Во что превращается Мариуполь? В укрупненный среднеазиатский кишлак, если судить по народонаселению этого приморского города? В «потешный» анклав, в котором натыканы веселенькие домики, но при этом людям негде жить? В аналог северокорейской потемкинской «деревни» Киджондон? Да во что угодно, только не в наш родной украинский Мариуполь. В городе сейчас происходит коммунальный (и не только) катаклизм. Впрочем, чего еще можно было ожидать от оккупантов?
Элитные новострои - вымершая зона
А ведь какие планы рисовали, какими перспективами дразнили! Обещали восстановить, отстроить лучше прежнего, запустить, вернуть, предоставить, осыпать… В итоге - развалили, отобрали, убили, обманули.
И даже распиаренный всеми средствами российской пропаганды выстроенный на пустыре жилой комплекс «Невский», куда весной приходил сам Путин и жал руку «жителю», уже не выдерживает критики. Да и Путин, говорят, был ненастоящий, и «местный житель» едва успел спрятать погоны ФСБ, а «Невский» оказался всего лишь пестро раскрашенным фасадом, за которым – ничего.
- Дома в «Невском» практически не заселены, живут там единицы – в основном, россияне и немного местных жителей. Дома не газифицированы, все на электричестве, в том числе и печи. Проблема в том, что с электричеством проблемы, может по три дня не быть света в доме. Такая же ситуация и в ЖК «Изумрудный». Люди буквально воют, а что могут поделать? При этом вечером гнетущее впечатление от этих домов – стоят пустые темные коробки с редкими светящимися окнами. На детских площадках нет детей, на стоянках – хорошо если одно авто. Абсолютно вымершая зона, - делится впечатлениями бывшая жительница Мариуполя Анна Леонова.
Мариупольцы не могут понять, зачем надо было строить раскрашенные дома, если в них все равно никто не живет? Им отвечают: уж явно не для них, потерявших жилье, а для россиян, желающих взять эти квартиры в ипотеку под льготные 2%. И таких немало! По их убеждениям, «война же когда-то закончится, а у нас уже будет квартира на море». Не надо искать логику в этих словах, ее там нет.
- Коллега моей мамы получила квартиру в «Невском». Просто чудом, буквально выбивала ее у «властей», ведь ее дом снесен до основания. Она была счастлива в новой квартире не очень долго. Вот уже полгода мы чуть ли не каждый день слышим от нее нытье: то проводку замкнуло, то трубу прорвало. Теперь нам понятно, почему в этих домах не живут люди, - поясняет еще одна мариупольчанка Марина Левченко. – Там нет условий. Те, кому квартиры дали, не могут их обставить – на мебель и все остальное нужны деньги, а где их взять?
Возвращение в прошлый год
На слуху еще недавняя авария в «Невском», когда масштабный прорыв канализации чуть не превратил цветные дома в зловонное болото. Спасатели долго устраняли проблему, но и после починки системы желающих жить в «Невском» не прибавилось.
- За «Невским», говорят, россияне укрепрайон из бетона отливают. Вполне возможно, что эти квартиры под «орков», которые будут с "мирняком" вперемешку жить. Дебилы построили коробки, а запаса коммуникаций под них не хватает. Я не только про электрику, а про водоснабжение и водоотведение: видно, понимают, что если всех заселят, то все в г…не будет, - рассказал местный житель.
В жилом комплексе «Изумрудный» жильцы, устав от отсутствия электричества сутками, снова начали готовить еду на кострах во дворах, вспоминая зиму-весну 2022-го.
- Мы снова возвращаемся в прошлый год. Холодная зима (в данный момент осень), без тепла, света и воды. Городская электролаборатория соизволила только вчера под конец рабочей смены приехать на 10 минут посмотреть и уехать, - пишут жители в местных пабликах.
В частном секторе, несмотря на многочисленные обещания, жители сами готовили свои дома к зиме, заделывая дыры тем, что под руку попадется. Новые «власти» никаким образом не участвовали в восстановлении жилья – максимум, на что хватало оккупационных чиновников, так это на участие в телеэфирах, где они называли суммы, выделенные на восстановление Мариуполя. Невооруженным глазом видно, что львиная часть этих денег до города не дошла.
Предъявите право на проживание!
При этом мариупольцев не устают пугать нововведениями. Например, объявлена всеобщая инвентаризация жилья. Создаются комиссии, которые будут ходить по квартирам и проверять документы на право собственности у хозяев. Мариупольцы единогласно утверждают: готовится грандиозный «отжим» квартир.
«Администрация города Мариуполя просит жителей отнестись с пониманием и предоставлять членам комиссии к проверке правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и документы, удостоверяющие личность собственников и всех проживающих. В случае отсутствия собственника на объекте в период работы комиссии по уважительной причине, собственнику необходимо самостоятельно обратиться и предоставить вышеуказанные документы», - говорит в документе оккупационной власти.
- Но как быть тем, кто находится за границей? Кто уехал, забрав документы на жилье, а в свою квартиру поселил друзей или родственников, оставшихся без крыши над головой. Что они могут предъявить комиссии? Какие причины считаются уважительными? – задаются вопросами жители Мариуполя. – Ясно же, что будут выявлять целые бесхозные квартиры и заселять туда либо гастарбайтеров, либо россиян, приехавших «жить к морю». Наверняка эти квартиры будут продавать.
«Гостей» мы ненавидим»
Мариуполь кишит выходцами из Азии и с Кавказа, и это не было поводом для беспокойства раньше, но сейчас картина иная. Город постепенно исламизируется, мариупольчане уже рассказывают о многодетных семьях, где мама в чадре, а папа – громкий и наглый. Приехавшие в приморский город на заработки, гастарбайтеры остаются тут и выписывают к себе своих родных.
- Мы их ненавидим! Они забрали себе всю работу: укладка дорог, например, строительство и так далее. Местным жителям разрешают разве что разбирать завалы, которые до взрывов были домами. Да, там работы много, но на деньги «кидают» через раз. Зато приезжие чувствуют себя неплохо, у них зарплаты от 100 тысяч рублей и выше плюс компенсации, - жалуется житель города Сергей.
Хотя не все «командировочные» могут похвастаться этим – и «рынок рабов» в самом центре Мариуполя может быть тому подтверждением. С раннего утра у площади Свободы на пересечении с проспектом Мира собираются «свободные руки». Хозяева нанимают их на разовые работы – починить, залатать, выкопать и т.п., платят от 2500 рублей в день. Никакой бухгалтерии, никаких налогов, никакой ответственности. Мариупольчане в шоке: такого в их городе никогда не было.
- Куда ни посмотри – везде тихий ужас. Мусор – очень много мусора везде. Руины – везде, кроме центра. Но и там красят домики только те, которые выходят на проспект. Все что в глубине – так и стоит раздолбанное. Цены – космические, кафе и рестораны работают через день-два, но от них толку никакого. Много агрессии, драк, ДТП, особенно с военными, которые ездят и под «градусом», и под мефедроном. По телевизору в Мариуполе все прекрасно, по факту – это просто убитый город-зомби, - комментирует житель Мариуполя Максим Юлицкий (имя изменено).
Зачем приплыл балкер?
Все попытки горожан добиться от оккупационных властей хоть чего-то, бесплодны. Если ремонты делаются, то исключительно под телекамеры и в единичных случаях. Однако ежедневно докладывается об освоении очередной многомиллионной суммы из российского бюджета «на восстановление Мариуполя». По этой причине Донецк уже ненавидит приморский город, поскольку в бывшую шахтерскую столицу отправляют мизерные средства, а восстановление домов, пострадавших еще в 2014-2015 годах, продолжается очень неспешно.
Зато оккупанты «обрадовали» население тем, что углубили дно в районе порта, и туда уже пришел балкер из России. Как рассказал советник мариупольского городского головы Петр Андрющенко, это судно морского класса пришвартовалось возле причала судоремонтного завода. На балкере есть кран, его полная грузоподъемность составляет более 5000 тонн. По мнению Андрющенко, судно произвело тестовый проход. Что привезет балкер в следующий раз на своем борту – можно легко догадаться. Нет, это не стройматериалы для восстановления домов или заводов, а вероятнее всего, оружие. Мариупольцы, которые потеряли свой город, постепенно теряют надежду на его восстановление и возвращение.
- Оккупанты разрушили дома, снова переименовали улицы в "Артема" и прочие типа «Ленинского комсомола», разрушили градообразующие предприятия… Обещали разминировать «Азовсталь», запустить железную дорогу в Россию, перезапустить ММК им. Ильича. В общем, наобещали с три короба, навезли своих военных и «иностранных специалистов» - и на этом все. Люди не знают, как переживут эту зиму – Мариуполь не готов вообще к холодному сезону! – сокрушается Максим Юлицкий. – Коммунальщики говорят, что подали отопление в дом, но оно не доходит до квартир. В доме на улице Урицкого включали на пару дней. Часть стояков закрыта, часть - завоздушена. Начались утечки - отопление выключили. А чем ремонтники летом занимались?
Розовые очки по поводу «новой жизни в Мариуполе» слетают у многих. Одно дело – смотреть телевизор, другое – ощутить все «прелести русского мира» на собственной шкуре. Когда нет света, воды и тепла, мариупольцам меньше всего хочется слушать о прекрасных перспективах будущего. Они хотели хотя бы банально согреться в настоящем.