В Украине готовят к открытию новый лагерь для военнопленных. Чем дольше идет война, тем больше военных попадут в плен. Как с нашей стороны, так и со стороны страны-агрессора.
Если известия из российских лагерей об условиях, в которых содержатся украинцы, очень неутешительны, то наше государство обязалось перед партнерами выполнять все требования Женевской конвенции по организации плена.
Что это значит, интересовалась KP.UA.
Преступниками не считаются
Первое место по содержанию пленных в Украине было оборудовано в мае 2022 года на базе исправительной колонии в селе Заклад Стрыйского района Львовской области. Учреждение получило название - лагерь "Запад-1".
Слово "лагерь" является ключевым, поскольку Женевская конвенция разделяет систему исполнения наказаний и систему содержания пленных. С точки зрения международного права, человек, задержанный в зоне боевых действий в военной форме, с оружием в руках, не является преступником. Он – комбатант. Судить и наказывать комбатантов можно только тогда, когда следствием будет доказано, что они совершили военное преступление в отношении мирного населения.
Забегая вперед, скажем, что в "Западе-1" содержатся и осужденные за военные преступления граждане России, и находящиеся под следствием. Однако это делается из тех соображений, чтобы обезопасить их от самосуда со стороны жителей обычных исправительных колоний.
В целом же лагерь – это место, где пленных изолируют до момента обмена или до окончания войны, когда будет решаться их дальнейшая судьба.
У границы с Молдовой
Одно из требований Женевской конвенции состоит в том, что лагерь для пленных должен располагаться в наиболее отдаленных от боевых действий регионах. Из этих соображений была выбрана Львовщина, под такие критерии подпадает и Могилев-Подольская исправительная колония № 114, расположенная в селе Сказинцы неподалеку от границы с Молдовой.
Именно на нее указал наш омбудсмен Дмитрий Лубинец, когда говорил об открытии второго лагеря. В июле этого года исправительное заведение посещали представители Департамента по реализации национального превентивного механизма Секретариата Уполномоченного ВР. Новое учреждение уже зарегистрировано и будет носить название "Запад-2"
– Колония была действующая, находится в приличном материальном состоянии, – говорит бывший руководитель пенитенциарной службы Сергей Старенький. – Возможно, это также повлияло на выбор места обустройства лагеря.
На перепрофилирование колонии в лагерь Кабинет министров выделил около 3,2 миллиона гривен.
- Как для такого большого и специфического сооружения это не большие деньги, - говорит Сергей Старенький. – За них можно сделать косметический ремонт, можно модернизировать медкабинет, столовую.
Уровень безопасности в Могилев-Подольской колонии средний. По состоянию на июль, здесь находились 250 мужчин с первой судимостью. В официальных сообщениях об их судьбе речь не идет, однако очевидно, что заключенных разведут по другим действующим колониям, которых в Украине осталось не так много. Ибо два десятка зон до войны были законсервированы и подготовлены к продаже.
Правозащитники говорят, что в действующих колониях и без новоселов уже не хватает мест, потому что законы военного времени увеличили количество приговоров, связанных с лишением свободы.
– Это очень хорошо, что Украина строит новый лагерь для пленных, нам нужен обменный фонд, чтобы освобождать наших ребят. Однако нарушать права украинских осужденных за счет прав пленных тоже неправильно, - считает председатель правления ОО "Защита узников Украины" Олег Цвилый. – Минюст должен расконсервировать хотя бы Бучанскую исправительную колонию под Киевом, пока ее еще не растащили на железо.
Мясо, рыба и салат
Год назад заместитель министра юстиции Елена Высоцкая в интервью KP.UA рассказала, что военнопленных кормят по нормам офицеров ВСУ – это также требование Женевской конвенции.
В СМИ также были озвучены цифры, что на содержание одного пленника, включая коммунальные услуги и обслуживание, уходит 10 000 гривен в месяц. Примерно столько же назначается и на украинского осужденного.
- Но пленные сейчас в приоритете, если где-то нужно "втиснуться" в расходах, это происходит за наш счет, - рассказал источник в службе исполнения наказаний.
Питание в лагере трехразовое, каждый прием пищи включает в себя горячие блюда и мясные или рыбные продукты. На обед к первому и второму должен быть добавлен овощной салат.
Помимо собственно Женевской конвенции, правила содержания пленных регулирует специальное постановление Кабинета министров от 5 апреля 2022 года. В частности, там указано, что общаться с пленными нужно на понятном им языке. Пленные имеют право сохранять при себе награды, шевроны, знаки отличия, которые у них были во время захвата в плен, и другие вещи, не представляющие угрозы жизни.
Конвенция позволяет привлекать пленных к работе в местах содержания при гарантированной зарплате. Из открытых источников известно, что в "Западе-1" россияне занимаются поклейкой пакетов или сборкой мебели, за что получают 30-40 гривен в день.
Кто не хочет работать – не будет работать, наказание за отказ не предусмотрено.
Рабочий день в лагере не может длиться больше 8 часов. Ровно столько отводится и на сон.
Мыло и одежда тоже за счет Украины
Деньги жители лагеря могут отоваривать в местном магазине. С сайтов о закупках можно узнать, что туда регулярно завозят колбаски, копчености, шоколадки, конфеты, разновидности печенья, сладкую воду, сигареты, косметические и санитарные средства.
Кроме того, средствами личной гигиены пленные обеспечиваются за счет Украины так же, как одеждой на все сезоны и обувью.
– Подавляющее большинство украинских заключенных ходят в том, что привезли из дома или получили в посылках, – говорит наш собеседник по пенитенциарной службе.
В "Западе-1" жители лагеря снабжены IP-телефонией для связи с родными. Вызовы записываются, но абоненты об этом предупреждены.
Военнопленные имеют право на все виды медицинских услуг, включая стоматологию и организацию досуга. В "Западе-1" есть комната отдыха с плазменным телевизором, футбольное поле, шахматы, библиотека и т.д.
Такие же условия обещают создать и в новом лагере.
На функционирование "Запад-1" в 2022 году было потрачено 56 млн грн, за полгода 2023-го - 20,48 млн грн. Подобные учреждения находятся под контролем международных правозащитных организаций, миссий ООН, Красного Креста.