«Настрой боевой – зимуем в Херсоне»
Херсон продолжает страдать от обстрелов. Засевшие на левобережье оккупанты щедро поливают оставленный ими 11 ноября 2022 года областной центр из всевозможных орудий. Снаряды летят в частные дома, многоэтажки, ангары и неработающие заводы – это те места, где стояли сами оккупанты с техникой и где, видимо, по их логике, сейчас должны стоять ВСУ. Чаще всего прилетает в центр города, в Днепровский и Корабельный районы. Поэтому город буквально вымер – уже в два часа здесь едва ли встретишь прохожего. С утра мелкими перебежками люди пытаются сделать покупки или достать что-то у волонтеров и – домой, в мнимую безопасность. Несмотря на установленные на остановках бетонные укрытия, туда практически никто не идет прятаться.
Ни оккупация, ни постоянные обстрелы, ни потоп после подрыва Каховской ГЭС не заставил предпринимательницу из Херсона Алену Красновскую покинуть город. Не собирается она уезжать и сейчас, хотя живет на самом берегу Днепра, куда с легкостью добивают снаряды с той стороны. Прилетало и в ее двор. Изредка отдохнуть от постоянной канонады выбирается к друзьям в Николаев на пару-тройку дней.
- Я устала постоянно прислушиваться к разным звукам, - вздыхает в разговоре с KP.UA Алена Красновская. – Все время слух напряжен - что шуршит, звенит. Скучаю по тишине. В Николаеве, где я сейчас, этого нет, но все равно не можешь расслабиться. Хотя сплю я уже нормально. Скучаю по мирному городу. В Херсоне идешь по парку – вокруг ни души, такая заброшенность. Такое впечатление, что парк принадлежит тебе. Это страшные, тяжелые, но и… очень интересные ощущения. Может, я даже буду по ним скучать.
Подумать, не пора ли куда-то поехать, Алену Красновскую могут заставить, по ее словам, только очень сильные холода. Недавно в ее доме от прилета вылетели стекла. А если зимой еще и не будет света, газа... Хотя и +5 в комнате в прошлом ноябре после освобождения города ее не вынудили собирать чемоданы.
- Окна сама закрыла пленкой, нашла кусок в гараже, - вздыхает Алена Красновская. – Написала заявление властям, что окон нет - никто мне за две недели так и не перезвонил. Хорошо, сейчас на улице тепло, а что потом? Я так понимаю, на зиму мне самой придется их забивать. Нашла волонтеров, сказали: нет материалов, если дадите - мы забьем. Но это тоже вариант. Приеду, буду заниматься. А так вообще настрой боевой. Буду в Херсоне. Что ожидаю от зимы? Надеюсь, что хорошо забью окно и не замерзну. У волонтеров есть какая-то «технология» - они знают, как правильно забить, чтобы было тепло. Так что надежда на них.
За гуманитаркой стоят под обстрелами
Деньгами местным помогают родственники, кому-то друзья. Выплаты от госудаарства составляют всего две тысячи гривен.
- Зато перекладывать тротуарную плитку деньги есть, - злятся херсонцы, оказавшиеся на грани выживания.
Так сейчас живут все местные. Гуманитарка могла бы выручить, но стоять за ней в очереди надо на улице – там можно и «своего» снаряда дождаться. Наша собеседница, например, ни разу за все время не рискнула за ней пойти – жизнь дороже пачки макарон и гречки.
- Я очень сократила свои расходы, практически ничего не покупаю, - отмечает Алена Красновская. – Каждая гривна у всех на счету. Но я верующий человек, считаю, если эта ситуация нам дана, значит, для чего-то это надо. И Херсону в том числе. У каждого города своя задача. Значит, у нашего маленького города вот такая сильная задача. Испытания даются тем, кто может выдержать. Херсон пережил оккупацию, наводнение, обстрелы… Он будет счастливым городом, когда все это закончится.
Черта, отличающая херсонцев, – люди перестали жаловаться. Ну, нет окон и нет. У соседа вон часть стены снесло. И сосед не унывает: пробежался по знакомым и волонтерам, достал кирпич, цемент – заложили. Хуже, если от дома не осталось ничего.
- У второго соседа очень сильный прилет был. Внешне дом вроде как целый стоит, но внутри – его нет, полная разруха, жить там невозможно, - описывает Алена. - Они достреливают через речку - поэтому так. А в другие районы, которые подальше, они уже не могут достать. Так что Херсон живет по-разному. Мы все ждем победу. Говорят, немного их отодвинули, и обстрелов теперь будет еще больше. Знаю одно: если их немножко отодвинули, значит, мы уже ближе к победе. Вот это меня радует, а все остальное переживем.
Питьевая вода только платная
Насущная проблема для жителей Херсона – питьевая вода. Нет, она есть, конечно, только за нее надо платить. А на две тысячи гривен в месяц, которые раньше, в той прошлой, почти забытой жизни, тратились за день, не пошикуешь.
- В Николаеве, смотрю, питьевая вода везде бесплатная, - делится наша собеседница. – У нас, говорят, бесплатная есть на Острове (самый обстреливаемый и пострадавший от потопа микрорайон Херсона. – Авт.). У меня машины нет, а идти пешком в центр, где стреляют по всему, а оттуда на автобусе ехать за бесплатной водой я не вижу смысла.
Из-за этих и не только проблем херсонцы недолюбливают свою местную власть. Даже собрали подписи и подписали петицию, чтобы сняли и городского, и областного глав. Но они все равно остаются на своих постах, а горожане - без питьевой воды. Что уж говорить о банальной помощи с выбитыми от прилетов окнами в преддверии зимы.
А вот коммунальщиков местные боготворят. Эти ребята работают под обстрелами, чтобы быстрее вернуть жителям пропадающие после прилетов свет или воду.
Что еще тревожит херсонцев – так это коммунальные платежи. Понятно, денег их оплачивать сейчас ни у кого нет. Но рано или поздно, после войны, придется же заплатить. Представить себе будущие суммы за газ, свет и прочее людям просто страшно…
Работы в Херсоне сейчас почти нет. Из предпринимателей немногие рискуют открыться – прилетает. Можно найти продукты, есть пара кафе. Но в основном люди сидят по домам.
«Пока есть люди, город живет»
Транспорт ходит только в тех районах, куда орудия достают реже. Например, в Днепровском, который расположен на берегу, автобусов нет. Все ходят пешком.
- Мои друзья, знакомые, дети постоянно спрашивают: почему ты там остаешься, почему ты не выезжаешь, - делится с нами Алена Красновская. - А я не хочу и не могу оставить свой город. Я не хочу жить в другом месте. Если бы все люди взяли и выехали из Херсона, город бы умер. А пока есть люди, город живет.
Херсонцы убеждены, что в городе остались (или появились) «сочувствующие» оккупантам. Примечательный случай: после долгого перерыва открылся ТЦ в центре, и туда волонтеры с эмблемами на футболках начали сносить матрасы, видимо, готовили для кого-то спальные места. На следующий день туда – три прилета. К счастью, обошлось без жертв, но, по мнению местных, наверняка кто-то подсказал.
Праздничный стол собрали всем миром
Обстрелы не заставят херсонцев пропустить один из главных праздников – годовщину освобождения города 11 ноября.
- Однозначно мы будем праздновать, - находит повод для улыбки Алена Красновская. - У нас праздники и подарки видоизменились, но они есть. Нас освободили 11 ноября, а у меня день рождения 16-го. В прошлом году пошла на рынок – ничего нет, на второй день – тоже ничего. Решила, значит, никак не буду праздновать. Тут идет ко мне сосед, несет два батончика: «Поздравляю с днем рождения!». Еще одни соседи дарят бутылку шампанского и конфеты, еще один: «Шел, иностранцы делали пиццу и бесплатно раздавали, держи». У меня был батончик «сникерс» - порезала его, закипятили чай – и у нас был такой праздник! Это реально дорогого стоит.
А еще в Херсоне уже знают, как будут праздновать победу – закатят во дворах пир горой. Главное, чтобы она поскорее пришла.