Пример Израиля – Украине наука. Как ни крути, наши страны сейчас в одинаковом положении: сосед по границе оказался наглым и не совсем вменяемым, под лозунгом «освобождения территорий» он занимается убийствами и грабежами. Только в отличие от Украины Израиль живет в непрекращающемся состоянии войны уже десятилетия, а значит, есть чему поучиться в их практике формирования вооруженных сил.
В армию - как на работу
С 1949 года, через год после официального образования Государства Израиль, в стране был принят «Закон о воинской службе», по которому любое гражданское лицо могло быть призвано в вооруженные силы страны (Армия обороны Израиля - ЦАХАЛ). Срок службы тогда составлял 2 года для мужчин и 1 год для женщин. Потом сроки постепенно увеличивались на полгода, а в 2000-е нормы пересмотрели в сторону сокращения. С 2020 года мужчины служат в ЦАХАЛ 30 месяцев, женщины – 24. Служить обязаны все, кроме редких исключений – по медицинским ограничениям, из-за криминального прошлого и т.п. Практически все, кто прошел службу, находятся в резерве.
- Никто не пытается «отмазаться» от армии, наоборот, стремятся туда, даже если имеются медицинские противопоказания, - рассказывает жительница Израиля, репатриантка из Украины Лилия Ногаль. - В ЦАХАЛ находят занятие и ампутантам, и слабовидящим, и диабетикам – в общем, всем. Кто-то идет в танкисты, кто-то – в штурмовые группы, а кто-то – в службы обеспечения тыла, на склады. Всех призывников сначала прогоняют через целую систему тестов психического и физического развития, смотрят, где человек будет больше всего полезен.
Наверное, многие в курсе, что служба в израильской армии сродни работе: пятидневка с двумя выходными дома. Есть зарплата, отпускные, много льгот, а в дальнейшем запись о службе в трудовой книжке – это жирный плюс при трудоустройстве. К слову, можно остаться в армии и работать до 45 лет, после чего выйти на пенсию с неплохим пособием. Зарплаты военным постоянно растут, поэтому все больше людей связывают свою жизнь с обороноспособностью страны.
Остальные резервисты (уточним, что резервисты – это те, кто проходил службу в боевых частях) ежегодно, до достижения ими 40-летнего возраста, приезжают на военные сборы. За семь-десять дней вспоминаются и оттачиваются необходимые для защиты страны навыки.
«Мы не воспитываем ненависть, мы учим защищать страну»
На вопрос, откуда у миллионов людей такой дух патриотизма и искреннее желание встать с оружием на защиту Израиля, сами жители страны говорят – с детства.
- В школах, а может, и в детсадах, из поколения в поколение объясняют: мы любим нашу страну, хотим, чтобы она процветала. Арабы нам не враги – в Израиле живут, работают и учатся миллионы арабов. Палестина нам не враг – это просто соседнее государство, как Ливан, Египет и все остальные. Мы не воспитываем в детях ненависть к арабам или кому-то еще, ни в коем случае! Но мы говорим, что если кто-то (террористы) захочет на нас напасть – мы должны уметь дать отпор. У нас много скаутских отрядов, военно-патриотических организаций для подростков. Оружие им там не дают, конечно, но какие-то базовые знания по военному делу они получают, - говорит израильтянка Рахель из города Ор-Акива.
Что произошло 7 октября
В этот день Израиль столкнулся с необычайно жестоким всплеском агрессии со стороны террористической организации ХАМАС. Моментально была объявлена мобилизация. И в Израиль со всех концов света помчались граждане этой страны, находящиеся в резерве.
- Мы следили, как это было, и чуть не плакали от гордости за наших людей! Никто их не заставлял, они сами оставили работу, отдых, путешествия и взяли билеты на самолеты, чтобы вернуться домой и защищать страну. Вы сами видели эти очереди в аэропортах. За первые два дня войны собралось больше 300 тысяч резервистов, в ЦАХАЛ уже начали просить людей пока никуда не приходить. Моим друзьям, живущим в Тель-Авиве, пришли электронные экстренные повестки («Цав 8») с указаниями, когда и куда прийти для мобилизации. Они рассказали, что в очереди было очень много репатриантов из разных стран – мужчин и женщин, которые просили отправить их на войну, потому что они медики, например, или умеют обращаться с оружием, - рассказывает Лилия. – Конечно, их никто никуда не отправил, но они могут заниматься волонтерством для нашей армии. Нет, наши солдаты одеты, обуты и накормлены, но люди хотят им помочь по мелочам – гигиенические принадлежности какие-то, белье, вкусняшки… Сборы идут во всех городах, мы уже три раза отвозили пакеты с футболками и бельем.
Возможно, это покажется нам удивительным, но в оборону встали и ортодоксальные иудеи (харедим). Как рассказывают жители страны, несколько сотен резервистов в кипах и с пейсами прошли недельный «курс молодого бойца» и отправились на границу с сектором Газа. На подходе еще несколько групп.
- Мы часто видим их в городе, но ортодокс с автоматом не вызывает потрясения. Они защищают свою страну – какая религия это запрещает? – добавляет Лилия.
Новые герои
В этой войне Израиль увидел своих новых героев: 95-летний дедушка, который изъявил желание воевать вместе со своими внуками и, надев военную форму, пришел на пункт призыва. Или ортодоксальный еврей в аэропорту Нью-Йорка, который купил 250 билетов израильтянам, получившим повестки.
- Он находился у стойки израильской авиакомпании «Эль Аль» и просто покупал билеты для тех, кто показывал ему «Цав-8» - уведомление о вызове в армию. Никто не знает, кто это был, он отказался назваться, но ему безмерно все благодарны. И потом авиакомпания рассказала, что ей поступило много запросов на покупку билетов для резервистов, возвращающихся в Израиль по мобилизации, - добавила Рахель.
Также мобилизовался и пошел служить Авнер Нетаньяху - 29-летний сын премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, сын государственного контролера Израиля Матаньяху Энгельмана – Хагай. Узнав о трагедии 7 октября, Хагай сразу же вернулся из отпуска, который проводил за границей, и немедленно прибыл в резерв. На данный момент он получил тяжелые ранения в секторе Газа и находится в госпитале.