Волонтер Елена Ярошенко бесплатно организует военным свадьбы в разных уголках Украины и даже на линии фронта.
Похоже, судьба заранее готовила ее для таких проектов. В 2006 году у Елены, которая тогда жила в Запорожье, появилось агентство по организации свадеб, школа невест, школа координаторов, школа организаторов.
В 2014 году ей пришлось заняться волонтерством, сначала помогала переселенцам, потом военным. «Свадебную» работу пришлось отложить – дел хватало. Но через какое-то время к Елене стали обращаться военные, которые вернулись домой и решили жениться. Они знали, чем Елена занималась, поэтому советовались, где выбрать платье, какой ресторан лучше…
- Поначалу я просто дарила им что-то от себя, позже возникла идея сделать с друзьями совместный проект, - вспоминает Елена. Так в 2016 году появился проект Елены " Кохання перемагає ". К работе волонтер приглашала специалистов, готовых предоставить бесплатные услуги – парикмахеров, стилистов, фотографов…Так команда выросла до 30 человек.
После полномасштабного вторжения пришлось переехать из Запорожья в Хмельницкий. Но дело осталось. Сегодня Елена не только помогает военнослужащим со свадьбами, но и поддерживает отношения с парами, мирит тех, кто ссорится. Подробности Елена рассказала KP.UA.
“В первый год после февраля 2022 было много желающих пожениться”
- Елена, как начинался и развивался проект «Кохання перемагає”?
- Первые пять платьев нам подарил свадебный салон в Запорожье - мы начали работать. Когда накопили побольше платьев и о нас стали писать в соцсетях, девушки со всей Украины и мира начали присылать нам свои наряды. Их было достаточно много, чтобы отсылать невестам в другие города. Так мы "разрослись" и уже работали почти во всех городах Украины, по всей линии фронта.
Я ездила в Мариуполь, в Авдеевку. Свадьбу морпехов проводили прямо на берегу моря... Сегодня принял эстафету Хмельницкий, где я сейчас нахожусь. Здесь мы стараемся организовывать более масштабные свадьбы, но Запорожье пока никто не переплюнул: моя команда сегодня справляется без меня, я только организовываю процесс.
- Первая свадьба проекта, наверное, запоминается наиболее сильно. Помните, как это было?
- Это была свадьба молодого человека, который на одной из станций Донецкой области попросил девушку-кассира зарядить телефон. Пока телефон заряжался, он влюбился. Позднее они приехали к нам жениться.
Дальше были бойцы из частей, стоявших в Запорожье. К нам присоединилась украинская православная церковь. С разрешения капеллана, работавшего на Хортице, мы расписывали и венчали пары - было очень красиво.
Так работаем по сей день. Швейные фабрики, салоны и невесты до сих пор присылают нам свои платья. Некоторым из них уже десять, а порой больше лет. У меня было платье, которому 35 лет.
- Какие платья вам присылают?
- Не все невесты сохраняют платье в нормальном состоянии. Некоторые из них - в пятнах, тональном креме... Часть платьев мы переделываем - снимаем мишуру и отдаем девушкам-вышивальщицам, которые расшивают их в украинском стиле.
Если вернуть праздничный вид платью нельзя, дарим им вторую жизнь. В Запорожье почти во всех детских садиках, театрах, театральных школах и танцевальных кружках есть наши платья. Там они становятся снежинками, снежными королевами и принцессами.
Сегодня мы передаем свадебные наряды Хмельницкому областному музыкально-драматическому театру имени Михаила Старицкого. Они счастливы: у них больше новых платьев.
Если платья висят у нас год-два и их никто не берет - мы их обновляем. Я стараюсь, чтобы они выглядели современно: девушки хотят быть красивыми..
- Много свадеб вы провели после 24 февраля? Все говорят о буме на свадьбы среди военных.
- В первый год было много желающих! Единственное, я переехала в Хмельницкий, а здесь немного другие люди: они с трудом принимают новичков. Поначалу боялись к нам идти.
Но все же один военный пришел. Сказал: мы с женой живем 12 лет вместе, но я ухожу на фронт. Оттуда, куда нас посылают, шансов вернуться мало. Хочу, чтобы у нас и у наших детей был счастливый день свадьбы, фотографии на память, а у жены - официальный статус. Говорит: мы тихонько распишемся... Мы ответили: нет-нет-нет! Не тихонько!
Так мы в Хмельницком парке им. Шевченко сделали первую красивую свадьбу. Местные говорили: а что, здесь можно делать свадьбу?
Молодожены не знали, что будет. Жениху сказали прийти в парк и ждать. Невесту забрали раньше - с ней работали визажисты, парикмахеры, флористы… Вывели ее как принцессу.
Я привезла из Запорожья старинные казацкие и родноверовские традиции от наших друзей. Сделали традиционную украинскую свадьбу. Надевали на молодых венки, разламывали каравай, они проходили под всеми свадебными рушниками. Для них это был настоящий праздник, у них так горели глаза! И память яркая осталась, и дети на свадьбе родителей побывали.
- А если боец на фронте, как получается организовать торжество?
- Все зависит от молодоженов. Часто ребята пишут: обещают отпустить в отпуск, но не знаю когда. Я отвечаю: если не знаешь когда, начинаем подготовку уже сейчас. Невеста присылает мне свои параметры - я отсылаю ей 3-4 платья, аксессуары, рушники, бокалы, иконы, если нужны. Все, что мы можем, если это далеко. Когда жених получает отпуск, молодые уже собраны - идут и расписываются.
Единственная проблема, которая возникает на этом этапе, - у нас нет платьев от 50-го размера нормального состояния и количества, а девушек сейчас таких очень много.
Если мы можем дотянуться до города, например, это Запорожье или Хмельницкий, за день-два группируемся, проводим бесплатную выездную регистрацию, подтягиваем визажистов, парикмахеров, флористов, фотографов, операторов, чтобы по максимуму помочь паре. Если у них есть желание идти на банкет - туда они идут уже сами, это их расходы. А мы дарим праздничное событие, которое останется с ними на память.
У нас в Запорожье когда-то была свадьба двойная, женились сразу два военных. Мы делали двойную выездную регистрацию. Наш любимый ресторан «Сан-Райс», который на сегодняшний день разбомбили, тогда выставил фуршет. У каждой пары было по караваю, тортику… Все-все-все!
- После вторжения состав вашей команды не изменился?
- До вторжения было легче работать, а сегодня выехало много операторов и фотографов. В Запорожье остались две девушки, которые делают свадебные тортики и даже соревнуются между собой. Одна говорит: ты на прошлую свадьбу делала тортик, сейчас мой черед.
У нас есть столовая, директор которой на каждую свадьбу дарит нам каравай.
Так если мы, не дай Бог, забыли ей позвонить и сказать, что нам нужен каравай, такие обиды будут… Потому что это традиция: “Без моего каравая нельзя расписывать молодоженов!”
Пока мы не можем часто венчать на Хортице, потому что капелланы на фронте, кроме того, это место, куда часто прилетает, потому мы не можем его использовать для свадеб. Но все равно мы находим какие-то варианты.
«Девушке-военной хочется отправить побольше свадебных платьев – чтобы ощутила себя невестой»
- Интересно, а где военные находят свою любовь? Возможно, люди знакомятся на фронте или складывается пара - волонтер и военный?
- Вариантов очень много. В последний раз к нам обратился парень. Он военный, был дома в Закарпатье. Зашел в магазин, встретил девушку, которая шла в церковь. Увидел ее - и влюбился. Они познакомились. Вернулся на службу в Запорожскую область, а девушка оказалась из-под Запорожья. Судьба нашла ее там и вернула сюда. Он сделал ей предложение, она сказала “да”. Девушке 16 лет. Родители дали согласие. Сейчас ему 22, они готовят свадьбу.
Очень много ребят знакомятся. В Запорожье, например. Военные приезжают в город - знакомятся с девушками. Конечно, есть отдельная категория - волонтеры и военные, но тут контингент постарше. Есть девушки-военные, их тоже очень много. Такой хочется отправить как можно больше платьев, чтобы она все примерила и почувствовала себя невестой.
- Какие свадьбы или истории пар запомнились вам больше остальных?
- Каждая свадьба и история уникальна. Я знаю судьбы почти всех пар, поддерживаю с ними контакт. У многих детишки, есть даже двойня. К сожалению, есть и погибшие ребята.
Вспоминается очень красивая свадьба. Пара познакомилась в группе Facebook. У нее была дочь от первого брака, которая не воспринимала жениха мамы, никак не могли наладиться их отношения. Мы поняли: на свадьбе ребенок не почувствует, что он в семье. Поэтому появилась задумка…
Когда молодые обменялись клятвами и надели обручальные кольца, я обернулась и говорю: "А сейчас жених хочет сделать предложение еще одной девушке". Надо было видеть лица гостей в тот момент… Он обернулся, встал на колено перед девочкой, открыл коробочку, а там цепочка с сердечком, и говорит: "Я прошу тебя стать моей дочерью".
- И как девочка отреагировала на такое предложение?
- Была в шоке, но согласилась. Теперь у них отличные отношения, в семье родилась еще одна девочка. Он снова вернулся на фронт, а они его ждут.
«Процент разводов небольшой, но он есть»
- Как сейчас пары, которые поженились с вашей помощью? Крепки ли они? Не было ли разводов и как складываются судьбы этих людей?
- Мы, конечно, даем счастливый билетик, но иногда это такая быстрая свадьба, что даже мы понимаем: здесь может быть развод.
- Это потому, что люди только познакомились и не успели друг друга узнать?
- Да-да. Это эмоции на волне влюбленности. Тем более во время войны… Ребята ищут кому писать, с кем общаться, того, кто будет их ждать. Иногда свадьба - необдуманное решение. Поэтому есть небольшой процент разводов, но это маленький процент, что меня очень радует.
Мы понимаем, что развод возможен: это человеческий фактор. Иногда ребята очень ветреные. До этого у него было две жены, и я понимаю, это не последняя и еще таких будет штук пять. Он чувствует себя героем, когда в него кто-то влюбляется, ведет себя как павлин: я герой, я защитник…
Затем люди женятся, она начинает смотреть на него уже не как на героя, а как на своего мужа, который должен выносить мусор и зарабатывать деньги. Его это уже не устраивает, и он ищет следующую, которая будет смотреть на него как на героя и думать, что он супермен. Это человеческий фактор, и мы это понимаем.
К счастью, большинство пар действительно крепкие. Хотя и не без сложностей: ребята возвращаются с войны с психическими проблемами, неконтролируемыми приступами агрессии. И когда они это понимают, мы ведем их к психологам.
Иногда бывает, что он возвращается, а она говорит: "Я не за такого выходила замуж". Действительно, он немного другой. Если мы с парой в контакте, объясняем: война меняет всех. Если она не изменила тебя, это значит, что в твоей жизни ничего не произошло. Ты не пошла плести сетки или помогать раненым. Ты как жила в розовом пузыре, так и живешь, а он - нет. Его коснулась эта обжигающая война.
Но в большинстве случаев девушки, которые выходят замуж за военных, понимают ребят и их поддерживают, а это самое главное.
- То есть вы пытаетесь не только поддерживать контакт с парами, которых женили, а даже время от времени их мирить?
- Да, направляем к психологам.
Бывают такие случаи, когда я звоню парню и высказываю все, что думаю на его счет. Одному недавно сказала: ты говнюк и подлец. Не дай Бог что-то случится с твоей женой, я встану на ее сторону, а тебя похороню своими руками.
- Даже не представляю, что могло произойти…
- Он такой: ну ты же мой друг, а не ее. Я говорю: да, я твой друг, я тебя знаю с 2014 года, а ее знаю с 2018 года. Но ты привез девушку сюда, ты оторвал ее от семьи, ты бросил ее в городе под обстрелами. Она не изменилась. А то, что у тебя снова какая-то любовь в заднице заиграла, меня это не интересует. Ты взял ответственность за этого человека, неси ее.
- И как, со временем наладились дела в этой семье?
- Мы в процессе. Но я ее очень поддерживаю. Для меня она как ребенок: она молода, в чужом городе и даже в чужой стране, рядом нет поддержки, близких, прилетает то с одной стороны, то с другой. И она все равно хочет быть украинкой, жить в Украине, для нее это очень важно.
- А из какой страны эта девочка?
- С недружественной.
“Собственную свадьбу отпразднуем после победы”
- Наверное, свадьбы и вам помогают легче пережить войну.
- Я всегда говорю, что живу в двух, а сейчас почти в трех мирах. В первую очередь, это военная помощь, во вторую - свадьбы. Третья - маленький темный мир: когда ребята погибают, остаются их семьи. Уже восьмой год у нас существует проект «Волшебник», мы собираем подарки для детей погибших. Одно перетекает в другое, второе - в третье. К сожалению. Но все миры мы объединяем нашей командой, и это дает нам силы.
- А для себя вы успели устроить свадьбу?
- У нас была назначена свадьба, но подлец Лукашенко вывел войска на границу, и за два дня до этого события все отложилось: часть мужа уехала на границу.
Второй раз собирались жениться - начался ковид и запретили выходить из квартир.
В третий раз собирались жениться - буквально за несколько дней началось вторжение.
Мы решили: не будем рисковать, дождемся победы. У нас уже все готово, и платье висит в шкафу.
- Как говорится, сапожник без сапог.
- Ну а что делать? Когда муж военный, он - военный. Ты можешь обижаться, плакать, но понимаешь, что этого ничего не изменит. Есть долг. Так что сначала победа, потом собственная свадьба. А пока подарим праздник другим.
@lenko.ua ♬ River Flows in You - 纯音乐 - M先森