Чувство вины, страхи, домашнее насилие. На что жалуются мужчины

Больше года в Украине работает линия психологической поддержки сугубо сильного пола.

скрин UNFPA Ukraine

Они сильны, мужественны, должны выдерживать испытания, нести нагрузки, решать проблемы, принимать судьбу, не жаловаться. Часто именно такие социальные требования предъявляются к мужчинам, потому что они родились мужчинами. Но ведь мужчины, как и женщины, переживают минуты слабости, растерянности, отчаяния и нуждаются в поддержке.

13 октября отпраздновал годовщину проект "Линия психологической поддержки для мужчин", который реализуется в Украине UNFPA - Фондом ООН в области народонаселения при поддержке правительства Великобритании в сотрудничестве с ОО "Инновационные социальные решения". О проекте и его миссии KP.UA беседует с координатором линии Ульяной Мирошниченко.

90% мужчин никогда не получали психологическую помощь

- Ульяна, в Украине работает немало телефонных номеров по оказанию психологической помощи. Все они, как говорится, гендерно равны. Почему ваш проект выделяет мужчин?

– Все психологические сервисы ориентированы в основном на женщин. Женщинам гораздо легче, проще говорить о своих проблемах, переживаниях. Что касается мужчин, то они предпочитают скрывать свои сложные жизненные обстоятельства. При полномасштабном вторжении количество стрессовых ситуаций увеличилось. Потребность услышана и принята возросла. Мужчин сдерживает много гендерных стереотипов: что они сильные, независимые, что все трудности должны преодолевать сами, что просить помощи стыдно... Накануне запуска работы нашей горячей линии был проведен опрос, в ходе которого мы выяснили, что 68% мужчин в Украине испытывают стресс, то есть почти каждый 3-й мужчина находится в состоянии постоянных переживаний.

- Опрос проводился после полномасштабного российского вторжения?

– Да. Мы начинали свое исследование в начале лета прошлого года, в нем принимали участие мужчины от 18 лет и старше. 68% респондентов переживали стресс, но при этом 80% опрошенных выражали убеждение, что должны самостоятельно преодолевать свои проблемы. 90% опрошенных никогда не получали психологическую помощь в каком-либо виде и не идентифицировали себя с ней. На основании этих исследований мы и решили запустить работу горячей линии 23-45 года.

Звонят гражданские, военные, ветераны

– Вы говорите, что 90% не идентифицировали себя с психологической помощью. Как привлекали первых клиентов?

- Работа линии поддержки для мужчин сопровождается мощной коммуникационной кампанией по изменению взглядов и стереотипов в обращении мужчин за психологической поддержкой. Мы размещали информационные ролики на YouTube, сотрудничали с блогерами, радио, телевидением. Все это помогло и продолжает помогать информировать население о работе линии поддержки для мужчин и создавать аудиторию.

– Если человек обращается к психологу, он так или иначе хочет пожаловаться на себя, окружающих, просто на жизнь. На что жалуются мужчины?

– Мы говорим о том, что наши клиенты не жалуются! Наши клиенты озвучивают вопросы и проблемы, которые волнуют их в условиях сегодняшнего дня. За год работы мы выделили пять самых распространенных запросов.

– Откуда чаще всего вам звонят?

– Если территориально, то у нас есть топ-5 областей. А именно – Киевская, Днепропетровская, Львовская, Харьковская, Полтавская области. Есть запросы от гражданского населения, военных, ветеранов. По характеру они, конечно, разные. Возраст абонентов в подавляющем большинстве от 36 до 45 лет. На втором месте мужчины в возрасте 26 – 35 лет, на третьем - от 46 до 55 лет.

Жена не хочет возвращаться, еще и развестись хочет

- Доминирование пожилых людей может быть связано с возрастным кризисом?

– Нет, не связано. Дело в том, с чем сталкиваются наши клиенты. Гражданские больше испытывают тревожные состояния, навязчивые мысли, чувство вины. В последнее время увеличилось количество звонков о конфликтах в семьях. Есть запросы от мужчин, боящихся мобилизации. Часть военнообязанных остались без работы и не могут трудоустроиться. Есть запросы от военных, которые находятся в госпитале и переживают за свое будущее – каким оно будет. Также к нам обращаются ветераны, которые вернулись из активных боевых действий и не могут адаптироваться к "мирной жизни", потому что чувствуют необходимость быть рядом с собратьями.

– В Украине растет количество разводов. Есть жалобы на женщин, уехавших за границу и желающих на расстоянии расторгнуть брак?

– Да, такие запросы есть. Особенно переживают мужчины, которые сами инициировали, чтобы жена уехала в безопасное место, а теперь через полтора года она не только не хочет возвращаться, но и стремится развестись. Такие мнения у женщин связаны с разными причинами, со страхами, обстрелами в Украине, желанием дать ребенку европейское образование, неизвестностью, когда сможет приехать мужчина или вообще они смогут увидеться.

– А мужчины жалуются на домашнее насилие? Сейчас из-за страха перед мобилизацией многие из них начинают зависеть от женщин.

- Да, у нас есть запросы по поводу экономического насилия. Это составляющая домашнего насилия. Очень часто домашнее насилие воспринимают только как физическое (побои, пинки, оплеухи), но оно имеет разные виды. Часть запросов связана с тем, что женщины не понимают положение мужчины, манипулируют тем, что сейчас именно они финансово обеспечивают семью или "выделяют" средства мужчинам из семейного бюджета. Некоторые рассказывают, что жена вывезла за границу финансовые накопления в дополнение к желанию развестись.

О самоубийцах – это миф

– То есть большинство обращений ваши абоненты связывают с войной?

– По-разному бывает. Часть клиентов связывают свои проблемы с военной ситуацией, но есть такие клиенты, которые об этом не говорят. Просто говорят, что вот такая-то история и она смущает.

- Есть мнение, что на телефонные горячие линии часто звонят потенциальные самоубийцы. Это миф или правда?

– Звонки, касающиеся суицидальных мыслей, у нас есть, но на самом деле их немного. Если мы их обнаруживаем, то должны стабилизировать состояние человека и перенаправить его по специализированной линии предотвращения самоубийств - Lifeline. Мы не берем человека в длительную психотерапевтическую работу, мы оказываем экстренную психологическую помощь. Мысль о том, что на горячие линии обращаются исключительно потенциальные самоубийцы – это миф, потому что мы видим, что мужчины обращаются с совершенно разными запросами и имеют разные потребности.

– Сколько может продолжаться разговор с психологом на вашем номере?

- Средняя продолжительность консультации 25 минут.

– И этого хватает, чтобы вывести мужчину из депрессивного состояния?

– Это средняя продолжительность консультации. Есть звонки гораздо короче, когда к нам звонят по телефону женщины или с вопросами не психологического характера. Есть звонки, где клиент требует большего внимания. 25 минут – это средний показатель продолжительности. Полноценная консультация длится 60 минут. Да, этого времени достаточно, чтобы выслушать, стабилизировать состояние, помочь найти в себе внутренние ресурсы, чтобы человек мог справиться с ситуацией. Если психолог видит, что абонент нуждается в длительной терапевтической работе или другой профильной помощи, он пользуется картой перенаправлений и направляет клиента в другой сервис для получения необходимой помощи.

Консультируют и женщины также

- А бывает, что одни и те же клиенты звонят по нескольку раз, потому что в этом нуждаются?

- Консультирование, напоминаю, анонимное, поэтому мы не можем отслеживать, кто именно и сколько раз звонил по телефону. Если человек нуждается в разговоре вторично, конечно, он может это сделать. Мы снова проведем работу по стабилизации состояния, поможем найти ресурсы и перенаправим по необходимости. Некоторым мужчинам действительно нужно позвонить два-три раза, чтобы пойти в длительную терапевтическую работу с другим специалистом. Говоря на языке статистики, мы имеем 58% клиентов, которые говорят, что их психоэмоциональное состояние улучшилось после одной консультации.

- Мужчин консультируют мужчины-психологи или женщины тоже?

– У нас на линии работают и мужчины, и женщины. Сейчас у нас есть команда из 13 психологов.

– А бывает такое, что мужчина не хочет говорить с женщиной?

- Во время опроса, проводившегося перед запуском линии 2345, мы выяснили, что на ней должны работать и мужчины, и женщины.

Отношения нуждаются в ежедневной работе

– Сколько за год приняли звонков?

- На момент годовщины было принято 8556 звонков, сейчас есть около 9000.

- Звонков становится меньше или их число увеличивается со временем?

– Точно не меньше становится, а больше. К нашей информационной кампании прибавился процент абонентов, которые обращаются на линию по рекомендациям своих друзей или знакомых. Стресс и травматические события, не прорабатываемые со специалистами, могут стать триггером для развития проблем в семье, вплоть до домашнего насилия. Поэтому очень важно своевременно заботиться о своем ментальном состоянии. Сегодня мужчины нуждаются в внимательном отношении к себе и своим потребностям, поддержке, осознании того, что с ними происходит и как именно это можно изменить. На линии психологической поддержки каждый мужчина будет услышан нашими специалистами. Психологи-консультанты зададут вопросы, которые помогут найти верное решение.

- Что посоветуете парам, которые не хотят разводиться, но имеют проблемы в отношениях?

– На все случаи не существует одного совета. Важно помнить, что любые отношения нуждаются в ежедневной работе. Люди часто обижаются друг на друга: ты меня не понимаешь! А понять часто невозможно. У каждого есть свой предыдущий жизненный опыт, есть свой взгляд на жизнь. У мужчин вообще другой опыт, чем у женщин. Не надо зацикливаться на "понимаешь - не понимаешь". Надо сконцентрироваться на том, чтобы послушать, услышать, поддержать, помочь.

Куда обращаться

Горячая линия по номеру 23-45 бесплатная, работает круглосуточно.

Операторы – квалифицированные психологи с многолетним опытом психологической практики.

Звонить мужчины могут по любым вопросам, вызывающим стресс: проблемы на работе или в отношениях, переживания из-за войны, сложности в регуляции гнева и т.д.

Горячая линия поддержки анонимна.