Латвийский певец Маркус Рива, известный по участию в проекте "Хочу к Меладзе", с начала полномасштабной войны полностью отказался от русскоязычного репертуара и впервые спел на украинском в поддержку нашего народа. О трудностях изучения украинского языка, помощи латвийцев Украине, съемках в сериале и до сих пор непокоренном "Евровидении" мы расспросили в интервью.
"Исполнять старый репертуар я не захотел, поэтому записал песни на украинском"
- Маркус, поздравляю с началом нового творческого этапа. Вы спели на украинском. Насколько тяжело вам далось исполнение песен на украинском?
- Спасибо за поздравления! Можно сказать, что у меня новый творческий этап. Хотя я ранее пел на украинском в шоу “Хочу к Меладзе”. Перед эпидемией ковида в 2019 году у меня был дуэт с певицей МЯТА - «Не відпускай», а также сольный трек «Куди ніч заведе». Но именно сейчас на новый этап в творчестве меня вдохновила Лайма Вайкуле, которая попросила меня специально для “Лайма Рандеву 2023” спеть что-то на украинском языке. Исполнять старый репертуар я не захотел, так и родились две песни - MADE IN UA и “Алгоритм”. Начинать что-то новое всегда тяжело, тем более что украинский язык и латвийский очень отличаются. Но я не ищу легких путей, поэтому я буду стараться и совершенствоваться в своем украинском материале.
- В вашем репертуаре уже две песни на украинском: MADE IN UA и “Алгоритм”, которую вы недавно презентовали. В комментариях вас очень хвалят за то, что почти не слышно акцента. Как работали над этим? Нанимали репетитора?
- Сейчас я работаю с талантливым автором Игорем Татаренко и саундпродюсером Романом Непомнящим. Именно они помогают мне совершенствовать украинский язык. Не могу сказать, что все дается мне легко и с первого раза, но я работаю над правильным произношением украинских слов, а также стараюсь расширять свой украинский лексикон. Перед эпидемией ковида телеканал М1 пригласил меня на роль ведущего, и я начал заниматься с репетитором по украинскому языку. Но из-за карантина проект не запустился, а я забросил свои занятия. Хотя сейчас я подумываю над тем, чтобы возобновить их.
Времени на работу над украинскими треками я использую гораздо больше, чем над латвийскими или английскими. Но я рад, что все мои старания по достоинству ценят слушатели.
- В жизни украинский используете, понимаете? Может быть, уже задумываетесь над тем, чтобы полноценно изучать язык как иностранный?
- Мне кажется, что с каждым днем я все лучше и лучше понимаю украинский язык. Я много слушаю украинской музыки и потребляю украинского контента. Мне кажется, что еще немного времени, и я всех удивлю своим украинским.
- Есть ли в планах выпуск украиноязычного альбома или запись дуэта?
- Да, планов очень много. Я сейчас работаю над украинским альбомом. Также у меня есть мысли относительно следующего дуэта, и, возможно, их будет несколько. Мне кажется, что такие творческие коллаборации будут интересны слушателям, ведь музыка имеет удивительную функцию - объединять.
- Кстати, с кем из украинских звезд хотели бы спеть вместе?
- Мне очень нравится DOROFEEVA. Да и вообще в Украине много крутых артистов, они очень прогрессивные и талантливые. Я работаю в Украине с 2014 года и с очень многими артистами дружу и общаюсь. Поэтому уверен, что дуэты будут!
"В Латвии очень много русскоговорящих людей, которые не выучили ни одного слова на латышском"
- В августе вы снова посетили Киев. Это был ваш первый визит в Украину с начала полномасштабного вторжения? Не было страшно ехать в Украину?
- Да, в августе был мой первый визит в Украину с момента начала полномасштабной войны. Стоит отметить, что для резидентов других стран необходима веская причина для въезда в Украину. Возможность приехать у меня появилась спонтанно благодаря гуманитарной миссии. Скажу честно, мне было немного страшно, но я всем сердцем очень хотел приехать в Украину с самого начала войны. Я с первых дней полномасштабного вторжения в своих соцсетях поддерживаю Украину, принимаю участие в благотворительных концертах и акциях, а также отправляю донаты на поддержку Украины.
Дорога в Украину была долгой и эмоционально изнурительной. Мы добирались больше двух суток. Последний раз я был в Киеве в июне 2021 года на съемках шоу “Співають всі”. Я не понимал, какой сейчас Киев, ведь в моих воспоминаниях он был мирным, спокойным и дружелюбным. Я не понимал, что я увижу - как изменился город, как изменились его жители. Но когда мы приехали в Украину, то я понял - Украина стала еще сильнее и еще круче!
- Как активно латвийцы поддерживают украинцев? Как часто по телевидению и что во время общения говорят об Украине?
- Латвия очень много помогает Украине на всех уровнях. Мне кажется, что мы входим в топ-3 стран по уровню поддержки Украины - от оборонной до гуманитарной помощи. Будучи в Украине, я на себе ощущаю большую благодарность от украинцев нашему народу. Мне кажется, что этот сильнейший фидбек даже распространяется и на мое творчество.
- Многие украинские звезды, вынужденно выехавшие за границу, рассказывали в интервью, что люди уже устают слышать о войне. В Латвии тоже?
- Несмотря на новые войны и проблемы в мире, не стоит забывать, что война в Украине продолжается. Мы постоянно подчеркиваем, что война в Украине не закончилась, она продолжается - и нельзя об этом забывать. Я напоминаю об этом своим поклонникам во всем мире через мои соцсети.
- Как латвийцы относятся к живущим там русским? Возникают ли конфликты?
- В Латвии очень много русскоговорящих людей, которые прожили тут всю жизнь и не выучили ни одного слова на латышском. У таких людей начинаются проблемы с коммуникациями, и эта тенденция превалирует. Почти везде используется латышский язык - и на законодательном уровне, и на бытовом. Я считаю, что это правильно, так должно быть в каждой стране - свой язык и свои правила.
"Когда LOBODA переехала в Латвию, я помогал ей с некоторыми творческими вопросами"
- Украинцы о вас узнали благодаря шоу "Хочу к Меладзе". После финала режиссер-постановщик проекта Алан Бадоев помогал вам и еще нескольким артистам в продвижении карьеры. Почему прекратили сотрудничество? Общаетесь ли сейчас?
- Мой первый большой ТВ-проект - шоу “Хочу к Меладзе”. После окончания проекта я продолжил сотрудничество с Аланом Бадоевым, с которым мы уже не сотрудничаем, но продолжаем просто общаться по сегодняшний день. Во время моего последнего визита в Киев нам удалось увидеться с Аланом и по-дружески пообщаться.
Наше сотрудничество с Аланом закончилось органично. Я и Макс Барских где-то похожи, у нас схожий вектор развития, поэтому мы приняли решение не продолжать сотрудничество, чтобы не было внутренней конкуренции.
- А вообще с кем из украинских артистов поддерживаете дружеские отношения?
- Я стараюсь поддерживать дружеские отношения со всеми украинскими артистами - и теми, кто работает в Киеве, и с теми, кто поселился или временно пребывает в Латвии. Я всегда за дружбу, человечность и светлую энергетику.
- Светлана Лобода сейчас тоже живет с семьей в Латвии. Может, виделись или общались с ней за эти 1,5 года?
- Со Светланой Лободой мы общаемся и поддерживаем связь. Когда она переехала, я помогал ей с некоторыми творческими вопросами в Латвии. На днях Светлана пригласила меня быть ведущим на презентации ее новой работы “Киев - Ницца”.
- Остались ли у вас друзья в РФ?
- Друзей в россии у меня осталось очень мало, практически нет. Когда я начал поддерживать Украину в соцсетях, выкладывать правду про войну и ситуацию в Украине, то много кто от меня отписался, писали неприятные вещи. Но по-другому я не мог поступить - например, молчать, как до сих пор делают некоторые артисты. Я с первых дней войны начал информировать людей и поддерживать Украину. Киев для меня - второй дом, почти всю свою музыку я сделал с украинскими авторами и саунд-продюсерами. Я за правду и свет!
"С удовольствием снялся бы в украинском кино"
- В Украине вы также были одним из 100 судей проекта "Поют все". По вашему опыту, насколько вообще сегодня вокальные проекты помогают в продвижении артистов?
- На мой взгляд, музыкальные проекты очень помогают в продвижении артистов, особенно начинающих. Они дают узнаваемость, медийность, а иногда и хайп. Возможно, это все продлится недолго - неделю или пару дней, но кто сможет это правильно использовать, то обязательно превратит это на карьерный рост.
Мне кажется, что двигатель в продвижении артистов - это желание и внутренняя энергия. Я артист без влиятельного лейбла, но у меня есть команда единомышленников, которые помогают мне. Я постоянно создаю музыку, двигаюсь вперед и стараюсь делать что-то интересное для слушателей.
- С 2017 года вы являетесь ведущим латвийской версии шоу "Х-фактор". Видели ли вы украинский формат проекта? Насколько латвийское шоу отличается от украинского?
- Сейчас в Латвии идет пятый сезон "Х-фактор". Я знаком с украинской адаптацией шоу. Она мало чем отличается от латышской франшизы, потому что британцы очень строго следят за соблюдением формата. Но все-таки небольшие отличия есть. Например, украинская версия более эмоциональная, в ней больше искренних эмоций, радости и слез. Украинские тренеры более эмоциональные, а мы, латвийцы, более спокойные и сдержанные в проявлениях чувств.
В этом году на шоу была девушка из Украины, которая за год выучила латышский язык и написала на нем авторскую песню. Очень советую посмотреть наш "Х-фактор", вы будете удивлены.
- Знаю, что вы овладели не только ролью телеведущего, но и актера, сейчас снимаетесь в сериале. Это ваша первая роль? Какого персонажа играете?
- Это не первая моя роль. Я очень много снимался в фильмах и сериалах, разных проектах. Меня можно увидеть в комическом клипе Натальи Могилевской “Пора худеть”.
Из большой формы - я снимался в латышском фильме “Продюсер”, а за последние месяцы я принял участие в романтическо-эротическом фильме (не путать с порно), в криминальной комедии и фильме ужасов. Все это разные жанры и роли, но тем мне и нравится актерство, что ты можешь быть разным. Я бы с удовольствием снялся в украинском кино, но для этого нужно хорошо знать язык, пока я гожусь на роль иностранца.
"Пока не удается покорить "Евровидение", но сдаться - это не моя история"
- Еще одна неотъемлемая часть вашей биографии – участие в нацотборе на "Евровидение" от Латвии. Вы участвовали в конкурсе 8 раз. Это ваша несбыточная мечта или еще один "трамплин", который вы задались целью преодолеть?
- Если быть точным, то я участвовал в "Евровидении" 9 раз. Евровидение - это не моя мечта, для меня это хороший трамплин. На сегодня сцена "Евровидения" - самая большая музыкальная платформа. Я бы хотел почувствовать на себе все масштабы этого конкурса. Пока не получается покорить эту вершину, но сдаться - это не моя история. Надо пробовать, делать, продолжать и написать такую песню, что не устоит не только Европа, но и весь мир!
- В этом году также будете подавать заявку на участие в нацотборе?
- Буду ли я участвовать в следующем году в отборе - еще не знаю. Нужна подходящая песня. Я нахожусь в поисках, у меня пока есть время, чтобы написать стоящую песню. Будет песня - буду участвовать, не будет - не буду. Все в жизни происходит, как должно быть. Я верю в судьбу.
- Есть шанс, что мы увидим вас на украинском нацотборе?
- Честно, я бы хотел участвовать в украинском нацотборе. Но пока не было такой цели. Никогда не говори никогда. Мне бы очень хотелось попроботать. Но сейчас важно, чтобы Украину представлял именно украинец. К сожалению, сейчас такое время.