. - В августе-сентябре стоимость килограмма сахара составляла более 40 грн, а сейчас - 32 грн. Надо брать, особенно учитывая, что это ненадолго. Сахар активно экспортируется, так что на внутреннем рынке он, скорее всего, подорожает.

Берут впрок и тыкву, на которую осенью отличные цены. Ведь тыква – это не только символ Хэллоуина, а прежде всего очень полезный и вкусный овощ, из которого украинцы традиционно готовят каши, запеканки, закуски, пироги и просто запекают в духовке. По словам Оксаны Руженковой, зимой ни на помидоры, ни на огурцы адекватных цен не будет, а совсем без овощей сидеть не хочется. Тыква вдобавок ко всем своим достоинствам великолепно хранится, много места не занимает, какое-то время вполне может служить декором, так что поставить дома две-три тыквы – это, можно сказать, «святое».

- Росту популярности тыквы способствует как расширившийся ассортимент (сейчас в продаже появились маленькие аккуратные французские тыквочки), так и отлично проведенная маркетинговая работа семенных компаний. Сегодня о пользе тыквы слышали, наверное, все, а в интернете есть масса интересных рецептов. Все, что остается – это покупать и есть, - отметила эксперт ВБ.

Фактор 3: веяния ЗОЖ

Последние 20 месяцев в нашей жизни слишком много стресса, который украинцы привыкли заедать. Такой перекос в питании привел к тому, что многие набрали вес – кто-то 3 килограмма, кто-то – 5, а кто-то и все 10.

- Учитывая, сколько женщин перестали влезать в свой гардероб, неудивительно, что сейчас в украинском сегменте соцсетей усилился тренд на здоровое питание и диеты для похудения, - говорит Оксана Руженкова. – Отсюда – авокадо и лосось. Плюс помидоры и болгарский перец для тех, кто хочет продлить период летних салатиков. Правда, перец по 120 грн килограммами не покупают – берут поштучно.

Бананы – это, можно сказать, три в одном: вкусно, полезно и презентабельно. И на перекус можно съесть, и ребенку в школу дать, и в гости с гроздью бананов прийти – словом, универсальный фрукт.

Что касается воды, то, говорит Оксана Руженкова, на фоне подорожавших соков и лимонадов минералка практически не выросла в цене. Да и по традиции мы всегда покупаем бутилированную воду на стол к приходу гостей.

Диетологам, кстати, вода в списке понравилась: наконец-то украинцы услышали настойчивые призывы «не пить калории».

- Большая часть списка – вполне приемлемые продукты, с точки зрения здорового питания, - говорит диетолог-консультант Алена Юдина. – Даже сахар и корнишоны можно оставить, если они присутствуют в рационе питания не на постоянной основе, а периодически. Но вот сок и круассаны было бы неплохо убрать совсем. 

Кстати

Другие причины популярности

В свою очередь, экономисты обращают внимание на то, что в данном исследовании речь идет о предпочтениях не всех украинцев, а именно тех, кто заказывает доставку продуктов. Поэтому и все выводы справедливы исключительно для этого сегмента. Если об этом забыть, то можно прийти к выводам по аналогии с известным анекдотом о том, что «опрос в интернете показал, что 100% людей пользуются интернетом».

Очевидно, что опрос не охватывает ни самостоятельные покупки в супермаркетах, ни, тем более, покупки в небольших магазинах у дома и на рынках, иначе результаты могли бы быть совершенно другими.

Кроме того, именно форматом покупок, а не переходом на ЗОЖ, можно объяснить ту же покупку воды. Все очень просто: удобнее не самому таскать тяжелые упаковки, а дождаться курьера, который принесет их под дверь.

Кроме того, и это уже ремарка самих авторов исследования, товары, спрос на которые трудно отнести к массовому, время от времени поднимаются в топ продаж благодаря скидкам и акциям, которые регулярно проводят сети супермаркетов.